ПЛАСТИКА И АРХИТЕКТУРА
В пласти ке и ар хи те кт уре точка является результатом пересечения выделяются благодаря остроконечным завершениям и часто дополнительно подчеркнуты пластически; то, что в китайских постройках столь же наглядно постройках такого рода можно
предположить осознанное использование устремленных к высшей вершине масс. Вершина = точка (рис. 7 и 8). ТАНЕЦ Уже в старинных формах балета существовали «пуанты» – термин, происходящий от «современный» же иногда вписывается в пятиугольную фигуру с пятью вершинами: голова, две руки, две ступни; при этом пальцы рук составляют десять мелких точек (например, танцовщица Палукка, рис. 9). Даже краткий миг неподвижности [в танце] может быть истолкован как точка. Итак, [здесь] активный и пассивный пунктир, неразрывно связанный с музыкальной формой точки (рис. 9, 10).
Рис. 9. Прыжок танцовщицы Палукки Рис. 10. Графическая схема прыжка МУЗЫКА Помимо упомянутых литавр и треугольника в музыке точка может воспроизводиться любыми инструментами (в особенности ударными), причем целостные композиции для рояля возможны исключительно в виде одновременного или последовательного сочетания звучащих точек 12. . Рис. 11 13 Пятая симфония Бетховена (первые такты) То же, переведенное в точки То же, переведенное в точки Побочная тема I части То же, переведенное в точки ГРАФИКА В особой области живописи, то есть в гр а фи к е , точка развивает свою автономную силу с чрезвычайной отчетливостью: художественные орудия предлагают этим силам самые различные возможности, что обусловливает многообразие форм и величин и превращает точки в бесчисленное множество по-разному звучащих объектов. ТЕХНИКИ Но и здесь многообразие и различия легко упорядочить, если взять за основу для этого порядка специфику графического процесса. Наиболее распространенными графическими техниками являются: 1. офорт, и особенно – сухая игла, 2. гравюра на дереве, 3. литография. И именно в отношении к точке и ее происхождению с особенной отчетливостью проступает различие между этими тремя техниками. ОФ ОРТ В о фо р т е естественным образом, играючи достигается появление мельчайшей черной точки. Напротив, крупная белая точка появляется лишь в результате значительных усилий и различных уловок. ГРАВЮРА НА ДЕРЕВЕ В гр а в ю р е н а де р е в е положение вещей прямо противоположно: маленькая белая точка требует лишь одного укола, а большая черная – усилий и осмотрительности. ЛИТОГРАФИЯ В л и т о гр а фи и пути к обоим результатам примерно равноценны и необходимость в усилиях отпадает. Так же точно различаются между собой и возможности исправлений для этих трех техник: в офорте, строго говоря, исправления невозможны, в гравюре по дереву – допустимы по необходимости, в литографии – неограниченны. АТМОСФЕРА Из сопоставления этих трех техник становится ясно, что литография должна была появиться последней, в действительности лишь сегодня, – подобная легкость не дается без усилий. А с другой стороны, легкость возникновения и легкость исправления – это те качества, которые особенно соответствуют сегодняшнему дню. Нынешний день – лишь трамплин в «завтра», и только в таком качестве можно воспринимать его, не теряя душевного покоя. Никакое естественное различие не может остаться и не остается поверхностным – оно должно исходить из самых глубин, то есть из сердцевины вещей. И технические возможности растут столь же целесообразно и направленно, как и любые явления в «материальном» мире (ель, лев, звезда, вошь) или в «духовном» (произведение искусства, моральный принцип, научный метод, религиозная идея). КОРНИ И даже когда отдельные явления = растения так отличаются друг от друга обликом, что их внутреннее родство остается скрытым, и когда эти явления внешне предстают поверхностному взгляду как абсолютный хаос, все же возможно, основываясь на в н ут р е н н е й н е о б хо д и м о с т и , проследить их корни. ЗАБЛУЖДЕНИЯ На этом пути знакомишься и с подлинной ценностью различий, которые хотя и целесообразны и, в сущности, всегда правомерны, но могут жестоко отплатить за легкомысленное обращение противоестественным уродством. Этот простой факт особенно нагляден в узкоспециальной области графики: непонимание основных различий между возможностями вышеназванных техник часто приводило к появлению бессмысленных и потому отталкивающих произведений. Они обязаны своим возникновением несостоятельности распознать внутреннюю сущность вещей во внешнем – когда душа, отвердевшая как пустая ореховая скорлупа, утратила способность к погружению и не может проникнуть в глубину вещей, где под внешней оболочкой слышно биение пульса. Специалисты графики XIX века нередко гордились способностью выдать гравюру по дереву за рисунок пером, а литографию за офорт. Подобные произведения можно назвать лишь testimonia pauperitatis [свидетельством бедности]. Крик петуха, скрип двери, лай собаки, которые может поразительно искусно воспроизвести скрипка, никогда не будут признаны произведениями искусства. ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ Ма т е р и а л и и н с т р у ме н т ы трех видов гравюры естественным образом созвучны необходимости воплотить три различных характера точки. МАТЕРИАЛ В качестве материала во всех случаях может использоваться бумага, и лишь поведение специфического инструмента в каждом случае принципиально иное. На этом основании и сложились три техники, сосуществующие по сей день. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|