Здавалка
Главная | Обратная связь

Указания к лабораторной работе №3



СЕМИПАЛАТИНСКАЯ государственная медицинская академия

 

Методические рекомендации к проведению лабораторного занятия

Специальность:0501301 Общая медицина

Дисциплина:химия

Кафедра: химии и технологии лекарств

Высшее базовое медицинское образование, курс – 1

Тема №3: Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН.

 

 

Составители: доцент Гавриленко И.В.

ст. преп. Майжанова Т.К.

преп. Павлова Н.И.

 

 

Семипалатинск 2007

 

Утверждена

на заседании кафедры химии и технологии лекарств

Протокол № ____

От «_____ » ________ 2007 г.

 

Заведующая кафедрой химии

и технологии лекарств, доцент ___________ И.В. Гавриленко

 

 

1. Тема №3: Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН.

2. Цель:Изучить кислотно-основное равновесие в организме, что необходимо будущему врачу для понимания процессов происходящих в живом организме.

3. Задачи обучения: Научить студентов давать количественную характеристику кислотности и щелочности растворов, определять колориметрическим методом рН растворов.

4.Основные вопросы темы:

1. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.

2.Степень и константа электролитической диссоциации.

3.Диссоциация воды. Ионное произведение воды.

4.Водородный показатель рН, как мера активной кислотности и щелочности

5.Понятие о кислотно-основных индикаторах.

6.Значение кислотно-основного равновесия для нормального функционирования живого организма

7.Методы измерения рН

8.Сущность колориметрического метода определение рН. Закон Ламберта- Беера

9.Методы колориметрирования: а) уравнивания; б) цветной шкалы

 

Методы обучения и преподавания:

Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний.

Указания к лабораторной работе №3

Опыт №1. Колориметрическое определение рН исследуемого раствора буферным методом.

Работа состоит из следующих этапов:

Ориентировочное определение рН исследуемого раствора с помощью универсального индикатора.

1. Налить в фарфоровую чашечку 1 мл исследуемого раствора и смочить в нем полоску индикаторной бумаги. Окраску индикаторной бумаги сравнивать с цветной шкалой для универсального индикатора и сделать заключение с приблизительным значением рН исследуемого раствора (ошибка ±0,5)

2. Выбор индикатора.

Пользуясь таблицей, подобрать индикатор, область перехода которого включает найденное значение рН

3. Приготовление эталонов из буферных растворов.

Составить из имеющихся слабых кислоты и ее соли от сильного основания такие буферные смеси, рН которых охватывает область перехода выбранного индикатора. В 7-8 пробирок поместить по 5 мл буферных смесей, соотношения компонентов взять из таблицы: «Буферные смеси». Затем в каждую пробирку добавить по 2 капли выбранного индикатора и тщательно перемешать.

4. Установление рН исследуемого раствора.

Налить в пробирку 5 мл исследуемого раствора, прибавить 2 капли выбранного индикатора, перемешать и сравнить окраску с цветной шкалой, приготовленной из буферных смесей.

рН исследуемого раствора равен рН эталона, имеющего с ним одинаковую окраску. Сделать вывод.

5. Определение ошибки определения:

Взять у преподавателя истинное значение рН исследуемого раствора и рассчитать относительную погрешность определения рН

,

где А - истинное значение рН;

а - значение рН, найденное в ходе исследования

6. Оформить отчет. Сделать вывод.

 

Опыт №2.Определение рН кожи.

1. Приготовить микроколориметрическую шкалу из буферных растворов, для этого внести в гнездо кафельной плитки по 1-2 капли буферных растворов в интервале значении рН от 5-7, затем по одной капле универсального индикатора.

2. 1-2 капли универсального индикатора нанести на исследуемый участок кожи. Через 30 секунд цвет нанесенного раствора сравнить с цветной шкалой и сделать вывод о значении рН кожи.

6.Литература:

1.Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.

М., 1989 г., Глава 6; с. 139- 160

2.Равич–Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М.; 1975 г . Глава 4,5; с. 77-100

3. Рубина Х.М. и др. Практикум по физической химии, М.; 1975 г. Глава 2 с. 14-21

7. Контроль:

Решить задачи:

1. Вычислить концентрацию ионов водорода и рН в растворах следующих веществ:

1) 0,001 моль/л НNО3

2) 0,0001 моль/л КОН

3) 0,02 моль/л NН4ОН, если a = 0,005

4) 0,05 моль/л СН3СООН, если a = 0,02

Указать реакцию среды в каждом из выше указанных растворов.

2. Вычислить концентрацию ионов водорода и гидроксида в растворе, рН которого равен 9.

3. Укажите реакцию среды и цвет индикатора метилоранжа в растворах:

1. рН = 2 2. СН+ = 0,010 моль/л 3. рН= 3

4. рН = 10 5. СН+ = 10-8 моль/л 6. СН+ = 10-7 моль/л

4. Вычислить рН раствора, в 500 мл которого содержится 1,26 г НNО3.

5. Вычислить рН раствора, в 500 мл которого содержится 0,2 г NаОН.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.