Здавалка
Главная | Обратная связь

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы.



Основные положения и результаты исследования представлены на:

- научно-практических конференциях Российского государ­ственного педагогического университета им. А.И. Герцена (1994-2008гг.);

- Всероссийских научно-практических конференциях в Екатеринбурге (1996), в Санкт-Петербурге (2000, 2005, 2006, 2008), в Петрозаводске (2005);

- Международных научно-практических конферен­циях и конгрессах в Улан-Уде (1995), в Санкт-Петербурге (1997, 2003, 2004, 2005, 2006);

- IX Российско-Аме­риканской научно-практи­ческой конференции по актуальным вопросам современного уни­вер­ситетского образования (Санкт-Петербург, 2006).

Материалы диссертации используются в процессе организации исследовательско-проектных разработок аспирантов, магистров, студентов факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки Центра курсового обучения РГПУ им. А.И. Герцена.

 

Внедрение результатов диссертационной работы.

Основные положения диссертации и результаты исследования:

- опубликованы в 90 научных работах, общим объемом 267,81 п.л., в том числе отражены в 2-х монографиях, в 74 научных статьях, научных отчётах, 14 учебных, учебно-методических пособиях и программах, а также в сборниках научных статей по итогам научно-практических конференций по фитнесу (2006, 2008, 2009).

- внедрены в учебный процесс дошкольных, средних образовательных учреждений, фитнес-центров и учреждений дополнительного образования г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, более 30 городов России и гг. Эстонии;

- используются при проведении учебных занятий со студентами педагогических колледжей и факультетов физической культуры высших учебных заведений г. Санкт- Петербурга;

- входят в программы курсов повышения квалификации и профессионального дополнительного образования в РГПУ им. А.И. Герцена, на основании которых в течение 18 лет идет обучение слушателей.

Материалы диссертации используются в процессе организации ис­следовательско-проектных разработок преподавателей, аспирантов, магистров, студентов факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки Центра курсового обу­чения и Института дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура и объём диссертации:

Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, списка литературы и приложений.

Основная часть диссертации изложена на 485 страницах компьютер­ного текста, включая 18 таблиц, 37 рисунков, 8 приложений.

Список литературы насчитывает 430 наименований, из них 15 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введенииобосновывается актуальность темы исследования, формули­руется проблема, гипотеза и цель исследования, определяются объект, предмет, задачи, теоретико-методологическая основа диссертации; раскры­ваются новизна и практическая значимость работы; характеризуются этапы и методы исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту, вопросы апробации и внедрения результатов диссертационной ра­боты.

В первой главе «Социально-педагогические предпосылки развития фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков» представлены результаты проведённого эксплораторного исследования, которое позволило выявить детерминанты инновационных преобразований в отечественной системе физкультурного образования.

Проведённый теоретико-методологический анализ инновационных процессов физической культуры детей и подростков в современных социокультурных условиях на macro(отраслевом)- уровне выявил необходимость обновления и модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста, что обусловлено рядом причин:

- повышением роли физической культуры в современном обществе как основы единства духовного, интеллектуального и физического развития человека, его долголетия и работоспособности;

- необходимостью усиления значения физкультурного образования детей и подростков как сферы формирования культурных, общеучебных познавательных умений и навыков;

- пониманием того, что физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, способом борьбы с негативными факторами.

Необходимость реформирования и модернизации физкультурного образования детей и подростков на micro (технологическом)- уровне обусловлена следующими причинами:

- тенденцией к ухудшению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков за последние десять лет;

- недостаточной эффективностью физической культуры в образовательном процессе в решении оздоровительных задач;

- низкой методической подготовленностью специалистов в вопросах внедрения инновационных технологий в занятия физической культурой.

Анализ состояния дошкольного и школьного физкультурного образования позволил определить противоречия между:

- необходимостью повышения гуманистических основ образования в противовес технократизму.

Падение интереса подрастающего поколения к традиционным занятиям физической культурой позволяет говорить о том, что проблема носит не ситуативный, а пролонгированный характер и имеет определённые глубокие социокультурные предпосылки;

- необходимостью укрепления здоровья детей и подростков и информационной загруженностью школьников. Причиной нарушения здоровья детей служат возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях, что приводит к недостаточной двигательной активности ребёнка. Сам процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом РФ об образовании, он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи;

- стремлением детей к оздоровительным занятиям, соответствующим их интересам и потребностям и сравнительно высокой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг, что препятствует их доступности всем социальным слоям общества;

- традиционными занятиями физической культурой и интересом учеников к фитнес-технологиям;

- желанием учителей физической культуры внедрять фитнес- технологии в учебно-воспитательный процесс и недостаточными ресурсами: информационными (программы, учебно-методические пособия и др.), кадровыми, экономическими.

