Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Адренергические средства».



2. Цель:формирование знаний особенностей фармакодинамики и фармакокинетики адренергических средств для обеспечения рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.

 

3. Задачи обучения:

1.Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики адренергических средств

2. Изучить основные показания к применению, противопоказания и побочные эффекты адренергических средств.

3. Научиться выбирать соответствующий препарат при тех или иных патологических состояниях, лекарственные формы, способы применения данной группы веществ.

4. Научиться выписывать рецепты на основные препараты данных групп, проводить коррекцию.

5. Ориентироваться в арсенале новых препаратов этой группы веществ, их преимущества перед применяемыми и в наиболее широко используемых синонимов.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Адренорецепторы (альфа- и бета- и их подтипы), локализация и основные эффекты, связанные с их стимуляцией.

2. Классификация адренергических средств по их влиянию на разные типы адренорецепторов.

3. Показания и противопоказания альфа- и бета-адренергических средств, основные побочные эффекты.

4. Альфа-адренергические средства, механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания и противопоказания к применению и побочные эффекты.

5. Симпатомиметические средства. Механизм действия, основные фармакологические эффекты. Применение. Побочные эффекты.

6. Бета-адренергические средства. Классификация, механизм действия.

7. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению и побочные эффекты.

8. Симпатолитические средства. Локализация и механизм действия, основные фармакологические эффекты, сравнительная характеристика эффектов резерпина и октадина. Применение. Побочные эффекты.

 

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач и заданий по руководству с выводами, выполнение Тестовых заданий, выписывание рецептов на основные холинергические средства с разбором

 

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С. 133-159.

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2006.- С. 131-157.

3. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. С. 128-155.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 48-68.

5. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии, М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2004. - С. 76 – 100.

 

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. – М.: Новая волна, 2007. С. 239-275.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров /Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

4. Лекции, читаемые на кафедре и пособия, издаваемые на кафедре.

 

Препараты для выписывания в рецептах с разбором:эпинефрин (адреналина гидрохлорид), фенилэфрин (мезатон), изопреналин для ингаляции (изадрин), эфедрина гидрохлорид, пропранолол.

 

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы.

2. Выполнение заданий в Тестовой форме.

3.Выписывание рецептов с разбором на основные адренергические средства с расчетом разовой дозы. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

 

Тестовые задания

Тест №1

Эффекты, вязанные с возбуждением β1-адренорецепторов:

1. Расширение коронарных сосудов

2. Снижение тонуса мышц бронхов

3. Увеличение силы и частоты сердечных сокращений

4. Повышение потребности миокарда в кислороде

5. Повышение автоматизма сердца и облегчение атриовентрикулярной проводимости

 

Тест №2

Показания к применению a- адреноблокаторов:

1. Нарушение периферического кровообращения

2. Феохромоцитома

3. Геморрагический, кардиогенный шок

4. Бронхиальная астма

5. Гипертоническая болезнь

 

Тест №3

Средства, стимулирующие β2 –адренорецепторы:

1. Изадрин

2. Сальбутамол

3. Фенотерол

4. Пропранолол

5. Добутамин

 

Тест №4

Определить препарат: суживает сосуды, повышает АД, может вызвать рефлекторную брадикардию. Применяют при остром снижении АД, можно при ринитах, для пролонгирования действия местных анестетиков:

1. Норадреналин

2. Адреналин

3. Мезатон

4. Изадрин

5. Галазолин

 

Тест №5

Установите соответствие:

Препараты:

1. Эфедрин

2. Сальбутамол

 

Применение:

А. При бронхиальной астме

Б. При нарколепсии

В. Для снижения сократительной активности миометрия

Г. При ринитах

Д. При атриовентрикулярном блоке

 

Ответы: 1 - ………, 2 - …………

 

Тест №6

Эффекты возбуждения постсинаптических a-адренорецепторов:

1. Сужение кровеносных сосудов

2. Расширение кровеносных сосудов

3. Снижение моторики и тонуса кишечника

4. Расширение зрачков

5. Снижение тонуса мышц бронхов

 

Тест №7

Показания к применению адреналина:

1. Гипогликемическая кома

2. Острое падение АД

3. Анафилактический шок

4. Стенокардия

5. Остановка сердца

 

Тест №8

Средства, стимулирующие a-адренорецепторы:

1. Сальбутамол

2. Мезатон

3. Нафтизин

4. Добутамин

5. Адреналин

 

Тест №9

Определить группу веществ: расширяют кровеносные сосуды, снижают АД, вызывают “извращение” прессорного эффекта адреналина. Применяют при облитерирующем эндоартериите, феохромоцетоме, доброкачественной гиперплазии простаты. Побочное действие – возможна ортостатическая гипотензия:

1. Симпатолитик

2. β – адреномиметики

3. β – адреноблокаторы

4. a-адреноблокаторы

5. Ганглиоблокаторы

 

Тест №10

Установите соответствие:

Препараты:

1.Мезатон

2.Пропранолол

 

Применение:

А. При сосудистом коллапсе

Б. При ринитах

В. Добавляют к растворам местных анестетиков

Г. При артериальной гипертензии

Д. При кризе

 

Ответы: 1 - ………, 2 - …………

Примечание:ответы на Тестовые задания находятся у преподавателя

Занятие № 8







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.