Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвра­тимости ответственности, виновной ответственности, спра­ведливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от административной от­ветственности осуществляются не иначе как по постановле­нию (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат адми­нистративной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ­единениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат админис­тративной ответственности независимо от формы собствен­ности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совер­шении административного правонарушения, а также юри­дическое лицо, вина которого по отношению к совершенно­му административному правонарушению установлена, под­лежат привлечению к административной ответственности.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отноше­нии которых установлена его вина.

Административная ответственность должна быть спра­ведливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последс­твий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административ­ное взыскание, необходимое и достаточное для его воспи­тания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, со­вершившего административное правонарушение, или при­чинение ему физических страданий.

Административное взыскание, налагаемое на юридичес­кое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет це­лью причинение вреда их деловой репутации.

 


 

44. Административные взыскания: понятие, виды.

 

Административное взыскание является мерой административ­ной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание, налагаемое па физическое лицо, применяется в двух целях:

· воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение;

· предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое ли­цо, применяется в целях предупреждения совершения новых адми­нистративных правонарушений.

Таким образом, с помощью административных взысканий осу­ществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушений.

Индивидуальное предупреждение правонарушении означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем.

Общее предупреждение правонарушений означает, что админист­ративное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юри­дическое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершив­ших административное правонарушение, но и окружающих их лиц.

Единая цель индивидуального предупреждения правонарушений - сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения.

В ст. 6.2 Кодекса Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях закреплены следующие виды ад­министративных взысканий:

предупреждение;

штраф;

исправительные работы;

административный арест;

лишение специального права;

лишение права заниматься определенной деятель­ностью;

конфискация;

депортация;

взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Основными являются такие взыскания, которые не могут быть назначены в дополнение к другим административным взысканиям. К ним относятся:

предупреждение;

штраф;

исправительные работы;

административный арест.

В качестве основного за совершенное административное правонарушение может быть наложено только одно взыскание.

Смешанные. В качестве, как основного, так и дополнительного административного взыскания может применяться:

лишение специального права;

лишение права заниматься определенной деятельностью;

депортация.

В качестве дополнительного административного взыскания применяется:

конфискация;

взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части КоАП.


 

45. Наложение административного взыскания: общие правила, учитываемые при наложении взыскания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Наложение административных взысканий при совокупности административных правонарушений.

Административное взыскание за совершенное админис­тративное правонарушение налагается в пределах, установ­ленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предус­матривающей ответственность за данное административное правонарушение.

Общим правилом наложения административного взыскания является соблюдение законности и индивидуализации наказания.

Законность означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может наложить только одно взыскание из указанных в санкции статьи. Исключением является специальная конфискация, которая применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части КоАП.

Принцип индивидуализации проявляется в том, что:

При наложении административного взыскания на физи­ческое лицо учитываются характер совершенного админис­тративного правонарушения, обстоятельства его соверше­ния и личность лица, его совершившего, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отяг­чающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юри­дическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие администра­тивную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Наложение административного взыскания не освобож­дает физическое или юридическое лицо от исполнения обя­занности, за неисполнение которой было наложено указан­ное взыскание.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

чистосердечное раскаяние физического лица, совер­шившего административное правонарушение;

предотвращение лицом, совершившим администра­тивное правонарушение, вредных последствий такого пра­вонарушения;

добровольное возмещение или устранение причинен­ного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязан­ности, за неисполнение которой налагается административ­ное взыскание;

наличие на иждивении у физического лица, совер­шившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

совершение административного правонарушения вследс­твие стечения тяжелых личных, семейных или иных обсто­ятельств;

совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материаль­ной, служебной или иной зависимости;

совершение административного правонарушения не­совершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

совершение административного правонарушения бе­ременной женщиной.