В результате анализа возникновения оздоровительных инноваций на всех исторических этапах развития физической культуры, рассмотрения инновационных направлений развития физкультурного образования детей и подростков, выделены признаки инноваций: «цикличность развития»; «связь со временем»; «новизна качества»; «широкая информированность и внедрение»; «системность преобразования»; «энергозатратность». Фитнес обоснован как инновация, так как он обладает признаками инновационности и способствует решению жизненно важных проблем общества.

В ходе поиска идей, способных изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию как в плане здоровья подрастающего поколения россиян, так и в плане модернизации физкультурного образования, нами был предложен фитнес и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста.

Проведённый анализ научно-методической литературы позволил выявить социально-педагогические предпосылки внедрения фитнеса в систему физкультурного образования. К ним относятся:

- переход общества от тоталитарного, консервативного к демократическому, вариативному, инновационному;

- социальный запрос на здорового, успешного, гармонично развитого человека, общественная потребность в здоровом образе жизни подрастающего поколения, формировании у детей и подростков ценностного отношения к своему здоровью, духовному и физическому развитию;

- модернизация физической культуры детей и подростков и поиск концептуальных идей по оздоровлению и повышению уровня физического развития, физической подготовленности детей и подростков;

- гуманизация физкультурного образования и его потребность в новых идеях;

- пересмотр организационно-методических основ организации физкультурно-оздоровительной работы, свобода выбора программ и технологий в дошкольных, школьных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;

- доступность, популярность, разнообразие направлений фитнеса, его широкая стратификация, большие возможности удовлетворить потребности в двигательной активности различного контингента занимающихся в условиях образовательного учреждения.

Во второй главе «Теоретические и методологические основы фитнеса» с позиций традиционного подхода фитнес и его функции рассматриваются на макро- и микро- уровнях.

На макроуровне фитнес проанализирован как социокультурный феномен, имеющий общекультурное значение. Возможности фитнеса для оздоровления подрастающего поколения представляют социально-экономическую ценность. Его культурные детерминанты рассматриваются на уровне формирования у детей и подростков ценностей здорового образа жизни и культуры не только телесной, коммуникативной, культуры досуга, но и общей культуры. Фитнес имплицитно принимает участие в изменениях цивилизационного механизма развития, обеспечивающего сохранение и воспроизводство человека как биологического вида путём повышения уровня его здоровья.

Участвуя в процессах трансформации жизни российского общества, фитнес, за счёт высоких адаптивных и мобильных возможностей, легко адаптируется к изменениям потребностей людей.

Фитнес рассматривается как социокультурное явление, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура. Являясь универсальным феноменом социокультурной деятельности, фитнес приобретает свойственное ей ценностное измерение и реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные.

Среди факторов, определяющих подход к рассмотрению фитнеса как социокультурного явления, был выделен ряд важных социокультурных проблем, решению которых он способствует в современном обществе:

1) социализация людей, занимающихся фитнесом, создание наиболее широких возможностей для самопознания, самоидентификации и самоактуализации личности и её благоприятных взаимодействий с социумом;

2) содействие появлению новых культурных форм через творческую активность людей в сфере фитнеса;

3) приобщение людей к культурным ценностям разных стран и народов в процессе занятий фитнесом за счёт использования фрагментов искусства различных национальных культур;

4) развитие отрасли фитнес-индустрии и сети платных фитнес-услуг на базе государственных учреждений различных типов;

5) создание предпосылок для развития фитнеса как сферы научных исследований;

6) выявление оснований для развития системы подготовки фитнес-специалистов, системы подготовки физкультурных кадров, разработка новых профессиональных образовательных программ.

Социокультурные функции фитнеса реализуются путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры и общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу психофизические кондиции ребёнка.

Анализ существующих представлений о фитнесе позволил выявить большое разнообразие его определений. Термин «фитнес» является сложной полисемантичной лексемой, обусловленной как его полифункциональностью, так и относительной новизной. Имеет место неоднозначность отношения как к самому явлению фитнеса, так и к интеграции данного термина в отечественный понятийный словарь.

Выявлены изменения не только в количест­венно-качественных характеристиках фитнеса, но и в философских идеях, отражаю­щих соответствие ценностным идеоло­гическим ориентациям.

На современном этапе развития в нём произошла смена механистической парадигмы на холистическую. В результате этого на рубеже XX-XXI вв. в фитнесе стало происходить соединение его физического аспекта с аспектом духовным, реализуемом в новом направлении «mind-body fitness» – фитнес ума и тела.

Разработана классификация фит­нес-программ на основе различных признаков по: целе­вому, возрастному, технической оснащённости, функцио­нальному воздействию.

