Здавалка
Главная | Обратная связь

Указания к лабораторной работе №1



СЕМИПАЛАТИНСКАЯ государственная медицинская академия

 

Методические рекомендации к проведению лабораторного занятия

 

Специальность:0501301 Общая медицина

Дисциплина:химия

Кафедра: химии и технологии лекарств

Высшее базовое медицинское образование, курс – 1

Тема №1: Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.

 

 

Составители: доцент Гавриленко И.В.

ст. преп. Майжанова Т.К.

преп. Павлова Н.И.

 

 

Семипалатинск 2007

 

Утверждена

на заседании кафедры химии и технологии лекарств

Протокол № ____

От «_____ » ________ 2007 г.

 

Заведующая кафедрой химии

и технологии лекарств, доцент ___________ И.В. Гавриленко

 

 

 

1.Тема №1:Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.

2. Цель:Изучить способы выражения состава растворов, что является основой количественных расчетов в аналитической химии. Связать тему занятия со значением растворов в жизнедеятельности организмов.

3. Задачи обучения: Научить студентов готовить растворы и рассчитывать их концентрацию. Вычислять эквивалент и молярную массу эквивалента химических элементов и сложных веществ.

4. Основные вопросы темы:

1. Вводная часть. Техника безопасности в химической лаборатории

2. Химический эквивалент элемента, его молярная масса

3. Эквивалент и молярная масса эквивалента оксида, основания, кислоты, соли

4. Способы выражения состава раствора: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента и титр.

5. Значение растворов в жизнедеятельности организмов.

Методы обучения и преподавания:

Определение исходного уровня знаний студентов по химии. Беседа и опрос по теме занятия. Выполнение лабораторной работы и защита отчета.

Указания к лабораторной работе №1

Химический эквивалент. Значение растворов в жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.

 

Опыт №1. Определение концентрации раствора по его плотности.

Реактивы и оборудование: исследуемый раствор (жидкость), цилиндры, набор ареометров.

В сухой стеклянный цилиндр налить исследуемый раствор на высоту ареометра (100-200мл) и опустить в него ареометр, шкала которого начинается с 1,00. Если при погружении ареометра шкала окажется полностью над жидкостью, то плотность раствора превышает величину шкалы ареометра. Замените ареометр следующим из набора (с большей плотностью) и так поступайте до тех пор, пока уровень жидкости в цилиндре окажется в пределах шкалы ареометра. Если при погружении ареометра шкала окажется полностью под жидкостью, замените ареометр следующим из набора (с плотностью меньше 1,00) и так поступайте до тех пор, пока уровень жидкости окажется в пределах шкалы ареометра. Плотность меньше 1,00 имеют многие органические жидкости и их растворы. Следите за тем, чтобы при измерении ареометр не касался стенок цилиндра. Отметьте по нижнему мениску деление шкалы ареометра, совпадающее с уровнем жидкости в цилиндре. Это и будет плотность раствора. Определение произведите 3 раза.

Используя таблицы, по плотности определите массовую долю (%) растворенного вещества в растворе. Затем проведите вычисление молярной концентрации и титра раствора. Масса растворенного вещества (mх) в 1 л раствора: mх = 10·w%·d , (г)

Молярная концентрация раствора:

моль/л

В этих формулах:

Мх – молярная масса вещества, г/моль,

w% - массовая доля растворенного вещества, %,

d – плотность исследуемого раствора, г/мл.

 

 

Титр раствора:

г/мл

 

Опыт № 2.Приготовление раствора по навеске вещества, вычисление его эквивалентной концентрации.

Подготовить к работе мерную колбу и воронку, ополоснув их дистиллированной водой. (Если воронка сухая и чистая, то ополаскивать ее не надо).

Взять навеску вещества и через воронку перенести вещество в колбу. Струей воды из промывалки хорошо смыть вещество из воронки в колбу. Воронку убрать из колбы.

Заполнить колбу дистиллированной водой на 1/3 объема, круговыми движениями поворачивая колбу, повторить перемешивание раствора.

Добавить воды до 2/3 объема колбы, повторить перемешивание раствора

В колбу добавить воды из промывалки на 1-2 см ниже метки. Затем добавлять воду по каплям из пипетки до тех пор, пока нижний край мениска не станет на уровне метки.

Раствор в колбе закрыть пробкой и перемешать, много раз перевертывая колбу.

Вычислить эквивалентную концентрацию вещества по формуле:

(моль/л); MЭ = f Э·МХ

где mX – масса растворенного вещества, г

МХ - молярная масса растворенного вещества, г/моль

f Э - эквивалент вещества, моль

MЭ – молярная масса эквивалента вещества, г/ моль

V – объем раствора в литрах, л

Концентрацию раствора вычислить с точностью до 0,0001.

6. Литература:

1. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.

М., 1989 г., Глава 4, § 4.1., § 4,2., с. 93-101

2. Глинка Н.Л. Общая химия. М., 1990 г. Глава 1, § 9 с. 24,25; §12, с. 29,30; §13 с. 34; §15 с. 37-43; §16 с. 43-44. Глава 7 §74 с. 206-208

3. Бабков А.В. и др. Практикум по общей химии с элементами количественного анализа. М., 1978 г. Глава 1 §1 с. 5-6; глава 4 §7, с. 32-35

 

7. Контроль:

1. Определить эквивалент элемента азот в соединениях: NH3, N2O, HNO2, NO2, N2O5. Вычислить молярную массу эквивалента азота в указанных соединениях

2. Вычислить эквивалент и молярную массу эквивалента соединений: Н3РО4, Н2СО3, Al(OH)3, Cr2O3, K2CrO4, Fe2(SO4)3.

3. Вычислить эквивалент основания и кислоты по уравнениям следующих реакций:

а) Н2СО3 + КОН = КНСО3 + Н2О

б) Н2СО3 + Ва(ОН)2 = ВаСО3 +2Н2О

в) Fe(OН)3 + Н2SO4 = Fe(ОН)SO4 +2Н2О

г) Fe(OН)3 + НСl = Fe(OН)2Сl + Н2О

д) NаOН + СН3СООН = СН3СООNа + Н2О

4. Вычислить массовую долю сахара в растворе, состоящем из 50 г сахара и 200 г воды

5. Рассчитать молярную концентрацию эквивалента хлорида магния, если в 500 мл раствора содержится 0,95 г соли MgCl2

6. Рассчитать молярную концентрацию раствора в 250 мл которого содержится 0,73 г хлороводорода

7. Определить титр раствора гидроксида натрия, в 2 л которого содержится 0,20 г NaOH

8. Вычислить массу серной кислоты, необходимую для приготовления 200 мл раствора с эквивалентной концентрацией 0,010 моль/л

9. Определить содержание соли в 0,5 л раствора NaCl, если титр раствора равен 0,0042 г/мл







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.