Перечень смягчающих обстоятельств является откры­тым. Это означает, что суд либо орган, ведущий админист­ративный процесс, могут признать смягчающими админис­тративную ответственность и любые иные обстоятельства по своему усмотрению.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

совершение административного правонарушения пов­торно;

вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

совершение правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение правонарушения по мотивам расовой, на­циональной либо религиозной розни;

совершение правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна лицу, его совер­шившему;

совершение правонарушения с использованием лица, заведомо для лица, его совершившего, страдающего психи­ческим заболеванием или слабоумием;

совершение правонарушения в состоянии алкоголь­ного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблени­ем наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

совершение правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;

совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

Данный перечень отягчающих обстоятельств является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

При совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.

Такой же порядок применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о ко­торых одновременно рассматриваются одним и тем же су­дом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, нало­жив основное либо основное и дополнительное админист­ративные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют администра­тивное взыскание за совершенные административные пра­вонарушения путем полного или частичного сложения та­ким образом, чтобы оно не превышало:

1) штраф, исчисляемый в базовых величинах и налагаемый на физическое лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта – двухсот базовых величин, законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления – четырехсот базовых величин;

11) штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на индивидуального предпринимателя, – четырехсот базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления – тысячи базовых величин;

12) штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на юридическое лицо, – двух тысяч базовых величин;

2) лишение специального права – пяти лет;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью – двух лет, за исключением лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, срок которого не может превышать пяти лет;

4) административный арест – двадцати пяти суток.

К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.

Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

При наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность, взыскание на­лагается в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонару­шение.

46. Сроки в системе наложения административных взысканий.

 

Срок административного взыскания исчисляется в случае применения: административного ареста – сутками; лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью – месяцами, годами.

Административное взыскание может быть наложено:

1) за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

2) за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования – не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

5) за нарушение авторских, смежных и патентных прав - не позднее одного года со дня его совершения;

5) за нарушение порядка представления данных госу­дарственной статистической отчетности - на физических лиц и индивидуальных предпринимателей - не позднее двух лет со дня его совершения и трех месяцев со дня его обнаружения;

7) за совершение деяний, повлекших признание провер­ки незаконной, - не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.

В случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми месяцев со дня отмены первого постановления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае приостановления рассмотрения дела об адми­нистративном правонарушении административное взыска­ние может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае невозможности установить личность иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда, в течение сорока восьми часов административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

В срок административного ареста засчитывается срок административного задержания физического лица.


 

47. Освобождение от административной ответственности и административного взыскания: понятие, основания.

 

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть в определенных случаях освобождено от адми­нистративной ответственности.

Освобождение от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, возможно лишь в случаях, предусмотренных КоАП (ст. 8.1). Такое освобождение возможно:

при малозначительности правонарушения;

с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность;

в связи с примирением с потерпевшим (если соверше­но правонарушение, влекущее ответственность по требова­нию потерпевшего);

если лицо явилось жертвой торговли людьми.

Кроме того, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, совершившие ад­министративные правонарушения, могут быть освобож­дены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятель­ностью, конфискация, взыскание стоимости предмета ад­министративного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, препятствующим исполнению наложенного административного взыскания, по ходатайству органа, исполняющего постановление о на­ложении административного взыскания, может быть осво­бождено органом, вынесшим указанное постановление, от административного взыскания или назначенное админист­ративное взыскание может быть заменено на более мягкое. При этом учитываются характер совершенного правонару­шения, личность лица, совершившего его, характер заболе­вания и другие обстоятельства.

Также освобождается от административной ответствен­ности лицо, совершившее правонарушение в силу обстоя­тельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодек­са Республики Беларусь, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 182, 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь.


 

48. Административные правонарушения прочив здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина: понятие, их виды.

 

 

К административным правонарушениям против здоровья, чести и достоинства человека, нрав и свобод человека и гражданина в соответствии с главой 9 КоАП относятся:

умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);

клевета (ст. 9.2);

оскорбление (ст. 9.3);

невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4);

незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей (ст. 9.5);

отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6);

воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации,

шествия, пикетирования или участию в них (ст. 9.7);

и др.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, составляющих здоровье, честь и достоинство человека, права и свободы человека и гражданина.