Определены признаки фитнес-программ, характеризующие направленность на достижение целей фитнеса; инновационность; интегративность и модификационность; вариативность; мобильность; адаптивность к контингенту занимающихся; эстетическая целесообразность и результативность.В работе также разработаны требования к музыкальному сопровождению занятий.

Дана ха­рактеристика основных направлений фитнеса, исследована динамика популярности фитнес-программ. В результате исследований определено, что всё более популярными становятся занятия, относящиеся к направлению Mind-Bodi Fitness, которое соединяет в себе одновременно физическую и психологическую тренировку.

Полученные результаты позво­лили определить структурно- организационные основы фитнеса, устано­вить его место в системе физической культуры и связи с физкультурным образованием, физической рекреа­цией, физической реабилитацией, спортом.

Определено, что фитнес – это социальная, динами­ческая, открытая, самоорганизующаяся, управляемая система.

Системообразующим фактором фитнеса являются объективные тре­бования общества к физической культуре личности, к повышению и сохранению уровня физической дееспо­собности и здоровья.

Системорегулирующим фактором является свобода выбора, добро­вольная деятельность, мотивация, которая определяет собой совокупность различных объективных и субъектив­ных условий.

Доказано, что система фитнеса – это совокупность целей, задач, принципов, а также инновационных средств, методов и форм организации добровольных сис­тематических занятий физическими упражнениями и управление этим процессом, направленных на поддер­жание и повышение уровня физической дееспособности и здоровья различ­ных групп населения, обеспечивающее приобщение к здоровому образу жизни, форми­рование физической культуры личности для успешного выполнения социаль­ных и профессиональных обязанностей в обществе.

Обоснованы понятия: «фитнес», «фитнес-технология», «фитнес- программа». Выявлена роль фитнес-индустрии как мультимедийной матрицы инно­вационных оздоровительных технологий. Оп­ределены пять подходов к появлению фитнес-технологий: эклекти­ческий, синергетический, традиционно-ориентированный, синтетический и диверсификационный.

Предложен алгоритм создания инновационных оздоровительных технологий (рис. 1).

Процесс создания инновационных оздоровительных технологий в фитнес-индустрии отвечает требованиям принципа спиралеобразного раз­вития, присущему общей схеме развития человеческого общества и выглядит следующим образом: социокультурный запрос – поиск в традиционных и инновационных оздоровительных системах, технологиях других видов физической культуры, авторских методиках, научных разработках нужной идеологической основы – интеграция – модернизация – создание на имеющейся основе инновационной технологии – трансляция во внешний мир в виде новой фитнес-услуги – интеграция в другие виды физической культуры (рекреацию, образование, реабилитацию, спорт) – получение отзыва об эффективности транслируемой технологии – корректировка – новый виток развития той или иной оздоровительной технологии на более высоком качественном уровне.

Выявлены тенденции развития фитнеса в России. К ним относятся: уси­ление роли духовного фактора в фитнесе и индивидуализация программ; вне­дрение фитнеса в сферу оздоровления работников на производстве; активное развитие детского фитнеса; интеграция фитнеса в сферу образования; вне­дрение информационных технологий и компьютеризация фитнес-про­грамм.

 

       
 
 
   

 

 


Инновационная инновационные
Традиционная

               
   
 
   
   


 

 

 


На основании проведённого исследования фитнес определён как сложное, многогранное, полифункциональное социальное явление, которое можно рассматривать как процесс и результат улучшения физического совершенствования людей, повышение уровня их физической деепособности и состояния здоровья, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложную динамическую, управляемую систему, как специфический продукт предоставляемых населению оздоровительных, двигательных, зрелищных услуг.

В третьей главе «Концепция детского фитнеса» раскрыты основные положения кон­цепции детского фитнеса в России.

В работе выявлены социокультурные предпосылки возникновения и развития детского фитнеса в России. Представлена характеристика детского фитнеса и его направлений, раскрыто их содержание. На основании классификационного подхода разработана классификация фитнес-программ.

Показано, что занятия детским фитнесом удовлетворяют потребность подрас­тающего поколения в физической активности; повышают интерес к занятиям физическими упражнениями, уровень культуры тела, движений; приобщают к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования ин­новационных оздоровительных технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения, разнообразия фитнес-программ, свободы их выбора, общедоступности и эмоциональности.

На основании анализа содержания фитнес-конвенций, проводимых в Москве за последние 8 лет и опроса 350 специалистов Санкт-Петербурга, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста в фитнес-центрах и учреждениях дополнительного образования, определены наиболее популярные направления занятий детским фитнесом: игро­вое, танцевальное, имеющее профилактическую направленность и др.

На рис. 2 показана динамика информационного обеспечения детского фитнеса в России.

