ЧИСЛОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ И ФОРМУЛА
Здесь возникает только одна опасность: числовое выражение навсегда «осядет» в чувственном ощущении, тем самым сковывая его. Формула подобна клею. Она сродни также липкой ленте от мух, жертвами которой падают беспечные. Формула – это еще и клубное кресло, заключающее человека в свои теплые объятия. Но, с другой стороны, стремление освободиться из тисков – предпосылка для следующего рывка: к новым ценностям и в итоге – к новым формулам. И формулы умирают и сменяются вновь рожденными. ФОРМА Другой безусловной данностью является внешняя граница точки, определяющая ее в н ешн юю фо р м у. Абстрактно понятая или представленная точка идеально мала и идеально кругла. В сущности, она – идеально малая окружность. Но ее границы относительны, как и ее величина. В реальности точка способна принимать бесконечное множество форм: ее окружность может приобрести небольшие зубцы, тяготеть к иным геометрическим и в конечном счете произвольным формам. Она может быть остроконечной или приближаться к треугольнику. И, при условии относительной неподвижности, переходить к квадрату. Зубцы изрезанного контура могут быть как мелкими, так и крупными и по-разному соотноситься друг с другом. Здесь невозможно установить границы, царство точки беспредельно (рис. 3). Рис. 3. Примеры форм точки ОСНОВНОЕ ЗВУЧАНИЕ Так, в соответствии с основным звучанием точки, вариативны ее величина и форма. И эта вариативность должна быть понята именно как относительность внутреннего оттенка внутренней природы, ясно звучащей во всем. А БС ОЛЮТНОЕ Однако необходимо подчеркнуть, что совершенно чистые по звучанию, так сказать, однотонно окрашенные элементы не существуют в реальности, что даже элементы, принятые за «основные», или «первоэлементы», обладают не примитивной, а сложной природой. Все понятия, связанные с «примитивностью», относительны, поэтому относителен и наш «научный» язык. Абсолютного мы не знаем. ВНУТРЕННЕЕ ПОНЯТИЕ В начале этого отрывка, при обсуждении практически-целесообразной ценности точки в письменной речи, точка определялась как понятие размытое, нечто между кратким и продолжительным молчанием. Вн ут р е н н е осознанная точка как таковая вводит некое ут в е р ж д е н и е , которое органически связано с высшей степенью с д е р ж а н н о с т и . Точ ка е сть фор ма, в н ут рен не п ре дел ьн о сж ата я. Она обращена внутрь себя. Это свойство она никогда не утрачивает совершенно – даже приобретая внешне угловатую форму. НАПРЯЖЕНИЕ Ее напряжение в итоге всегда ко н ц е н т р и ч е с ко е – даже в случаях ее эксцентрических проявлений, когда складывается двузвучие кон- и эксцентрического. Точка – это малый мир, со всех сторон более или менее равномерно огражденный и практически оторванный от окружения. Ее слияние со средой минимально, а при высшей степени округлости совершенно неуловимо. С другой стороны, она прочно утверждена на своем месте и не обнаруживает ни малейшей склонности к перемещению в каком-либо направлении, как по горизонтали, так и по вертикали. ПЛОСКОСТЬ В ней нет также движения ни вперед, ни назад, и лишь концентрическое напряжение обличает ее сродство с окружностью – прочие же свойства скорее указывают на квадрат 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Точка цепляется за основную плоскость и навечно утверждает себя. Итак, она – внутренне кр ат ч а й ш е е п о с т о ян н о е у т в е р ж д е н и е , которое исходит кратко, прочно и быстро. Поэтому точка и во внешнем, и во внутреннем смысле является п е р в о э л е м е н т о м живописи и непосредственно «графики» 4. «ЭЛЕМЕНТ» И ЭЛЕМЕНТ Понятие «элемент» может быть осознано двояко – как внешнее и как внутреннее. Внешне каждая отдельно взятая графическая или живописная форма является элементом. Внутренне элементом является не сама эта форма, а живущее в ней внутреннее напряжение. В действительности же не внешняя форма материализует содержание живописного произведения, а живущие в этих формах силы – напряжения 5. Если эти напряжения внезапно чудесным образом исчезли бы или умерли, тут же умерло бы и живое произведение. А с другой стороны, произведением становилось бы любое случайное соединение отдельных форм. Содержание произведения находит свое выражение в композиции, то есть во внутренне организованной сумме необходимых в данном случае напряжений. Это кажущееся простым утверждение имеет одно чрезвычайно важное и принципиальное значение: признание или отрицание его подразделяет не только нынешних художников, но и вообще всех современных людей на две противостоящие группы: 1. люди, которые, помимо материального, признают нематериальное, или духовное, и 2. те, которые, кроме материального, ничего не желают признавать. Для второй категории искусство не может существовать, и поэтому такие люди отвергают сегодня само слово «искусство» и ищут для него заменитель. На мой взгляд, позволительно отличать элемент от «элемента», притом под «элементом» следует понимать освобожденную от напряжения форму, а под элементом – живущее в этой форме напряжение. Итак, элементы абстрактны в действительном смысле [этого слова], а форма «абстрактна» сама по себе. И если бы было действительно возможно работать с абстрактными элементами, то существенно изменилась бы и внешняя форма современной живописи, что, впрочем, не сделало бы живопись в целом лишней: и абстрактные живописные элементы сохраняют свое живописное начало, точно так же как в музыке. ВРЕМЯ Отсутствие потенции движения на и от плоскости сокращает время восприятия точки до минимума, и элемент в р е м е н и в точке полностью исключен, что в отдельных случаях делает точку необходимой для композиции. В этом она подобна коротким ударам литавр или треугольника в музыке или стуку дятла в природе. ТОЧКА В ЖИВОПИСИ До сих пор применение точки или линии в живописи находится в пренебрежении у некоторых теоретиков искусства, для которых среди множества древних устоев до сих пор нерушимы те, что еще недавно столь очевидно и надежно разделяли две области искусства – живопись и графику. В любом случае в н ут р е н н е е основание для подобного разделения отсутствует 6. ВРЕМЯ В ЖИВОПИСИ Вопрос о времени в живописи важен сам по себе и чрезвычайно сложен. Несколько лет назад и здесь начали рушиться некоторые преграды 7. Прежде они разделяли две сферы искусства – живопись и музыку. Очевидно ясное и правомерное разделение: живопись – пространство (плоскость) музыка – время при ближайшем (хоть до сих пор и поверхностном) рассмотрении внезапно стало сомнительным в первую очередь, насколько мне известно, для самих художников 8. Общепринятое до сих пор пренебрежение временным аспектом в живописи отчетливо демонстрирует поверхностность господствующей теории, которая громко отрекается от научной основы. Здесь не место более подробно обсуждать этот вопрос – необходимо остановиться лишь на некоторых моментах, проясняющих элемент времени. Точка есть н аи бол е е кр а тк ая в ремен н а я фо рм а. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|