Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЛОСКОСТЬ НА ПЛОСКОСТИ



Я выхожу сейчас за рамки моей задачи и размещаю на ОП не линию, а плоскость, которая, однако, является не чем иным, как внутренним смыслом напряжения ОП (см. выше).

Нормально смещенный квадрат на ОП.



 


Рис. 91. Рис. 92.

Внутренняя параллель лирического звучания. Внутренняя параллель драматического звучания.

Сопутствие внутреннему Противоположность внутреннему

«дисгармоничному» напряжению. «гармоничному» напряжению.

ОТНОШЕНИЕ К ГРАНИЦЕ

В отношениях формы и границ ОП особую и чрезвычайно важную роль играет
у д а л е н н о с т ь формы от границ. Простая прямая неизменной длины может

располагаться на ОП двумя различными способами.

В первом случае она лежит свободно. Ее близость к границе сообщает ей безусловно усиленное напряжение вправо вверх, чем ослабляется напряжение ее нижнего конца (рис. 93).

Во втором случае она сталкивается с границей и тут же теряет свое напряжение по направлению вверх, причем стремление вниз увеличивается, выражая нечто болезненное, почти отчаянное (рис. 94) 58.

Рис. 93. Рис. 94.

Другими словами, с приближением к границе ОП форма приобретает все большее напряжение, которое внезапно исчезает в момент соприкосновения с границей. И чем

дальше лежит форма от границы ОП, тем слабее напряжение формы по направлению к границе, или: формы, лежащие близко к границе ОП, повышают «драматическое» звучание конструкции, и напротив – лежащие далеко от границы, сосредоточенные в центре формы сообщают конструкции «лирическое» звучание. Эти, конечно, очень схематичные правила могут с использованием других средств проявиться во всей своей полноте, а могут


приглушить свое звучание до едва различимого. Тем не менее они – в меньшей степени – действуют, что подчеркивает их теоретическую ценность.


большей или


ЛИРИЗМ. ДРАМАТИЗМ

Несколько примеров непосредственно освещают наиболее типичные положения этих правил:




 


 


Рис. 95.

Безмолвный лиризм четырех элементарных линий

застывшее выражение.


Рис. 96.

Драматизация тех же элементов –

сложно-пульсирующее выражение.


Применение эксцентрики:




 


 


Рис. 97.

Центрированная диагональ.

Горизонталь – вертикаль децентрированные.

Диагональ в высшем напряжении.

Соразмеренное напряжение горизонтали и

вертикали.


Рис. 98.

Все децентрировано.

Диагональ усилена своим собственным

повторением.

Скованность драматического звучания

в точке соприкосновения вверху.


Децентрированное построение намеренно усиливает драматическое звучание.

УМНОЖЕНИЕ ЗВУЧАНИЙ

Если в только что приведенных примерах вместо прямых использовать простые кривые, то сумма звучаний увеличится втрое, – каждая простая кривая состоит, как уже говорилось в разделе о линии, из двух напряжений, порождающих третье. Если далее простые кривые заменить волнообразными, то каждый изгиб представлял бы собой простую кривую с ее тремя напряжениями и, соответственно, сумма напряжений увеличилась бы еще. При этом отношения каждого из изгибов к границам ОП еще усложнили бы эту сумму дополнительными звучаниями 59.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Отношение плоскостей к ОП – это особая тема. Рассмотренные выше закономерности и правила и здесь сохраняют свое полное значение и предлагают возможный подход к этой специфической теме.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ОП

До сих пор рассматривались только квадратные ОП. Другие прямоугольные формы являются результатом перевеса либо перегрузки горизонтальной или вертикальной ограничительной пары. В первом случае преимущество получает холодный покой, во втором – теплый, что, разумеется, изначально определяет основное звучание ОП. Стремление вверх и горизонтальная протяженность противоположны. Объективность квадрата исчезает и замещается односторонним напряжением всей ОП, которое более или менее ощутимо воздействует на все остальные элементы ОП.