С объективной стороны некоторые правонарушения данной группы совершаются путем действия (ст. 9.2 ,9.3), некоторые - путем бездействия (невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4), а также путем действия либо бездействия (ст. 9.10).

Ряд правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом (ст. 9.5,9.6), часть - с материальным составом (ст. 9.1). В административных правонарушениях ч. 5 ст. 9.9 в качестве обязательного признака названо совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания.

Субъекты основного массива административных правонарушений против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения» являются граждане, достигшие 14-летнего возраста.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 9.4, наряду с лицами, достигшими 16-летнего возраста, являются юридические лица.

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений;

умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);

клевета (ст. 9.2);

оскорбление (ст. 9.3);

отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6),

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (ст. 4.5). (по требованию)

В случаях повторности совершения деяний, предусмотренных ст. 9.2 «Клевета», 9.3 «Оскорбление», 9.21 «Нарушение авторских, смежных и патентных прав» в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 188, ч. 1 ст. 189 и ч. 2 ст. 201 соответственно.


 

49. Административные правонарушения против собственности: понятие, их виды.

 

 

Собственность — это по существу имущество, кому-то принад­лежащее. Под имуществом в праве следует понимать совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих прежде всего в соб­ственности определенного лица или в оперативном управлении, вла­дении, пользовании. В понятие «имущество» включаются деньги и ценные бумаги.

Имущество как предмет административного правонарушения должно обладать физическими, экономическими и юридическими свойствами. В физическом смысле имущество представляет собой вещь, т. е. предмет материального мира.

Вещь как предмет правонарушения имеет соответствующую эко­номическую ценность. Это означает, что она способна удовлетво­рять определенные потребности человека. Невостребованность вещи не может быть предметом административно-деликтного пося­гательства.

Юридическое свойство состоит в том, что имущество должно выступать в качестве чужого. Свое имущество не вписывается в тему «Административные правонарушения против собствен­ности».

По Конституции Республики Беларусь (ст. 13) собственность может быть двух видов: государственной и частной.

Одним из способов защиты права собственности является административная ответственность.

Административные правонарушения против собственности представляют существенную вредность для нашего общества. Их перечень содержится в главе 10 особенной части КоАП.

К административным правонарушениям против собственности в соответствии с главой 10 КоАП относятся: нарушение права государственной собственности на недра (ст. 10.1); нарушение права государственной собственности на воды (ст. 10.2); нарушение права государственной собственности на леса (ст. 10.3); нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 10.4); мелкое хищение (ст. 10.5); присвоение найденного имущества (ст. 10.6); причинение имущественного ущерба (ст. 10.7); уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8); умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9).

Родовым объектомрассматриваемых правонарушений являются установленные общественные отношения, позволяющие иметь собственность, т. е. право пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом тому, в чьей собственности оно находится.

Само имущество в виде вещей, денег, ценных бумаг является не объектом правонарушения, а предметом посягательства.

Родовой объект включает четыре видовых объекта — это установленные отношения, позволяющие иметь:

государственную собственность;

собственность юридического лица;

собственность физического лица;

собственность разновидовую.

Каждый вид названного объекта предполагает соответствующий вид административных правонарушений. Ими являются:

административные правонарушения против государ­ственной собственности (ст. 10.1 —10.4);

административные правонарушения, посягающие на соб­ственность юридического лица (ст. 10.5);

административные правонарушения, посягающие на соб­ственность физического лица (примеч. к ст. 10.5);

административные правонарушения, посягающие на соб­ственность независимо от вида собственника имущества (ст. 10.6—10.9).

 

Объективную сторону правонарушения данной группы образуют конкретные действия.

Ряд правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом (ст. 10.1; 10.2),часть-с материальным составом (ст. 10.5).

