Тема: «Противовоспалительные и противоаллергические средства. Средства, влияющие на иммунные процессы».
2. Цель:формирование знаний особенностей фармакодинамики и фармакокинетики противовоспалительных, противоаллергических средств и средств, влияющих на иммунные процессы для обеспечения рационального выбора препаратов при различных патологических состояниях.
3. Задачи обучения: 1. Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики противовоспалительных, противоаллергических средств и средств, влияющих на иммунные процессы. 2. Научиться выбирать соответствующую группу при тех или иных патологических состояниях. 3. Изучить основные показания к применению, противопоказания и побочные эффекты противовоспалительных, противоаллергических средств и средств, влияющих на иммунные процессы. 4. Научиться выписывать рецепты на основные препараты данных групп.
4. Основные вопросы темы: 1. Классификация противовоспалительных препаратов. 2. Стероидные противовоспалительные препараты, механизм противовоспалительного действия, сравнительная характеристика, пути введения, побочные эффекты. 3. Возможные механизмы противоаллергического и иммунодепрессивного эффектов стероидных противовоспалительных препаратов. 4. Основные эффекты нестероидных противовоспалительных препаратов и возможные механизмы их действия. 5. Сравнительная характеристика препаратов по выраженности противовоспалительного, жаропонижающего и анальгетического эффектов. 6. Классификация и механизм действия противоаллергических препаратов, их сравнительная характеристика, применение, побочные эффекты. 7. Антигистаминные, антисеротониновые (ципрогептадин) и антибрадикининовые (пармидин) препараты. 8. Препараты, применяемые при гиперчувствительности замедленного типа. 9. Препараты, применяемые при анафилактическом шоке (адреномиметики, бронхолитики, уменьшающие повреждение тканей). 10. Принцип действия и применение кромолин-натрия и кетотифена. 11. Иммунодепрессанты. Классификация. Механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. 12. Показания к применению иммунодепрессантов. 13. Осложнения иммунодепрессивной терапии (ранние и поздние). 14. Иммуномодулирующие средства. Средства, применяемые при гиперчувствительности замедленного типа. 15. Средства, подавляющие иммуногенез. Препараты, уменьшающие повреждение тканей (противовоспалительные средства). 16. Возрастные особенности эффектов и применение этих групп препаратов.
5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, решение ситуационных задач и заданий по руководству с выводами, анализ таблиц, рисунков и схем, работа с коллекционными препаратами, гербарием.
Литература Основная: 1. Харкевич Д.А. Фармакология. 10 издание, перераб и дполненное – М.: ГЭОТАР-Мед, 2008. С. 529-558 2. Фармакология /под ред. Р.Н. Аляутдина 2-е изд., исправл. М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. С.448-455, 457-479. 3. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С. 309-337. 4. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005. С. 129-136, 331-334.
Дополнительная: 1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. – М.: Новая волна, 2007. С.163-181, 736-747 2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – С.221-329, 284-300 3. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с. 4. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии. – Харьков. : Мегаполис-Мед, 2002. – 782 с. 5. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с. 6. Лекции читаемые на кафедре, пособия выпускаемые кафедрой. Препараты для выписывания в рецептах: преднизолон, ацетилсалициловая кислота, димедрол для инъекции, ибупрофен, диклофенак-натрий, левамизол, интерферон, метилурацил. 6.Контроль: 1. Устный опрос по основным вопросам темы. 2. Выписывание рецептов с разбором и расчетом разовой дозы на основные противовоспалительные, противоаллергические средства и средства, влияющие на иммунные процессы. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты. 3. Выполнение заданий в Тестовой форме.
Тестовые задания Тест №1 Механизм действия диклофенака натрия: 1. Блокирование ЦОГ-1 2. Блокирование ЦОГ-2 3. Блокирование ЦОГ-1 и ЦОГ-2 4. Блокирование фосфодиэстеразы, ЦОГ-1 5. Блокирование фосфодиэстеразы, ЦОГ-2
Тест №2 Выберите наиболее полный ответ: Стероидные противовоспалительные средства это: 1. Глюкокортикоиды 2. Глюкокортикоиды, минералокортикоиды 3. Производные салициловой кислоты 4. Производные салициловой и фенилуксусной кислот 5. Глюкокортикоиды, производные индолуксусной кислоты
Тест №3 Выберите наиболее полный ответ: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|