ЧИСЛО ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Чисто теоретически точка, которая одновременно является 1. комплексом (величина и форма) и 2. четко очерченной единицей, в определенных случаях взаимодействия с основной плоскостью должна быть [само]достаточным средством выразительности. Схематически задуманное произведение может, в конце концов, состоять из одной точки. И это не праздное утверждение. Если сегодня теоретик (нередко он же одновременно «практикующий» художник) вынужден при систематизации изобразительных элементов с особенным вниманием выделять и оценивать первоэлементы, то для него, помимо вопроса об их предназначении, не менее важен вопрос о необходимом числе последних для одного, пусть даже схематически задуманного, произведения. Этот вопрос принадлежит к большому, до сих пор пребывающему под спудом учению о композиции. Но и здесь необходимо продвигаться последовательно и планомерно – нужно начать с начала. В этом сочинении ставилась задача помимо краткого анализа двух исходных элементов формы наметить связи с всеохватным планом научной деятельности и обозначить направляющие линии во всеобщей науке об искусстве. Эти указания лишь намечают путь. В этом смысле будет рассмотрен и поднятый нами вопрос: достаточно ли одной точки для произведения искусства? Здесь могут быть различные варианты и возможности. Самый простой и краткий случай с точкой, расположенной центрально, – т о ч ко й в ц е н т р е основной плоскости в форме квадрата (рис. 4). ПРООБРАЗ Отторгающая сила основной плоскости Двузвучие – точка, плоскость – принимает здесь характер о д н о з в уч и я : звучание жи в оп и сн ого в ыраж ен и я. ПОНЯТИЕ К ОМПОЗИЦИИ Мое определение понятия «композиция»: ко мп ози ц и я – это в н утр ен н е- ц елесоо бра зн ое п од чи н ени е 1. отдельных элементов и 2. общего строения ( конструкции) кон кре тн ой жи в оп исн ой ц ели . ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|