Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРВОНАЧАЛЬН ОЕ ЗВУЧАНИЕ



Точка, покоящаяся в центре квадратной плоскости, выше определяется как однозвучие точки с плоскостью, и общая картина может быть названа прообразом живописного выражения. Горизонтали и вертикали с центральным положением на квадратной плоскости обеспечили бы дальнейшее усложнение этого случая. Обе эти прямые являются, как только что было сказано, одинокими и самостоятельно живущими сущностями, не знающими себе подобных. Поэтому они приобретают сильное, ничем не заглушаемое звучание, представляя тем самым п е р в о з в уч а н и е п р ям о й .

Рис. 23

Итак, эта конструкция является п р о о бр а зо м
л и н е а р н о го в ы р а ж е н и я, или линеарной

композиции (рис. 23).

Она состоит из квадрата, разделенного, в свою
очередь, на четыре квадрата, и являет собой наиболее
примитивную форму членения схематической

плоскости.

Сумма напряжений состоит из шести элементов
холодного покоя и шести элементов теплого покоя =
двенадцати. Итак, дальнейший шаг от схематического
образа точки к схематическому образу линии
достигается неожиданным преумножением средств
[выразительности]. От одиночного звучания

производится мощный рывок к двенадцати. С другой стороны, эти двенадцать звучаний составлены четырьмя звучаниями плоскости + двумя звучаниями линии = шести. Сочетание удваивает эти шесть звучаний.

Данный пример, принадлежащий собственно композиционному учению, приведен здесь с целью обозначить взаимное влияние простых элементов в элементарном же сочетании, вместе с чем обнажается сущностная «относительность» неопределенно-растяжимого понятия «элементарный». То есть совсем не просто отделить сложносоставное и пользоваться исключительно элементарным. И тем не менее подобные эксперименты и подобные наблюдения – единственное средство обратиться к основам живописных объектов, служащих композиционным задачам. Таким методом пользуется «позитивная» наука. И в этом она, несмотря на чрезмерную односторонность, обретает хотя бы внешний порядок и по сей день проникает в первоэлементы посредством углубленного анализа. В конце концов, именно таким образом она представила богатейший упорядоченный материал философии, что рано или поздно приведет к синтетическим результатам. На такой путь, изначально связывающий внешнее с внутренним, должна вступить и наука об искусстве.

ЛИРИЗМ И ДРАМАТИЗМ

В постепенном переходе от горизонталей к свободным нецентрированным прямым их холодный лиризм столь же постепенно вбирает все больше тепла, так что в итоге приобретает определенный оттенок драматизма. Но лирическое в нем по-прежнему преобладает, – весь мир прямых лиричен, что объясняется воздействием единственной


внешней силы. Драматическое же заключает в себе помимо звука перемещения (в упомянутых случаях с нецентрированными прямыми) еще и звук столкновения, требующий как минимум двух сил.

Действие двух сил в области прямых может осуществляться двумя способами:

1) обе силы высвобождаются – чередующееся воздействие;

2) обе силы действуют вместе – одновременное воздействие. Ясно, что второй способ более темпераментен и потому более «горяч», особенно же

потому, что он может быть рассмотрен как результат действия множества освобожденных сил.

В соответствии с ним нарастает и драматизация, вплоть до образования ярко выраженных драматических линий.

Итак, мир линий включает в себя решительно все оттенки выразительности – от холодного лиризма первоначально до жаркого драматизма в конце.

ЛИНЕАРНЫЙ ПЕРЕВОД

Безусловно, всякое проявление внешнего во внутреннем мире может получить линеарное выражение – своего рода перевод 20.

Результаты, соответствующие этим двум видам, таковы:

Си лы : Рез ул ьта ты :

То ч к а 1) две чередующиеся Ломаные линии

2) две одновременные Кривые линии.

ЛОМАНЫ Е

Ломан ые ли н и и и ли лин и и с уг лами

Поскольку ломаные линии составлены прямыми, то они относятся к рубрике 1, ко второму ее классу – В.

Ломаная возникает под давлением двух сил следующим образом (рис. 24):

Рис. 24

УГОЛ

Пр о с т е й ши е формы ломаных состоят из двух частей и являются результатом двух сил, направивших свое действие на одно-единственное столкновение. Этот простой процесс


приводит, однако, к важным различиям между прямыми и ломаными: у ломаных возникает значительно больший контакт с плоскостью, и ломаная заключает нечто плоскостное уже в себе самой. Плоскость здесь е ще только зарождается, и ломаная становится ее опорой. Разница между бесчисленными [видами] ломаных состоит исключительно в величине угла, в связи с чем можно выделить три типа:

а) с острым углом – 45°,

б) с прямым углом – 90°,

в) с тупым углом – 135°.
Дальнейшие [ломаные] произведены нетипичными острыми или тупыми углами,

которые большим или меньшим числом градусов отклоняются от типичных. А к трем первым ломаным может быть присоединена еще и четвертая – не-схематическая ломаная:

г) со свободным углом,
вследствие чего эту ломаную следует обозначить как свободную ломаную.

Прямой угол одинок в своем роде и изменяет лишь направление. Среди соприкасающихся прямых углов возможны лишь четыре варианта – либо они касаются углами, образуя крест, либо образуют прямоугольные плоскости в соприкосновении расходящихся сторон – в наиболее «правильном» случае – квадрат.

Горизонтально-вертикальный крест состоит из одной теплой и одной холодной линии – это не что иное, как центрированное расположение горизонтали и вертикали. Отсюда – тепло-холодная или холодно-теплая температура прямого угла – в зависимости от его направления, о чем подробнее в разделе «Основная плоскость».

ДЛИНЫ

Дальнейшее различие между простыми ломаными состоит в соотношении длин их отдельных отрезков – обстоятельство, заметно видоизменяющее первоначальное звучание этих форм.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.