Рис.2 Динамика информационного обеспечения детского фитнеса

 

Для определения характеристик детского фитнеса разработаны четыре группы принципов дифференцированных по признаку иерархичности. Детский фитнес базируется на: общих принципах физической культуры; методических принципах построения занятий физическими упражнениями; общих принципах фитнеса («нагрузки ради здоровья», комплексного воздействия на биопсихофизическое состояние занимающихся, адекватности выбора, эстетической целесообразности, психологической регуляции, адаптивности к контингенту занимающихся, гедонизма и стимулирования интереса, контроля и мониторинга физического состояния занимающихся); специфических принципах, отражающих особенности занятий с детьми. К ним относятся принцип: игровой и эмоциональной направленности; инициативности и творчества (креативности); самореализации через двигательную деятельность.

На основании проведенных исследований разработана концепция детского фитнеса и определена его в модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста. Она определяет методологические и технологические подходы к пересмотру целей, представлений о приоритетной направленности содержания, наиболее эффективных средствах, методах и формах организации процесса занятий физической культурой. Концепция представляет систему идей, положений,соответствующих потребностям современной жизни. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.

В концепции обоснованы ценностные ориентиры фитнеса, его содержание и оздоровительно-развивающая миссия, раскрыты идеи, заключающиеся в:

- создании условий для самоопределения, социализации личности посредством занятий фитнесом;

- конкретизации цели и задач работы по физической культуре в образовательных учреждениях разного типа и в обосновании безусловного приоритета её оздоровительной направленности;

- модернизации физкультурного образования детей и подростков путём внедрения фитнес-технологий;

- обновлении занятий физической культурой детей дошкольного и школьного возраста путём внедрения фитнес-технологий в физкультурное образование, физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт;

- разработке программно-методического обеспечения;

- подготовке и переподготовке специалистов по детскому фитнесу.

Предложеноресурсное обеспечение реализации концепции, включающее пять блоков (педагогический, информационный, научно-методический, организационно-управленческий, материально-технический).

Определены условия для развития детского фитнеса в России, прогнозированы результаты от реализации концепции, оцениваемые как инвестиции в здоровье (оздоровление) детей и подростков. Они связаны с: повышением качества дошкольного, школьного и вузовского образования; повышением физической подготовленности, физического развития, оздоровления детей и подростков, стимулированием интереса к физической культуре; повышением эффективности контроля за физическим развитием и физической подготовленностью, уровнем здоровья детей и подростков; совершенствованием системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре и фитнесу; повышением профессиональной компетентности специалистов в использовании фитнес-технологий; совершенствованием дошкольных, школьных общеобразовательных программ по физической культуре, программ дополнительного образования по физической культуре и фитнесу; педагогический вклад в социально-экономическое развитие страны.

В четвертой главе «Стратегическая роль детского фитнеса в модернизации физкультурного образования детей и подростков» раскрыты пути интеграции детского фитнеса во все типы и виды образовательных учреждений и обоснована его роль в модернизации физкультурного образования.

Доказано, что изменения в системе образования вызвали появление разных учреждений среднего образования (гимназий, лицеев, колледжей), учреждений дошкольного образования (детские сады с приоритетным направлением, компенсирующего вида, комбинированного типа и др.), учреждений дополнительного образования. Это предусматривает разработку разного вида образовательных программ (базовых, углублённого обучения, компенсирующего обучения, дополнительных и др.)

В ходе опроса специалистов по физической культуре выявлено, что разработка и внедрение программ с оздоровительной направленностью как в системе основного, так и в учреждениях дополнительного образования является в настоящее время необходимым в связи с всё ухудшающимся состоянием здоровья детей и подростков. Этот ответ дали 72,7% учителей по физической культуре и 88,8% руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.

На современном этапе сохраняется тенденция перехода от акцента на улучшение физической подготовленности занимающихся к формированию навыков здорового образа жизни, овладению способами их практического применения. Поэтому оздоровительная направленность программ по физической культуре является наиболее востребованной.

Внедрение технологий детского фитнеса в общеобразовательные учреждения разного типа и вида также может быть весьма эффективно для решения проблем детей и подростков, в том числе, и имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (рис.3).

Проведены педагогические наблюдения в дошкольных, школьных учебных заведениях и анкетирование специалистов по физической культуре г. Санкт-Петербурга. Установлено, что 70% дошкольных учреждений используют те или иные инновационные технологии, 61 % учителей физической культуры включают в уроки физической культуры или секционную работу средства фитнеса.