Субъекты основного массива административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 10.5 «Мелкое хищение» и 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества» являются граждане, достигшие 14-летнего возраста.

При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 19.5 «Мелкое хищение» и 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества», административную ответственность несет также пособник со ссылкой на ст. 5.4 КоАП.

В случае повторности совершения деяния, предусмотренного ст. 10.5 «Мелкое хищение», в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по. ст. 213 УК.

Посягательство на собственность может быть и при соверше­нии других административных правонарушений — например, при незаконных начислениях и выплате премий (ст. 13.12), порче зе­мель (ст. 15.11), уничтожении либо повреждении межевых знаков (ст. 15.13), повреждении сенокосов или пастбищных угодий (ст. 15.25), уничтожении или повреждении леса либо торфяников вследствие нарушения правил требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ч. 2 ст. 15.29), уничтожении или по­вреждении информационных знаков на землях государственного лесного фонда (ст. 15.31) и т. д. Между тем во всех подобных нару­шениях основным объектом является не собственность непосред­ственно, а другие общественные отношения, посягательством на которые причиняется ущерб имуществу, принадлежащему тому или иному лицу.

В гл. 10 находятся лишь такие административные правона­рушения, которые направлены непосредственно на обществен­ные отношения собственности. Они преимущественно выража­ются в корыстных деяниях, связанных с присвоением чужого имущества или извлечением из него соответствующей выгоды. Имеют место и правонарушения, направленные на уничтоже­ние или повреждение имущества, принадлежащего другим ли­цам.

Стало быть, под административными правонарушениями про­тив собственности понимаются противоправные, виновные, ко­рыстные деяния (действия или бездействия) или деяния, направ­ленные на уничтожение или повреждение чужого

имущества, за которые в гл. 10 КоАП установлена ответственность.


 

50. Административные правонарушения против общественного порядка- понятие, виды.

Административные правонарушения против общественного порядка содержаться в ст. 17.1 —17.3, 17.6 КоАП.

мелкое хулиганство (ст. 17.1);

стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы (ст. 17.2);

распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде (ст. 17.3);

заведомо ложное сообщение (ст. 17.6.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность, наносят существенный вред всем сферам жизнедеятельности человека: мешают созидательному труду, нормальному отдыху человека, его интеллектуальным и творческим устремлениям, способствуют возникновению дискомфорта в сфере общественных отношений, чувства нестабильности, чувства незащищенности и даже страха перед негативными последствиями, которые сопровождают данные виды правонарушений.

Под общественным порядком следует понимать систему общественных отношений, основанную на правовых нормах и иных правилах сосуществования, обеспечивающую нормальные условия для трудовой и общественной деятельности граждан, их отдыха и быта, гарантирующую общественное спокойствие, уважение к общественной нравственности, чести и достоинству людей, сохранность имущества.

Нарушения общественного порядка являются распространенными правонарушениями, причиняющими значимый вред интересам общества.

Общественный порядок предполагает определенные взаимоотно­шения людей, их поведение в обществе, действия и поступки. Но не все из них связаны с общественным порядком, а лишь те, которые складываются преимущественно в общественных местах и характеризуются соблюдением определенных правил. В первую очередь речь идет о соблюдении гражданами таких общепринятых правил, как поддержание обстановки спокойствия, правил поведения на улицах, парках, зрелищных учреждениях и других местах, где есть или могут быть люди.

Общественным местом может стать при определенных обстоятельствах и в определенное время любое место (квартира или нежилое помещение, лесная поляна или луг). Главное в этом — наличие окружающих, признак публичности.

Некоторые ученые к общественным местам относят лишь места, предназначенные для коллективного нахождения людей. К ним причисляют улицы, площади, скверы, парки, места проведения зрелищных мероприятий и отдыха, общежития, учебно-оздоровительные учреждения, помещения учреждений, организаций и предприятий, средства транспорта и другое. Лес, поле, квартира, комната в общежитии ими не рассматриваются как общественные места, а относятся к местам, где должен поддерживаться общественный порядок при нахождении людей в связи с работой, отдыхом, досугом и общением по иным причинам. Подобный подход не совсем логичен. Если об­щественный порядок должен присутствовать и в других местах, а не только в общественных, то тогда теряется смысл в применении по­нятия общественного места.

