Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Средства, влияющие на ГАМК-рецепторы. Cнотворные, противосудорожные, противоэпилептические, противопаркинсонические средства».



 

2. Цель:формирование знаний особенностей фармакодинамики и фармакокинетики снотворных, противосудорожных, противоэпилептических и противопаркинсонических средств для обеспечения рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.

 

3. Задачи обучения:

1. Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики снотворных, противосудорожных, противоэпилептических и противопаркинсонических средств.

2. Изучить основные показания к применению, противопоказания и побочные эффекты снотворных, противосудорожных, противоэпилептических и противопаркинсонических средств.

3. Научиться выбирать соответствующий препарат при тех или иных патологических состояниях, лекарственные формы, способы применения данной группы веществ.

4. Научиться выписывать рецепты на основные препараты данных групп, проводить коррекцию.

5. Ориентироваться в арсенале новых препаратов этой группы веществ, их преимущества перед применяемыми и в наиболее широко используемых синонимов.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Классификация снотворных средств, механизм действия, влияние на структуру сна;

2. Сравнительная характеристика барбитуратов и бенздиазепинов.

3. Показания и противопоказания к применению снотворных средств, побочные эффекты.

4. Классификация противоэпилептических средств по эффективности при различных формах эпилепсий и механизм их действия.

5. Показания и противопоказания к применению противоэпилептических средств, основные побочные эффекты.

6. Классификация противопаркинсонических средств, механизм действия, сравнительная характеристика эффективности.

7. Характеристика противосудорожных средств по активности, длительности действия, угнетающему влиянию на дыхательный центр.

8. Основные побочные эффекты противопаркинсонических средств, меры профилактики.

9. Средства для купирования судорожных состояний. Особенности их действия.

10. Возрастные особенности эффектов и применения этих групп препаратов.

 

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, решение Тестовых заданий, ситуационных задач и заданий по руководству с выводами, выписывание рецептов с разбором, анализ таблиц, рисунков, схем, обучающие интерактивные программы с элементами мультимедиа.

 

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология.10 издание перераб и дополн. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2008. С. 182-191, 212-227.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2006. С. 179-188, 208-223.

3. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. С. 192-206.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 31-99.

5. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005. С.

138-144, 126-128.

 

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. – М.: Новая волна, 2007. т 1. – С. 27-34, 34-49, 135-146.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 224-329 с.

3. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. С. – 669 с.

4. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии. – Харьков.: Мегаполис-Мед, 2002. – с.782.

5. Бороян Р.Г. Клиническая фармакология: психиатрия, неврология, эндокринология, ревматология. – М., Медицинское информационное агентство, 2000. – 422 с.

6. Методические пособия, выпускаемые кафедрой.

 

Препараты для выписывания в рецептах: фенобарбитал, нитразепам, диазепам, дифенин (фенитоин), клоназепам, леводопа.

 

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы.

2. Выписывание рецептов с разбором и расчетом разовой дозы на основные снотворные, противоэпилептические, противопаркинсонические и противосудорожные средства. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

3. Выполнение заданий в Тестовой форме.

 

Тестовые задания

Тест №1

При применении циклодола может наступать:

1.Расширение зрачков и повышение внутриглазного давления

2.Тахикардия

3.Брадикардия

4.Снижение АД

5.Атония кишечника

 

Тест №2

При больших эпилептических припадках препаратами выбора являются:

1.Фенобарбитал

2.Дифенин

3.Этосуксимид

4.Левадопа

5.Бромокриптин

 

Тест №3

Противосудорожные средства, мало угнетающие дыхание:

1. Лидокаин

2. Магния сульфат

3. Диазепам

4. Тиопентал-натрий

5. Натрия оксибутират

 

Тест №4

Механизмы действия противоэпилептических средств могут включать в себя:

1. Уменьшение образования дофамина

2. Уменьшение образования ГАМК

3. Активацию ГАМК–эргической системы

4. Понижение проницаемости натриевых каналов

5. Увеличение внутриклеточного содержания кальция

 

Тест №5

При болезни Паркинсона применяют группы веществ:

1. Центральные холинолитики (циклодол)

2. М – холиномиметики

3. Блокаторы дофаминовых рецепторов (аминазин)

4. Стимуляторы дофаминовых рецепторов (бромокриптин)

5. Предшественники дофамина (леводопа)

 

Тест №6

Вещества, применяемые для усиления терапевтического действия и уменьшения побочных эффектов левадопы:

1. Антихолинэстеразные средства

2. Ингибиторы периферической дофа-декарбоксилазы

3. Ингибиторы моноаминоксидазы

4. м–холиноблокаторы

5. Адреномиметики

 

Тест №7

Эффекты, проявляющиеся при длительном применении фенобарбитала:

1. Привыкание

2. Физическая зависимость

3. Психическая зависимость

4. Мегалобластическая анемия

5. Экстрапирамидные расстройства

 

Тест №8

Обладает одновременно снотворным и противоэпилептическим действием:

1. Циклодол

2. Дифенин

3. Этосуксимид

4. Фенобарбитал

5. Ламотриджин

 

Тест №9

Определить препарат:относится к группе сукцинимидов. Наиболее активен при малых припадках. Иногда применяют при невралгии тройничного нерва. Хорошо всасывается из ЖКТ, с белками не связывается, подвергается биотрансформации, превращается в глюкурониды. Побочные эффекты: тошнота, рвота, головная боль, изменения со стороны крови (лейкопения, апластическая анемия, тромбоцитопения):

 

Тест №10

Противосудорожные средства, существенно угнетающие дыхание:

1. Лидокаин

2. Магния сульфат

3. Тиопентал-натрий

4. Натрия оксибутират

5. Таламонал

 

Примечание:ответы на Тестовые задания находятся у преподавателя

Занятие № 10

1. Тема «Средства, влияющие на опиатные рецепторы (наркотические анальгетики), ненаркотические анальгетики».