На основании опроса заведующих детских садов г. Санкт-Петербурга определены программы, которые руководители ДОУ хотели бы реализовывать у себя. Ритмопластику («Ритмическая мозаика»), «Лечебно- профилактический танец (Фитнес-Данс)» и фитбол-гимнастику отметили 70% респондентов; танцевально-игровую гимнастику «Са-Фи-Дансе», танцевальные виды аэробики и игровые направления – 48% заведующих; «Игровой стретчинг» был отмечен 40,7% опрошенных; 29,6% выразили желание внедрить в работу ДОУ плавание и оздоровительную йогу; значительно меньшее количество руководителей детских садов (18,5%) хотели бы ввести программы по циклическим видам двигательной активности (бег, лыжи и т.д.).

Разнообразие фитнес-технологий делает возможным их использование в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, детьми- инвалидами. Ценностные ориентации и идеология фитнеса основаны на приоритете здоровья, физического и психологического комфорта, способствуют оздоровительному воздействию на организм и психическое состояние детей и подростков.

Фитнес-технологии, вне зависимости от их направленности и решаемых задач, используются на уроках физической культуры той или иной направленности: легкоатлетической, гимнастической, игровой; способствуют диверсификации средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока.

Разработан проект комплексной программы по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов «Школа здоровья» и программа по фитнесу для вариативной части программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов.

Целью программы «Школа здоровья» является обеспечение общего среднего образования в сфере физической культуры – как условие формирования физической культуры личности школьника.

Программу целесообразно использовать в организации образовательного процесса в виде технологий, в вариативных частях программы по физической культуре учащихся 1 – 11 классов.

Разработанные на её основе научно-методические материалы могут быть использованы при реализации различных учебных дисциплин в многоуровневой системе высшего профессионального образования.

В ходе опроса учителей физической культуры установлено, что технологии фитнеса применяются в основном на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. Вместе с тем, можно отметить интерес специалистов к использованию фитнес-технологий и на уроках с легкоатлетический и игровой направленностью. Так, применение фитнес-технологий в подготовительной части уроков с легкоатлетической и игровой направленностью не только обновляет методические подходы при занятиях физической культурой, но и способствует развитию двигательных способностей, характерных для данного вида физкультурно-спортивной деятельности. Во всех проведённых педагогических экспериментах выявлены достоверно значимые показатели прироста следующих двигательных способностей: выносливости, быстроты, координации движений. Выявлено позитивное влияние фитнес-технологий на эмоциональное состояние, удовлетворённость от занятий, желание активно заниматься.

Полученные результаты позволяют заключить, что интеграция фитнеса в физкультурное образование является инновационным подходом и имеет позитивные перспективы в будущем. Этот процесс имеет следующие формы: внедрение фитнес-технологий в учебные занятия физической культуры; в секционную работу по программам детского фитнеса; в самостоятельную учебную дисциплину по фитнесу в рамках вариативной части программы по физической культуре; в дополнительные фитнес-услуги.

 

 


       
   
 
 
Рис. 3 Сфера применения детского фитнеса и его технологий в учреждениях различных типов и видов

 


 

В пятой главе «Программно-методическое обеспечение детского фитнеса» раскрыто содержание программ и определена их эффективность.

Проведен анализ образовательных программ по физической культуре и программ дополнительного образования. Разработан алгоритм составления программ по детскому фитнесу (рис. 4). Определены требования к ним и к музыкальному сопровождению, а также критерии их эффективности и достижения оздоровительной направленности.

Для детей дошкольного и школьного возраста разработано 19 программ по разным направлениям детского фитнеса: игровому, танцевальному, профилактико-коррекционному и др. Они имеют общие (доступность, танцевальная направленность, эффективность воздействия на развитие двигательных способностей и повышение интереса к занятиям физическими упражнениями) и специфические признаки; гибкий, вариативный характер и преемственность средств.

 
 

 


                   
   
     
 
 
   
   
Характеристика параметров исходного физического состояния
 
 
 

 

 


Рис. 4 Алгоритм построения фитнес-программ

Программы имеют единую структуру: пояснительную записку, раскрывающую цель, задачи программы и сетку учебных часов, основы знаний, учебно-практический материал, требования к уровню подготовленности занимающихся и материально-техническое оснащение процесса обучения.

В ходе педагогических экспериментов по апробации всех разработанных нами фитнес-прогнамм для детей дошкольного и школьного возраста, выявлен положительный достоверный прирост двигательных способностей: скоростно-силовых; координации движений и гибкости. В зависимости от направленности программы определена положительная динамика и других показателей физического развития, состояния здоровья и творческого развития.

Занятия по этим программам повышают интерес к физической культуре, содействуют повышению эмоционального состояния детей, улучшают настроение и самочувствие.

В шестой главе «Подготовка и переподготовка специалистов по детскому фитнесу в условиях модернизации физкультурного образования детей и подростков» речь идёт о специалистах по фитнесу с высшим профессиональным образованием, которые могут работать в образовательных учреждениях любых типов и видов.