Квартиру при совершении отдельных административных право­нарушений следует рассматривать также как общественное место, ибо семья и каждый ее член являются важной ячейкой общества. Законодатель, давая определение, например, мелкого хулиганства, включает в понятие общественного порядка понятие общественного места.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка .

С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия.

В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (ст. 17.1), в других т совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 2 ст. 17.3).

Субъекты основного массива административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 17.1, являются граждане, достигшие 14-летнего возраста.


 

51. Административные правонарушения против нравственности: понятие виды.

 

Административные правонарушения против нравственности содержаться в ст. ст. 17.4—17.5, 17.8—17.9 КоАП.

вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ст. 17.4);

занятие проституцией (ст. 17.5);

распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8);

курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах (ст. 17.9).

Под общественной нравственностью следует понимать — непрерывное нормотворчество людей, развивающегося в конкретном социуме при конкретных исторических условиях, на базе существующих в обществе общепринятых морально-этических норм правил поведения, комплексно характеризующих не только одну отдельно взятую личность, но и всю общность людей, проживающих в определенном государстве на определенной стадии его развития

Административными правонарушениями против нравственности являются такие деяния, которыми нарушаются четыре вида правил, предусмотренных ст. 17.4—17.5, 17.8—17.9 КоАП. Это правила особого морального поведения в обществе, несоблюдение их влечет административную ответственность. Конечно, административные правонарушения против общественного порядка не менее безнравственны, чем иные административные правонарушения, так как все они аморальны, противоречат нравственным устоям нашего общества. Отдельные граждане, совершая административные правонарушения, нарушают в первую очередь нравственные нормы. Они поступают безнравственно. У них отсутствуют в этой части духовные качества человека, необходимые ему в обществе. Тем не менее законодатель выделил в отдельный вид административные правонарушения против нравственности, поскольку они в наибольшей мере посягают на правила морали.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, составляющих содержание нравственности.

С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия.

Субъекты основного массива административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 17.4, являются граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 17.8 наряду с лицами, достигшими 16-летнего возраста, являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.


 

52. Понятие и виды правонарушений против безопасности движения ; эксплуатации транспорта.

 

К административным правонарушениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта в соответствии с главой 18 КоАП относятся:

умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст. 18.1);

нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 18.2);

нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ст. 18.3);

нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. 18.4);

нарушение правил безопасности полетов (ст. 18.5); нарушение правил поведения на воздушном судне (ст. 18.6);

нарушение правил безопасности движения на водном транспорте (ст. 18.7);

и др.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, составляющих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия (Умышленное блокирование транспортных коммуникаций), бездействия (Безбилетный проезд), а также путем как действия, так и бездействия (Нарушение требований законодательства в области перевозки опасных грузов, веществ и предметов).

В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (Умышленное блокирование транспортных коммуникаций), в других - совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (Превышение скорости движения).

Субъекты основного: массива административных правонарушений, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Субъектами правонарушений, «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте», « Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта», «Нарушение правил пользования транспортным средством», «Нарушение правил пользования метрополитеном» и «Нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте», являются физические лица, достигшие 14-летнего возраста.


 

53. Понятие и виды административных правонарушений против порядка управления.

 

К административным правонарушениям против порядка управления в соответствии с главой 23 КоАП относятся:

неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны (ст. 23.1);

воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы (ст.23.2);

вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 23.3);

неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4);

оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5);

купание в запрещенных местах (ст. 23.63);

и др.

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия для нормальной управленческой деятельности.

Так, например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных ст. 23.31 являются общественные отношения, создающие условия для обеспечения нормальной деятельности пограничных войск, органов внутренних дел (милиции), органов местного управления и самоуправления, ст. 23.45 - создающие благоприятные условия для обеспечения законного пользования военизированными формированиями Республики Беларусь установленной формы одежды и знаков различия.

