Указания к лабораторной работе №3Стр 1 из 2Следующая ⇒
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ государственная медицинская академия
Методические рекомендации к проведению лабораторного занятия Специальность:0501301 Общая медицина Дисциплина:химия Кафедра: химии и технологии лекарств Высшее базовое медицинское образование, курс – 1 Тема №3: Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН.
Составители: доцент Гавриленко И.В. ст. преп. Майжанова Т.К. преп. Павлова Н.И.
Семипалатинск 2007
Утверждена на заседании кафедры химии и технологии лекарств Протокол № ____ От «_____ » ________ 2007 г.
Заведующая кафедрой химии и технологии лекарств, доцент ___________ И.В. Гавриленко
1. Тема №3: Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН. 2. Цель:Изучить кислотно-основное равновесие в организме, что необходимо будущему врачу для понимания процессов происходящих в живом организме. 3. Задачи обучения: Научить студентов давать количественную характеристику кислотности и щелочности растворов, определять колориметрическим методом рН растворов. 4.Основные вопросы темы: 1. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. 2.Степень и константа электролитической диссоциации. 3.Диссоциация воды. Ионное произведение воды. 4.Водородный показатель рН, как мера активной кислотности и щелочности 5.Понятие о кислотно-основных индикаторах. 6.Значение кислотно-основного равновесия для нормального функционирования живого организма 7.Методы измерения рН 8.Сущность колориметрического метода определение рН. Закон Ламберта- Беера 9.Методы колориметрирования: а) уравнивания; б) цветной шкалы
Методы обучения и преподавания: Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний. Указания к лабораторной работе №3 Опыт №1. Колориметрическое определение рН исследуемого раствора буферным методом. Работа состоит из следующих этапов: Ориентировочное определение рН исследуемого раствора с помощью универсального индикатора. 1. Налить в фарфоровую чашечку 1 мл исследуемого раствора и смочить в нем полоску индикаторной бумаги. Окраску индикаторной бумаги сравнивать с цветной шкалой для универсального индикатора и сделать заключение с приблизительным значением рН исследуемого раствора (ошибка ±0,5) 2. Выбор индикатора. Пользуясь таблицей, подобрать индикатор, область перехода которого включает найденное значение рН 3. Приготовление эталонов из буферных растворов. Составить из имеющихся слабых кислоты и ее соли от сильного основания такие буферные смеси, рН которых охватывает область перехода выбранного индикатора. В 7-8 пробирок поместить по 5 мл буферных смесей, соотношения компонентов взять из таблицы: «Буферные смеси». Затем в каждую пробирку добавить по 2 капли выбранного индикатора и тщательно перемешать. 4. Установление рН исследуемого раствора. Налить в пробирку 5 мл исследуемого раствора, прибавить 2 капли выбранного индикатора, перемешать и сравнить окраску с цветной шкалой, приготовленной из буферных смесей. рН исследуемого раствора равен рН эталона, имеющего с ним одинаковую окраску. Сделать вывод. 5. Определение ошибки определения: Взять у преподавателя истинное значение рН исследуемого раствора и рассчитать относительную погрешность определения рН , где А - истинное значение рН; а - значение рН, найденное в ходе исследования 6. Оформить отчет. Сделать вывод.
Опыт №2.Определение рН кожи. 1. Приготовить микроколориметрическую шкалу из буферных растворов, для этого внести в гнездо кафельной плитки по 1-2 капли буферных растворов в интервале значении рН от 5-7, затем по одной капле универсального индикатора. 2. 1-2 капли универсального индикатора нанести на исследуемый участок кожи. Через 30 секунд цвет нанесенного раствора сравнить с цветной шкалой и сделать вывод о значении рН кожи. 6.Литература: 1.Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М., 1989 г., Глава 6; с. 139- 160 2.Равич–Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М.; 1975 г . Глава 4,5; с. 77-100 3. Рубина Х.М. и др. Практикум по физической химии, М.; 1975 г. Глава 2 с. 14-21 7. Контроль: Решить задачи: 1. Вычислить концентрацию ионов водорода и рН в растворах следующих веществ: 1) 0,001 моль/л НNО3 2) 0,0001 моль/л КОН 3) 0,02 моль/л NН4ОН, если a = 0,005 4) 0,05 моль/л СН3СООН, если a = 0,02 Указать реакцию среды в каждом из выше указанных растворов. 2. Вычислить концентрацию ионов водорода и гидроксида в растворе, рН которого равен 9. 3. Укажите реакцию среды и цвет индикатора метилоранжа в растворах: 1. рН = 2 2. СН+ = 0,010 моль/л 3. рН= 3 4. рН = 10 5. СН+ = 10-8 моль/л 6. СН+ = 10-7 моль/л 4. Вычислить рН раствора, в 500 мл которого содержится 1,26 г НNО3. 5. Вычислить рН раствора, в 500 мл которого содержится 0,2 г NаОН. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|