В ходе анкетирования 700 специалистов по физической культуре установлено, что большинство респондентов отмечают необходимость подготовки специалистов по фитнесу (рис. 5).

Рис.5 Мнение специалистов об актуальности подготовки специалистов

По фитнесу

 

Понятие «специалист по фитнесу» включает различные специальности (инструктор групповых упражнений, инструктор по детскому фитнесу, инструктор тренажёрного зала, персональный тренер, фитнес-менеджер, фитнес- директор).

Целесообразность подготовки специалистов по фитнесу обосновывается: социальным запросом, внедрением фитнес-технологий в образовательный процесс детей, школьников, студентов, становлением фитнеса как научной дисциплины, многообразием фитнес-технологий и их популярностью, отсутствием единых требований к их подготовке.

67,3% респондентов отмечают, что специалист по фитнесу должен не только иметь высшее физкультурное образование, но и пройти курсы по фитнесу (рис. 6), так как выпускники физкультурных вузов недостаточно готовы для работы в сфере фитнеса.

В ходе исследования выявлены особенности деятельности специалиста по детскому фитнесу, его функции (ценностно-оздоровительная, образовательно-воспитательная, управленче­ско- организаторская, конструктивно-проектировочная функции, коммуникативная, креативно- гедонистическая, исследовательско-диагно­стическая, рекреационно-просветительская, хозяйственно-предпринима­тельская и функция самосовершенствования. Определены требования к профессионально-педагогической деятельности специалиста по детскому фитнесу.

 

 

Рис. 6 Мнение специалистов по физической культуре об уровне

профессиональной квалификации специалиста по детскому фитнесу

 

Выявлены трудности, которые специалисты испытывают в работе с детьми по разным направлениям фитнеса (рис.7).

Разработана профессиограмма специалиста по детскому фитнесу и его классификационная характери­стика.

В ходе опроса 300 специалистов по детскому фитнесу определены основные умения специалистов по детскому фитнесу. К ним относятся:

- обучение методам обучения: целостному, линей­ному, методам блоков, усложнения, подстановки, наслоения и др.);

- проведение занятий под музыку;

- составление комплексов упражнений, подбор музыкального сопровождения; овладение структурным методом составления и методом фристайла;

- импровизация в движениях;

- демонстрация упражнения, овладение зер­кальным пока­зом;

- установление контакта с занимающимися (умение эмоцио­нально воздействовать; владеть жестами, мимикой; вести за со­бой; обла­дать актёрскими способностями);

- осуществление врачебно-педагогического контроля (владение тесто­выми диагностиками, методами и приёмами дифференциро­ванного регулирования нагрузки по ходу занятия).

Рис. 7 Трудности, испытываемые специалистами по фитнесу

при проведении занятий фитнесом с детьми

 

Установлено, что педагогическое мастерство педагога по детскому фитнесу зависит от имеющихся у него профессиональных и личностных качеств, придающих своеобразие его общению с занимающимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Определены 6 групп профессионально-значимых качеств специалиста по фитнесу (нравственные, коммуникативные, интеллектуальные, психомоторные, волевые, специфические (профессиональные)), каждая из которых проранжирована по степени значимости.

Определены пути профессионального совершенствования специалистов по фитнесу: краткосрочные курсы (сертификация), курсы повышения квалификации (удостоверение, свидетельство), профессиональная переподготовка (диплом о переподготовке) с различными условиями их аттестации. Выявлены источники информации об инновациях в сфере фитнеса, которыми являются различные курсы, семинары и фитнес-конвенции (рис. 8).

 

Рис.8 Источники информации по фитнесу

 

На базе Института дополни­тель­ного образования Российского государственного педагогического универ­ситета имени А.И. Герцена были организованы курсы повышения квалификации и переподготовки кадров по восьми направлениям дет­ского фитнеса.

В течение 10 лет программы апробированы в системе дополнительного образования, фитнес-клубах, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, имеют положительные отзывы специалистов по физической культуре и фитнесу

Разработана программа профессиональной переподготовки специалистов по детскому фитнесу. Она направлена на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов по программе «Фитнес в общеобразовательных учреждениях». Она предназначена для лиц с высшим педагогическим образованием, по окончании обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.

С целью повышения качества образования слушателей курсов в течение 3-х лет проводился педагогический эксперимент, целью которого было на основании разработанной профессиограммы специалиста по фитнесу определить уровень получаемых профессиональных знаний и умений слушателей на курсах. Полученные результаты исследований позволили внести изменения в программу курсов обучения специалистов по детскому фитнесу.

Результаты исследований указывают на необходимость разработки новых технологий и их включение в процесс подготовки специалистов по физической культуре.


 
 
 
 


Выводы

 

1. Анализ состояния физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях выявил причины, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков и падение их интереса к занятиям физической культурой, что требует пересмотра существующих подходов к обновлению физкультурного образования.