С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия (ст. 23.63), либо бездействия (ст. 23.60) или путем действия или бездействия (ст. 23.49).

Часть правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом (ст. 23.1), часть-с материальным (ст. 23.6).

В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (ст. 24.11), в других - время (23.19), в третьих - цель (ст. 23.3), в четвертых - совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 2 ст. 23.9).

Субъекты основного массива административных правонарушений против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юстиции-лица, достигшие 16-летнего возраста.

При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 23.14 «Незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты», 23.29 «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь», 23.31 «Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь» и 23.41 «Самовольное занятие земельного участка» административную ответственность несет также пособник со ссылкой на ст. 2.4 КоАП.

В случаях повторности совершения деяний, предусмотренных ст. 23.47 «Незаконные действия в отношении холодного оружия», 23.46 «Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия», 23.56 «Нарушение законодательства о пожарной безопасности», 23.29 «Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь», 23.40 «Незаконное пользование эмблемой или наименованием Красного Креста, Красного Полумесяца», 23.41 «Самовольное занятие земельного участка» в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 296, ч. 1 ст. 297, ч. 1 ст. 304, ч. 1 ст. 371, ст. 385, ст. 386 УК соответственно.


 

54. Административные правонарушения прочив правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции: понятие, виды.

 

Правосудие в Республике Беларусь осуществляется общими и экономическими судами.

Суды в прихваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные ин­тересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства приосуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений. Посягательства на осуществление правосудия, а равно на деятельность уголовной и админи­стративной юрисдикции, предусмотренные в гл. 24 КоАП, причиня­ют вред рассматриваемым общественным отношениям, законной деятельности указанных правоохранительных органов. Поэтому на­званные посягательства в гл. 24 рассматриваются как администра­тивные правонарушения.

Родовым объектомявляются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять нормальную деятельность суда по отправлению правосудия, а также деятельность органов уго­ловной и административной юрисдикции.

Родовой объект состоит из видовых объектов это установленные отношения, позволяющие осуществлять нормальную работу:

судов по отправлению правосудия;

органов административной и уголовной юрисдикции;

судебных исполнителей;

органов административной юрисдикции;

следственных изоляторов и уголовно-исполнительных учреждений.

Каждый вид названного объекта предполагает соответствующий вид административных правонарушений, которыми являются.

административные правонарушения против правосудия (ст 24.1—24.2,24.7—24.8);

административные правонарушения против деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст. 24.3,24.6),

административные правонарушения против исполнитель­ного производства по гражданским и хозяйственным делам (ст. 24.9—24.10);

административные правонарушения против деятельно­сти органов административной юрисдикции (ст. 24.4 24.5 ,

административные правонарушения против деятельно­сти органов уголовной юрисдикции (ст. 24.11—24.12).

Под рассматриваемыми административными правонарушениями следует понимать виновные административно-деликтные деяния (действия или бездействие), посягающие на нормальную деятель­ность судов по отправлению правосудия, деятельность органов уго­ловной и административной юрисдикции, за которые предусмотрена в КоАП административная ответственность.

С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия (ст. 24.11) либо бездействия (ст. 24.9, 24.10), или путем действия или бездействия (ст. 24.12).

Часть правонарушений рассматриваемой группы относится к правонарушениям с формальным составом (ст. 24.2), часть - с материальным (ст. 24.11). В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (ст. 24.11), в других - совершение противоправных действий в течение одного года после наложения административного взыскания повторно (ч.2 ст. 24.7).

Субъекты основного массива административных правонарушений против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции - лица, достигшие 16-летнего возраста,

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 24.3, является должностное лицо, ст. 24.12 - лицо, в отношении которого установлен превентивный надзор, ст. 24.10- также и юридическое лицо.

