Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Общая рецептура. Твердые и мягкие лекарственные формы».



2. Цель:ознакомить студентов с определением предмета фармакологии, ее задачами. Научить общим принципам оформления и составления рецептурных прописей на твердые и мягкие лекарственные формы.

3. Задачи обучения:

1. Научить общим принципам оформления рецептов и составления рецепторных прописей, выписывать рецепты на различные лекарственные формы и рассчитывать дозы и концентрации лекарственного средства;

2. Научить выбирать лекарственную форму и способ применения лекарственного средства;

 

4. Основные вопросы темы:

1. Определение предмета фармакологии, ее место среди других медико-биологических наук.

2. История развития фармакологии. Достижения и перспективы развития фармакологии.

4. Государственная фармакопея, ее содержание и назначение.

5. Фармакологический комитет, его назначение и функции.

6. Аптека, ее структура, назначение, хранение лекарственных препаратов.

7. Документы, регламентирующие хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных учреждений.

8. Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, разрешенных к отпуску без рецепта врача.

9. Рецепт и его структура, обозначения, сокращения. Общие правила составления рецептов.

10. Формы рецептурных бланков.

11. Особенности выписывания ядовитых, сильнодействующих наркотических средств и препаратов, обладающих одурманивающим действием.

12. Лекарственные формы и их классификация.

13. Твердые лекарственные формы:

А. Порошки, общая характеристика, классификация порошков, правила выписывания рецептов на простые и сложные, разделенные и неразделенные порошки, порошки для внутреннего и наружного применения, растительные порошки в вощеной бумаге;

Б. Капсулы, их применение, виды, правила выписывания, понятие о микрокапсулах, о глютоидных капсулах, о спансулах;

В. Таблетки, классификация, преимущества, правила выписывания.

Г. Драже, особенности, достоинства, правила выписывания

Д. Гранулы, понятие, правила выписывания

Е. Карамели, пилюли, пастилки, глазные пленки

14. Мягкие лекарственные формы:

А. Мази, общая характеристика, мазевые основы, формы прописей – развернутая и сокращенная (в %), официнальные мази.

Б. Пасты, состав и применение, отличие от мазей, правила выписывания развернутой и сокращенной форм прописи.

В. Суппозитории, общая характеристика, их состав, свойства вариантов прописей.

Г. Палочки, пластыри, общие понятия

 

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, выписывание рецептов.

 

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 734 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.559-572.

3. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С.12-19.

 

Дополнительная:

1. Приказ Минздрава Республики Казахстан №771 от 16.11.2009 г.

2. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 38 от 03 февраля 2005 г.

3. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г.

4. Фармакопея РК 2007 года.

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы;

2. Тестовые задания

 

Тестовые задания:

Выписать рецепты:

1. 5,0 натрия гидрокарбоната /Natrii hydrocarbonas/. Насыпать порошок на кончик языка со шпателя при молочнице.

2. 10,0 мази, содержащей 20% сульфацила растворимого /Sulfacylum solubile/. Глазная мазь.

3. Пасту, содержащую натрия гидрокарбонат /Natrii hydrocarbonas/, 2,0 глицерина /Glycerinum/ сколько потребуется. Для наружного применения.

4. 30,0 мази, содержащей по 100 000 ЕД нистатина /Nystatinum/ в каждом грамме. Для смазывания поражённых участков кожи.

5. 25,0 буры /Borax/. По 1 чайной ложке на стакан воды для полосканий.

6. 20 таблеток кальция глюконата (Calcii gluconas). По 1 таблетке 2 раза в день.

7. 50 драже «Гексавит» (Hexavitum). По 1 драже 1 раз в день.

8. 60,0 гранул амидопирина (Amidopyrinum). По 1 чайной ложке, предварительно растворив в воде.

9. 10 порошков левомецитина (Laevomycetinum) по 0,2. По 1 порошку 3 раза в день.

10. 20 таблеток триоксазина /Trioxasinum/ по 0,3. По одной таблетке 2 раза в день.

Занятие № 2

1. Тема: «Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Разные лекарственные формы».

 

2. Цель:научить общим принципам оформления и составления рецептов на жидкие лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций и рассчитывать дозы.

 

3. Задачи обучения:

1. Освоить и выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы и лекарственные формы для инъекций.

2. Рассчитывать дозы.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Растворы, общая характеристика. Растворители. Растворы для наружного и внутреннего применения. Формы прописи раствора (развернутая и сокращенная). Различные способы обозначения растворов. Дозирование раствора для приема внутрь, расчет доз. Официнальные растворы. Правила выписывания.

2. Настои и отвары, общая характеристика, различия в приготовлении. Правила выписывания, дозирование.

3. Сборы, понятие.

4. настойки, общая характеристика, различия в приготовлении, отличие от настоев, дозирование, правила выписывания.

5. Экстракты, общая характеристика, виды, правила выписывания.

6. Новогаленовы препараты, общая характеристика, отличие от галеновых, правила выписывания.

7. Эмульсии, общая характеристика, сокращенная и развернутая форма прописи, официнальные эмульсии.

8. Суспензии, общая характеристика, правила выписывания в сокращенной форме.

9. Микстуры, общая характеристика, формы прописи.

10. слизи, общая характеристика, назначения.

11. Линименты, отличие от мазей, формы прописи.

12. Аэрозоли, понятие, правила выписывания

13. Понятие о глазных пленках.

14. Основные требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций, правила выписывания

 

5. Методы обучения и преподавания:выписывание рецептов, Тестирование

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С.696 -710, 723 -728

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2005.-С. 355 -366, 379 -380

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-С. 559 - 572

4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. –С. 12 -15, 18 -20

 

Дополнительная:

1. Приказ Минздрава Республики Казахстан №771 от 16.11.2009 г.

2. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 38 от 03 февраля 2005 г.

3. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г

4. Фармакопея РК 2007 года.

 

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы;

2. Тестовые задания

 

Тестовые задания:

Выписать рецепты:

1. 50 мл раствора ртути оксицианида /Hydrargyri oxycyanidum/ в концентрации 1:1000. Для промывания глаз.

2. 10 мл 0,5% раствора тауремизина /Tauremisinum/. Внутрь по 20 капель 3 раза в день.

3. 200 мл раствора 0,5% протаргола /Protargolum/. Для промывания мочевого пузыря.

4. 10 мл 2% раствора этилморфина гидрохлорид /Aethylmorphinum hydrochloridum/. По 1 капле в глаз 2 раза в день.

5. 10% натрия салицилата /Natrii salicylas/ в 180 мл раствора. Назначить по 1 столовой ложке через 3 часа.

6. 200 мл 10% раствора хлорида кальция /Calcii chloridum/.Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Рассчитать разовую дозу препарата.

7. 6 флаконов, содержащих по 0,1 хонсурида /Chonsuridum/. Перед применением содержимое флакона растворить в 10 мл 0,5% раствора новокаина. Для аппликаций.

8. 6 флаконов, содержащих по 0,1 сухого порошка гексенала /Hexenalum/. Содержимое флакона растворить в 20 мл воды для инъекций и вводить в вену медленно.

9. 10 мл 0,01% раствора фосфакола /Phosphacolum/. По 2 капли 2 раза в день в оба глаза. Рассчитать разовую дозу.

10. 15 ампул жидкого экстракта алоэ /Aloes fluidum/ по 1 мл. Вводить подкожно.

Занятие № 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.