Проблемы физкультурного образования обусловлены выявленными в нём противоречиями между: необходимостью повышения гуманистических основ образования в противовес технократизму; необходимостью укрепления здоровья детей и подростков и информационной загруженностью школьников; стремлением детей к оздоровительным занятиям, соответствующих их интересам и потребностям и сравнительно высокой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг, что препятствует их доступности всем социальным слоям общества; традиционными занятиями физической культурой и интересом учеников к фитнес-технологиям; желанием учителей физической культуры внедрять фитнес-технологии в учебно-воспитательный процесс и недостаточными ресурсами: информационными (программы, учебно-методические пособия и др.), кадровыми, экономическими.

2. На основании анализа инновационных процессов, происходящих в физкультурном образовании и онтогенеза фитнеса установлено, что фитнес является инновацией и обладает следующими признаками инновационности (цикличностью развития, связью со временем и культурой, новизной качества, широкой информативностью и внедрением, системным преобразованием, энергозатратностью). Его внедрение в сферу физкультурного образования обусловлено социально-педагогическими предпосылками.

Фитнес отвечает всем современным требованиям и идеологическим установкам, нашедшим своё отражение и в системе физкультурного образования детей и подростков – антропоцентризму, гуманизации, демократизации, диверсификации.

3.Теоретико-методологические и экспериментальные исследованияпозволили установить, что фитнес можно рассматривать как процесс улучшения физического совершенствования людей, совокупность материальных и духовных ценностей, систему оздоровительных занятий, где системообразующим фактором являются требования общества к повышению и сохранению уровня физической дееспособности и состояния здоровья населения, системорегулирующим фактором – свобода выбора, добровольная деятельность, мотивация, которая определяет собой совокупность различных объективных и субъективных условий, которые оказывают воздействие на состояние системы фитнеса.

На основании проведённых исследований, фитнес обоснован как социокультурное явление в российском обществе, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура как мега-образование. Определено, что его развитию способствуют следующие социокультурные характеристики: широкая стратификация; большой интерес к занятиям фитнесом у значительной части общества, признание и поддержка со стороны правительственных структур; высокая мобильность к изменениям, происходящим в культуре, науке, общественно-политической жизни, активная пропаганда и реализация социокультурных ценностей, носителем которых он является. В связи с этим он реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные.

Ретроспективный и диахронический анализ развития фитнеса показал, что он имеет тенденции к дальнейшему развитию в России. Выявленные изменения его количественно-качественных характеристик и философских идей отражают его соответствие холистическому подходу и принципу гуманизации.

Разработанные классификации направлений фитнеса и фитнес- программ (по цели, возрасту, содержанию, технической оснащённости и др.) и определение динамики их популярности послужили основанием разработке программ по детскому фитнесу и их классификации.

Фитнес, являясь инновацией в сфере физической культуры, пронизывает и дополняет все её виды (физкультурное образование, физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт), в то же время, он интегрирует из них всё наиболее эффективное для оздоровления человека.

Фитнес-технологии разрабатываются в фитнес-индустрии на основе эклектического, синергетического, традиционно-ориентированного, синтетического и диверсификационного подходов.

4. Проведённые нами исследования позволили констатировать поступательное развитие детского фитнеса и его стратегическую роль в модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста. Выявлены социокультурные предпосылки возникновения детского фитнеса в России и на основании этого показана динамика его развития, интенсивное внедрение его технологий во все виды физической культуры (физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт и, в, частности физкультурное образование). Раскрыта его характеристика, особенности и характерные признаки. Определены популярные направления детского фитнеса и программы, сделана их классификация (по цели, по возрасту, по использованию предметов и оборудования, по направленности используемых средств, по месту проведения и др.).

Занятия с детьми характеризуется рядом особенностей. В соответствии с этим определены и обоснованы принципы детского фитнеса, которые имеют свою иерархию и базируются на: общих принципах физической культуры; методических принципах построения занятий физическими упражнениями; общих принципах фитнеса (принцип «нагрузки ради здоровья», принцип комплексного воздействия на биопсихофизическое состояние занимающихся, принцип адекватности выбора, принцип эстетической целесообразности, принцип психологической регуляции, принцип адаптивности к контингенту занимающихся, принцип гедонизма и стимулирования интереса, принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся) и специфических принципах (принцип игровой и эмоциональной направленности, принцип инициативности и творчества, принцип самореализации через двигательную деятельность).

5. Разработанная концепция детского фитнеса представляет систему идей, положений,соответствующих не только потребностям современной жизни, но и рассчитанных на перспективу. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.

Её основными идеями являются:

- обновление физкультурного образования детей и подростков путём внедрения фитнес-технологий.