В случае повторности совершения деяний, предусмотренных ст. 24.11 «Передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы», 24.12 «Несоблюдение требований превентивного надзора» в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ст. 412 и 421 УК соответственно.

 

 


 

55. Процессуально - исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: понятие, задачи, структура, действие.

 

Под источником процессуально-исполнительного права понимается способ выражения и доведения принятых процессуально- исполнительных норм до заинтересованных лиц. Конституция служит основой для процессуально-исполнительного права. В ней определены наиболее важные принципы рассмат­риваемого права, закреплены гарантированные ею свободы, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юри­дических лиц.

Основным специальным подобным источником является Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об админи стративных правонарушениях (ПИКоАП).

ПИКоАП — это кодифицированный нормативный правовой акт закон, обеспечивающий полное системное регулирование процессуально-исполнительных отношений. Кодекс является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Такой порядок может устанавливаться и иными нормативно-правовыми актами. Однако ими могут быть только законодательные акты и их нормы подлежат включению в ПИКоАП.

ПИКоАП Республики Беларусь принят 20 декабря 2006 г. Он представляет собой систему норм, подробно регламентирующих порядок проведения процессуальных действий по разрешению за­явлений, сообщений об административном правонарушении, осу­ществлении подготовки дела к рассмотрению, его рассмотрения, закрепляет права и обязанности участников административного процесса, а также порядок исполнения постановления о наложе­нии административного взыскания.

Структура ПИКоАП в целом определена его содержанием. Он состоит из Процессуальной и Исполнительной частей.

Пер­вые статьи ПИКоАП или их отдельные части регулируют вводные, общие положения, не являющиеся процессуальными. К ним отно­сятся ч. 1 и 3 ст. 1.1, ст. 1.2—1.4.

Процессуальная и Исполнительная части состоят из разделов, разделы из глав, главы из статей. Каждая статья нумеруется несколькими арабскими цифрами разделенными точкой. Цифры до точки обозначают номер главы после точки — номер статьи в пределах главы.

Нумерация глав идет по порядку, независимо от частей и разде­лов, нумерация статей заканчивается каждой главой.

Количество статей в главах довольно различное.

Процессуальная часть включает три раздела (раздел I «Общие положения», раздел II «Участники административного процесса. Доказательства», раздел III «Административный процесс») и 13 глав.

Первый раздел имеет две главы: гл. 1 «Основные положения» и гл. 2 «Задачи и принципы административного процесса».

Во втором разделе находится пять глав: гл. 3 «Суд, органы, ве­дущие административный процесс, и их должностные лица. Подве­домственность дел об административных правонарушениях», гл. 4 «Участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы, иные участники административного процесса», гл. 5 «Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе», гл. 6 «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств», гл. 7 «Обжалование и опротестований и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс».

Третий раздел состоит из шести глав: гл. 8 «Меры обеспечения административного процесса», гл. 9 «Начало административного процесса», гл. 10 «Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению», гл. 11 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях», гл. 12 «Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении», гл. 13 «Исполнение постановления о наложении административного взыскания».

В Исполнительную часть входит только раздел IV «Исполнение административного взыскания» и 9 глав: гл. 14 «Общие положения», гл. 15 «Исполнение постановления о вынесении предупреждения, предупреждения, наложении штрафа», гл. 16 «Исполнение постановлений о конфискации, взыскании стоимости предмета административного право­нарушения», гл. 17 «Исполнение постановления о лишении специального права», гл. 18 «Исполнение постановления об административном аресте», гл. 19 «Исполнение постановления о лишении права сниматься определенной деятельностью», гл. 20 «Исполнение постановления о депортации», гл. 21 «Исполнение постановления об исправительных работах», гл. 22 «Исполнение постановления в части возмещения имущественного ущерба».