 

2. Цель:формирование знаний особенностей фармакодинамики и фармакокинетики наркотических и ненаркотических анальгетиков для обеспечения рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.

 

3. Задачи обучения:

1. Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики анальгетиков.

2. Изучить основные показания к применению, противопоказания и побочные эффекты анальгетиков.

3. Научиться выбирать соответствующий препарат при тех или иных патологических состояниях, лекарственные формы, способы применения данной группы анальгетиков

4. Научиться выписывать рецепты на основные анальгетики, проводить коррекцию, оценивать дозу.

5. Ориентироваться в арсенале новых препаратов этой группы веществ, их преимущества перед применяемыми и в наиболее широко используемых синонимов.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Классификация анальгетиков. Средства преимущественно центрального действия. Механизм болеутоляющего действия наркотических анальгетиков.

2. Фармакологические свойства наркотических анальгетиков, сравнительная характеристика основных препаратов.

3. Показания, противопоказания и побочные эффекты наркотических анальгетиков.

4. Механизм болеутоляющего, жаропонижающего и противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков.

5. Основные свойства ненаркотических анальгетиков, особенности действия и сравнительная характеристика препаратов данной группы.

6. Показания и противопоказания к применению ненаркотических анальгетиков, побочные эффекты.

7. Возрастные особенности эффектов и применения этой группы препаратов.

 

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, решение Тестовых заданий, ситуационных задач и заданий по руководству с выводами, выписывание рецептов с разбором, анализ таблиц, рисунков, схем, обучающие интерактивные программы с элементами мультимедиа.

 

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. 10 издание, перераб. и дополн.– М.: ГЭОТАР-Мед, 2008. С. 192-209.

2. 2.Харкевич Д.А. Фармакология. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2005. С. 189-208, 513-518

3. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. С. 192-206.

4. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 31-99.

5. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005. С. 130-136.

 

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. – М.: Новая волна, 2007. т 1. – С. 146-168.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – С.291-329

3. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

4. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии. – Харьков. : Мегаполис-Мед, 2002. – 782 с.

5. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

6. Лекции, читаемые на кафедре.

Препараты для выписывания в рецептах: морфина гидрохлорид, промедол (тримеперидин), омнопон – для инъекций, парацетамол, кислота ацетилсалициловая, анальгин (метамизол натрия) для инъекций.

 

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы.

2. Выписывание рецептов с разбором и расчетом разовой дозы на основные анальгетики. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

3. Выполнение заданий в Тестовой форме.

 

Тестовые задания

Тест №1

Эффекты наркотических анальгетиков в основном обусловлены взаимодействием этих веществ с:

1. Адренорецепторами

2. Холинорецепторами

3. Опиатными рецепторами

4. Гистаминовыми рецепторами

5. Ни с одним из указанных типов рецепторов

 

Тест №2

Определить препарат:по анальгетической активности уступает морфину и слабо угнетает дыхание. В отличие от морфина повышает артериальное давление. Вызывает тахикардию. Лекарственная зависимость под влиянием препарата развивается медленно. Действие препарата устраняется налоксоном.

1.Омнопон

2.Промедол

3.Фентанил

4.Пентазоцин

5.Анальгин

 

Тест №3

Эффекты ненаркотических анальгетиков:

1. Противовоспалительный

2. Жаропонижающий

3. Болеутоляющий

4. Антигипертензивный

5. Седативный

 

Тест №4

Побочные и токсические эффекты парацетамола:

1. Аллергические реакции

2. Угнетение дыхания

3. Нефротоксическое действие

4. Гепатотоксическое действие

5. Изъявление слизистой оболочки желудочно–кишечного тракта

 

Тест №5

Эффекты наркотических анальгетиков:

1. Болеутоляющий

2. Противовоспалительный

3. Жаропонижающий

4. Противокашлевой

5. Гипертензивный

 

Тест №6

Антиагрегационное действие ацетилсалициловой кислоты связано с блокадой:

1. Фосфодиэстеразы

2. Циклооксигеназы

3. Аденозиндезаминазы

4. Аденилатциклазы

5. Холинэстеразы

Тест №7

К побочным эффектам морфина относятся:

1. Угнетение дыхания

2. Повышение АД

3. Брадикардия

4. Обстипация

5. Расширение зрачков

 

Тест №8

Определить препарат:по анальгетической активности превосходит морфин, действует кратковременно. Препарат выбора для нейролептанальгезии. Таким препаратом является:

1. Омнопон

2. Промедол

3. Фентанил

4. Просидол

5. Пентазоцин

 

Тест №9

Наркотические анальгетики применяют:

1. При сильных болевых ощущениях (травмы, ожоги, злокачественные опухоли)

2. Для премедикации перед наркозом

3. При артралгиях

4. При миалгиях

5. При болях при инфаркте миокарда

 

Тест №10

Анальгетические средства преимущественно периферического действия:

1. Кислота ацетилсалициловая, промедол

2. Кислота ацетилсалициловая, анальгин, фентанил

3. Кислота ацетилсалициловая, анальгин, кеторолак

4. Кислота ацетилсалициловая, трамадол, кеторолак

5. омнопон, парацетамол, кеторолак

Примечание:ответы на Тестовые задания находятся у преподавателя

Занятие № 11







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.