Нельзя не заметить, что оба эти вида наделены значительно более сложной природой, чем квадрат. В горизонтальном формате, например, верхняя грань длиннее, чем боковые, и, таким образом, для элементов создается больше возможностей «свободы», вскоре вновь скованной влиянием коротких боковых сторон. В вертикальном формате все наоборот. Иными словами, в данных случаях границы куда более зависимы друг от друга, чем в квадрате. Создается впечатление, что все окружающее ОП играет здесь роль, осуществляя давление извне. Так, в вертикальном формате облегчена свобода игры по направлению вверх – там практически отсутствует давление среды, концентрируясь главным образом по сторонам.

РАЗЛИЧНЫЕ УГЛЫ

Дальнейшие вариации ОП обусловлены применением тупых и острых углов в различных комбинациях. Новые возможности открывает такой способ образования ОП, при котором, к примеру, верхний правый угол [получит возможность] стимулировать или сковывать элементы (рис. 99).



Рис. 99. Стимулирующая и сковывающая [пунктиром] ОП.


Кроме того, основные плоскости могут быть многоугольными, но все они в итоге подчиняются о дн о й основной форме и потому представляют собой лишь усложненные случаи последней, на чем не стоит дольше задерживаться (рис. 100).



Рис. 100. Сложная многоугольная ОП.


КРУГЛАЯ ФОРМА

Углы могут встречаться во все более возрастающем количестве, приобретать, соответственно, все больший разворот – пока не исчезнут окончательно и плоскость не станет кругом.

Это очень простой и одновременно очень сложный случай, о котором мне хотелось бы поговорить подробно. Здесь необходимо отметить, что как простота, так и сложность обусловлены отсутствием углов. Круг прост, поскольку давление его границ, в сравнении с прямоугольными формами, нивелировано – различия здесь не так велики. Он сложен, поскольку верх неощутимо перетекает в левое и правое, а левое и правое – в низ. Существуют лишь четыре точки, сохраняющие ярко выраженное звучание четырех сторон, что ощутимо уже на чувственном уровне.

Эти точки – 1, 2, 3, 4. Противоположности те же, что и в прямоугольных формах: 1–4 и 2–3 (рис. 101).



Рис. 101.


Сегмент 1–2 представляет собой постепенно нарастающее снизу влево ограничение максимальной «свободы», что на протяжении сегмента 2–4 приобретает большую жесткость и т.д., пока окружность не придет к завершению. К напряжениям этих четырех сегментов применимо описание напряжений, установленных для квадрата. Так, круг таит в себе, в сущности, те же напряжения, которые были обнаружены в квадрате.

Три основные плоскости – треугольник, квадрат, круг – являются естественным результатом планомерно перемещающейся точки. Если через центр круга проходят две диагонали, соединенные в своих вершинах горизонталями и вертикалями, то образуется, как утверждает А.С. Пушкин, основа арабской и римской цифровых систем (рис. 102): Итак, здесь встречаются:

1. корни двух цифровых систем с

2. корнями художественных форм.

Если это глубинное родство действительно существует, мы получаем безусловное подтверждение наших предположений [о существовании] единого корня всех явлений, выходящих на поверхность предельно различными и совершенно оторванными друг от друга. Именно сегодня нам представляется неизбежной необходимость поиска общих корней. Подобная необходимость не появляется на свет без внутреннего основания и потребует столько упорных попыток, сколько будет нужно. Необходимость эта интуитивного свойства. И путь к ее удовлетворению избирается интуитивно. Дальнейшее – это гармоничная связь интуиции и расчета, – ни первой, ни второй по отдельности недостаточно для продолжения пути.



AD=1 ABDC=2 ABECD=3 ABD+AE=4 и т.д.


Рис. 102.

Треугольник и квадрат в круге как источник происхождения цифр: арабских и римских

(Пушки н А.С . Произведения. Петербург. Издание Анненкова, 1855. Т. 5. С. 16).








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.