- конкретизация цели и задач работы по физической культуре в образовательных учреждениях разного типа и вида и в обосновании приоритета её оздоровительной направленности;

- создание условий для самоопределения, повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья, социализации личности посредством занятий фитнесом и повышения интереса к занятиям физической культурой.

Структурно-функциональная основа реализации концепции детского фитнеса включает восемь блоков: «целевой», «теоретический», «содержательный», «программный», «кадрового обеспечения», «организационно-управленческий», «реализующий», «результативный».

Ресурсную поддержку реализации концепции обеспечивают пять блоков (педагогический, информационный, научно-методический, организационно-управленческий, материально-технический), взаимосвязанных и взаимодополняющих, призванных содействовать её внедрению в практику. Для ее успешной практической реализации определены условия и спрогнозированы результаты.

Научно-обоснованное программно-методическое обеспечение способствует эффективной реализации концепции. Для этого разработаны:

- требования к составлению фитнес-программ, алгоритм их разработки и требования к музыкальному сопровождению занятий детским фитнесом;

- фитнес-программы для учреждений дополнительного образования;

- проект комплексной оздоровительной программы по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов «Школа здоровья», основанной на использовании фитнес-технологий;

- программа по фитнесу для вариативной части программы по физической культуры с направленным развитием двигательных способностей для учащихся 1 – 11 классов;

- программы курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов по разным направлениям детского фитнеса;

- учебные программы по фитнесу и его технологиям уже существующих учебных дисциплин и курсов по выбору для обучения студентов факультетов физической культуры высших учебных заведений.

6. Педагогические эксперименты, направленные на апробирование положений реализации концепции, включающих обоснование эффективности внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников, выявили положительные результаты:

- определено, что применение фитнес-технологий в подготовительной части уроков с легкоатлетической, игровой направленностью не только обновляет методические подходы, но и способствует развитию двигательных способностей (выносливости (р < 0,01), быстроты (р < 0,05), координации движений (р < 0,05)), характерных для данных видов спортивной деятельности.

- установлено, что уроки, включающие фитнес-технологии, способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой, улучшают настроение, самочувствие, тем самым содействуют активному посещению занятий без пропусков.

- занятия с включением фитнес-технологий позволяют охватывать большие группы занимающихся, не требуют специально оборудованных помещений и инвентаря, обеспечивают высокую моторную плотность занятий и дают возможность получать тренировочный оздоровительный эффект.

7. Разработанный и обоснованный алгоритм составления фитнес- программ и требования к ним являются основой создания программ по разным направлениям детского фитнеса. Серия педагогических экспериментов, нацеленных на апробирование разработанных программ по детскому фитнесу (для детей от 7-ми до 17-ти лет), подтвердила их эффективность, что проявилось в статистически достоверном приросте показателей развития двигательных способностей занимающихся, повышения их физической подготовленности и интереса к занятиям.

8. Современная организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в условиях модернизации образования и необходимость повышения её эффективности, внедрение фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс обуславливает подготовку специалистов по фитнесу. Это подтверждается результатами исследований и опроса 700 специалистов по физической культуре. При этом уровень образования такого специалиста должен включать высшее образование и прохождение дополнительных курсов по фитнесу, на что указали 67,3% респондентов из 500 опрошенных специалистов по фитнесу.

Указанное продиктовано социокультурными изменениями и обосновывается: социальным запросом, экономической целесообразностью, появлением и многообразием направлений фитнеса, внедрением фитнес- технологий во все виды физической культуры.

Программное обеспечение подготовки специалистов по фитнесу на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров разработано на основе:

- анализа подготовки специалистов по фитнесу зарубежом и в России, сравнительной оценки их профессиональных умений, что позволило определить наиболее эффективные пути подготовки и переподготовки специалистов по детскому фитнесу;

- анализа педагогического мастерства специалистов по детскому фитнесу, что позволило разработать его профессиограмму, классификационную характеристику и послужило основой разработки программ курсов повышения квалификации и их коррекции;

- определения особенностей профессиональной деятельности специалиста по детскому фитнесу, его функций и требований к нему. Выявленные трудности в работе и обучении по этой специальности дали возможность разработать программы курсов повышения квалификации и скорректировать их

9. Разработанный проект программно-методического обеспечения образовательного профиля «Фитнес» по направлению «Педагогика» для факультетов физической культуры позволит обеспечить подготовку специалистов по фитнесу для образовательных учреждений различного типа, а разработанные маршруты повышения квалификации и переподготовки способствуют переподготовке кадров по направлениям детского фитнеса.

Результаты исследований по определению эффективности обучения на курсах повышения квалификации по разработанным программам переподготовки специалистов по детскому фитнесу свидетельствуют об их актуальности и востребованности.

.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.