Тема: «Общая фармакология».
2. Цель:формирование знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики. 3. Задачи обучения: 1.Изучить общие закономерности фармакокинетики 2.Изучить общие закономерности фармакодинамики 3.Выполнить экспериментальную работу по определению видов действия, зависимости эффекта от дозы.
4. Основные вопросы темы: 1. Определение фармакологии, ее составные части, цели и задачи, место среди других медико-биологических дисциплин. Краткая история фармакологии. 2. Определение и задачи общей фармакологии. 3. Фармакокинетика лекарственных средств, определение и содержание. 4. Пути введения лекарственных средств в организм. 5. Всасывание лекарственных веществ, при различных путях введения. Основные механизмы всасывания и факторы, влияющие на них. 6. Распределение лекарственных веществ в организме и факторы, влияющие на него. 7. Биологические барьеры. Транспорт лекарственных веществ. Депонирование. 8. Превращение (биотрансформация и метаболизм) лекарственных веществ в организме. 9. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Пресистемная и системная элиминация лекарственных веществ. 10. Основные параметры фармакокинетики. Понятие о биодоступности и биоэквивалентности. 11. Фармакодинамика лекарственных средств, определение и содержание. 12. Первичная фармакологическая реакция (эффект), локализация и механизм действия лекарственных веществ. Основные принципы действия лекарственных веществ. Понятие о специфических рецепторах, агонистах, антагонистах. 13. Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое (первичное) и опосредованное (косвенное, вторичное); общеклеточное, избирательное и преимущественное; главное и побочное; обратимое и необратимое; терапевтическое и токсическое. 14. Виды фармакотерапии. 15. Основные факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ. 16. Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарственных веществ и особенностей их применения. Зависимость от химической структуры и от физико-химических свойств лекарственных веществ. 17. Виды доз пороговая (минимальная), средняя и высшая терапевтическая, разовая, ударная, суточная, курсовая, токсическая и смертельная. Понятие о широте терапевтического действия. 18. Изменения действия лекарственных веществ, при их повторном введении: кумуляция (материальная и функциональная), сенсибилизация, привыкание, лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью. 19. Комбинированное применение лекарственных средств. Принципы взаимодействия лекарственных веществ (фармакокинетическое и фармакодинамическое). 20. Зависимость действия лекарственных средств от свойств организма, индивидуальных особенностей, физиологического и патологического состояния, генетических факторов. 21. Зависимость фармакологического эффекта лекарственных веществ от воздействия факторов внешней среды. 22. Влияние биоритмов на проявление действия лекарственных средств. Понятие о хронофармакологии. 23. Эффекты аллергической природы (аллергические реакций немедленного и замедленного типов). 24. Эффекты, связанные с понижением чувствительности организма. 25. Проявление специфических токсических эффектов (эмбриотоксическое, фетотоксическое, тератогенное, мутагенное и канцерогенное действие), эффекты генетически обусловленные (идиосинкразия) и т.д. 26. Возрастные особенности .
5. Методы обучения:устный опрос, решение ситуационных задач и заданий по руководству, решение Тестовых заданий
Литература Основная: 1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С. 39 -81 2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.26 -77 3. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. –С. 7 -31 4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С. 20-40 (задачи 35 -38, задания II - 1 -5)
Дополнительная: 1. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с. 2. Пичхадзе Г.М. Пичхадзе Л.Г. Энциклопедический словарь основных терминов, используемых в фармакологии – Алматы «Ғылым» 2000 3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с. 4. Клиническая фармакология. /под ред. В.Г. Кукеса. -ГЭОТАР.: Медицина, 1999. – 517 с. 5. Лекции, читаемые на кафедре и пособия, издаваемые на кафедре.
7.Контроль: 1. Устный по основным вопросам темы; 2. Тестовые задания
Тестовые задания: Тест №1 К понятию фармакокинетика относят: 1. Биотрансформацию 2. Депонирование 3. Локализацию действия 4. Экскрецию 5. Механизм действия
Тест №2 Для внутривенного пути введения лекарственных веществ характерно: 1. Возможность введения вещества при бессознательном состоянии больного 2. Быстрое развитие эффекта 3. Медленное развитие эффекта 4. Точность дозировки лекарственных веществ 5. Соблюдение асептики
Тест №3 Правильные утверждения: 1. Антагонисты имеют внутреннюю активность 2. Материальная кумуляция – накопление лекарственного вещества в организме 3. Абстиненция – снижение чувствительности данному веществу 4. Побочные эффекты лекарственного вещества развиваются при применении в терапевтической дозе 5. Десенситизация – повышение чувствительности к субстрату рецептора
Тест №4 Механизм развития привыкания связан с: 1. Индукцией препаратом микросомальных ферментов печени и ускорением метаболизма 2. Снижением числа специфических рецепторов в органах мишенях 3. Снижением чувствительных рецепторов 4. Ускорением всасывания 5. Замедлением всасывания
Тест №5 Правильные утверждения: 1. Лекарственные вещества могут депонироваться в плазме крови 2. Под влиянием лекарственных веществ может измениться синтез микросомальных ферментов печени 3. Лекарственные вещества могут выделяться через почки, легкие, ЖКТ, железы 4. Лекарственные вещества не оказывают побочного эффекта в терапевтических дозах 5. При комбинированном применении действие лекарственных веществ может ослабляться
Тест №6 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|