Здавалка
Главная | Обратная связь

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО



Очевидно, что ничтожнейшее смещение диагонали или оси напряжения по отношению к вертикали или горизонтали становится решающим в композиционном решении, в особенности в абстрактном искусстве. Все напряжения абстрактных форм на ОП получают всякий раз иную направленность и, разумеется, – иную окраску. Так же и комплексы форм: либо придавливаются к верху, либо растягиваются в длину. Так с неудачным выбором формата самый продуманный порядок может превратиться в отталкивающий хаос.

ПОСТРОЕНИЕ

Естественно, под «порядком» я понимаю здесь не только математически «гармоничное построение», при котором все элементы распределены в точно выверенных направлениях, но и структуру, основанную на принципе противопоставления. Например, формы, стремящиеся вверх, можно «драматизировать» посредством вытянутого [вверх] формата, то есть переводом в среду скованности. Упоминаем это здесь лишь как указание к композиционной науке.


ДРУГИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

Пункт пересечения обеих

диагоналей определяет центр ОП.

Проведенная через этот центр

горизонталь и последующая вертикаль
делят ОП на четы р е п р остей ши е
ч а с т и , каждая из которых имеет свое
специфическое лицо. Они соприкасаются
своими вершинами в «равнодушном»
центре, из которого в диагональных
направлениях исходят напряжения

(рис. 81).

Цифры 1, 2, 3, 4 – силы

сопротивления границ, а, b, с, d – обозначения четырех основных частей.

Рис. 81. Напряжения из центра

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Эта схема позволяет сделать следующие выводы.

Часть а – напряжения к 1, 2 = наиболее свободное соединение.

Часть d – напряжения к 3, 4 = максимальное сопротивление.

Таким образом, части a и d приведены в кр а й н е е п р о т и в о п о с т а в л е н и е друг к другу.

Часть b – напряжения к 1, 3 = наиболее умеренное сопротивление вверх.

Часть с – напряжения к 2, 4 = наиболее умеренное сопротивление вниз.

Таким образом, части b и с приведены в ум е р е н н о е п р о т и в о п о с т а в л е н и е друг к другу и позволяют легко распознать свое родство.

В комбинации сил сопротивления границ ОП складывается следующая схема [распределения] тяжести (рис. 82).



Рис. 82. Распределение тяжести


Сочетание этих двух факторов оказывается определяющим и отвечает на вопрос: какая из диагоналей, bc или ad, может быть названа «гармоничной» и какая «дисгармоничной» (рис. 83)? 53


Рис. 83. «Гармоничная» диагональ Рис. 84. «Дисгармоничная» диагональ

ТЯЖЕСТЬ

Треугольник abc давит на нижний значительно меньше, чем треугольник abd, который осуществляет безусловное давление, отягощая лежащий под ним. Это давление особенно сконцентрировано в пункте d, благодаря чему диагональ приобретает очевидное стремление отклониться от пункта а вверх и затем сместиться из центра. По сравнению со спокойным напряжением cb это напряжение da наделено более сложной природой: к чисто диагональной направленности присоединяется отклонение вверх. Таким образом, обе диагонали могут получить и иное обозначение:

cb – «лирическое» напряжение,

da – «драматическое» напряжение.

СОДЕРЖАНИЕ

Разумеется, эти [условные] обозначения надо воспринимать лишь как стрелки, указывающие в направлении внутреннего содержания. Это мосты от внешнего к внутреннему 54.

Как бы то ни было, можно повторить: каждая область ОП индивидуальна, с ей одной присущим голосом и внутренним оттенком.

МЕТОД

Примененный здесь анализ ОП – пример принципиального научного м е т о д а , который должен помочь росту молодой художественной науки. (Такова его теоретическая ценность.) Последующие простые примеры укажут способы его практического применения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Простая заостренная форма, представляющая собой переход от линии к плоскости и тем самым объединяющая в себе свойства линии и плоскости, располагается в обозначенных нами направлениях на «объективнейшей» ОП. Каковы последствия этого?

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Возникли две противостоящие пары:

Первая пара (I) – пример п р е д е л ь н о го п р о т и в о п о с т а в л е н и я, поскольку форма слева ориентирована на наиболее мягкое сопротивление, а форма справа – на наиболее жесткое.

Вторая пара (II) – пример у м е р е н н о го п р о т и в о п о с т а в л е н и я, поскольку обе формы ориентированы на мягкое сопротивление и напряжения их форм мало отличаются друг от друга.


ВНЕШНИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

В обоих случаях форма находится в параллельном отношении к ОП, что принимает вид в н е шн е й п а р а л л е л ьн о с т и , поскольку за основу здесь взяты внешние границы ОП, а не ее внутреннее напряжение.

Простейшее соединение с внутренним напряжением благоприятно для диагонального направления, благодаря чему вновь складываются две пары противопоставлений.



Рис. 85.

А. I. Вертикальное

положение.

«Теплый покой»

Рис. 86.

А. II.

Горизонтальное

положение.

«Холодный

покой»

Рис. 87.

В. I.

«Дисгармоничное»

диагональное

положение.

Рис. 88.

В. II.

«Гармоничное»

диагональное

положение.


ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ


Эти две пары противопоставлений отличаются друг от друга так же, как обе пары под А.

} }
сверху

Форма слева направлена к наиболее слабому углу, форма справа направлена к наиболее жесткому углу, поскольку они представляют п р ед е л ь н о е п ротив опостав лен и е .

снизу

Очевидно, что обе нижние формы являют собой более у мер ен н ое п ротив опостав лен и е .







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.