Исполнительная часть ПИКоАП содержит нормы как общего характера, так и регламентирующие порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В ПИКоАП присутствует и раздел V «Заключительные положе­нии» с одной гл. 23 с таким же названием и одной ст. 23.1 «Порядок введения в действие настоящего Кодекса», не имеющих никакого отношения к Исполнительной части ПИКоАП, хотя по порядковому номеру раздел входит в нее. Правильнее было бы этот раздел, если он нужен, сделать частью ПИКоАП с названием «Заключительные положения».

В конце Кодекса приводится Перечень имущества, на которое не может быть наложен арест в целях обеспечения административно­го взыскания.

Задачами ПИКоАП являются: установление правовой процедуры осуществления административного процесса, регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а равно защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию. Он призван способствовать формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.

Действие ПИКоАП.Административный процесс на территории Республики Беларусь ведется в соответствии с ПИКоАП независимо от места совершения административного правонарушения.

При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения административного взыскания.

Действие настоящего Кодекса распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, государственные органы и их должностных лиц, а также на юридические лица.

В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, установленные настоящим Кодексом, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.


 

56. Административный процесс: понятие, задачи, принципы, стадии.

 

В со­ответствии с ПИКоАП под административным процессом пони­мается установленный ПИКоАП порядок деятельности его участни­ков по делу об административном правонарушении.

Из определения вытекает, что административный процесс име­ет следующие основные составляющие: административный процесс — это соответствующая деятельность; такая деятельность осуществляется в установленном порядке; указанный порядок определяется ПИКоАП; названная деятельность осуществляется известными субъек­тами, именуемыми участниками административного процесса; рассматриваемая деятельность, как правило, вызвана совер­шением деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения.

Административный процесс — это установленный ПИКоАП порядок деятельности суда, органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях. Данная деятельность осуществляется по заявлениям и сообщениям о совершенном административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП).

Задачи административного процесса закреплены в ст. 2.1 ПИКоАП.

Ими являются:

1) защита личности, ее прав, свобод и законных интересов;

2) защита интересов юридических лиц;

3) защита общества и государства. Такая защита осуществляется путем быстрого и полного рассмот­рения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности;

4) обеспечение правильного и единообразного применения за­кона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное право­нарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

Принципы административного процесса

законность при осуществлении административного процесса (ст. 2.2);

обеспечение защиты прав и свобод (ст. 2.3);

неприкосновенность личности (ст. 2.4);

уважение чести и достоинства личности, деловой репутации (ст. 2.5);

неприкосновенность жилища и иных законных владений (ст. 2.6);

презумпция невиновности (ст. 2.7);

обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст. 2.8);

публичность административного процесса (ст. 2.9);

всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела (2.10);

язык, на котором ведется административный процесс (ст 2.11);

равенство перед законом, равенство защиты прав, свобод и законных интересов (ст. 2.12);

независимость судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс (ст. 2.13);

открытое рассмотрение дела об административном правона­рушении (ст. 2.14);

прокурорский надзор за исполнением законов при ведении административного процесса (ст. 2.15);

право обжалования процессуальных действий, постановле­ний (ст. 2.16).

Административный процесс состоит из процессуальных дей­ствий, объединяемых в стадии — сравнительно самостоятельные части процесса:

1) возбуждение дела (начало административного процесса);

2)подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению;

3) рассмотрение дела об административном правонарушении;

4) обжалование и опротестование постановления по делу об админ. правонарушении;

5) обеспечение исполнения постановления о наложении админ взыскания.

Административный процесс начинается с поводов, т. е. поступления заявления, сообщения и регистрации информации и совершенном административном правонарушении, возбуждения дела и завершается прекращением такой деятельности по делу об административном правонарушении или исполнением постановле­ния о наложении административного взыскания.

 


 

57. Участники административного процесса. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

 

Административный процесс складывается из действий, осуществляемых должностными лицами государственных органов. Ими являются лица, уполномоченные принимать меры по поступившим заявлениям от физических лиц и сообщениям от должностных лицами государственных органов, общественных объединений, иных организацийо совершенном административном правонарушении или непосредственном обнаружении признаков административного правонарушения указанными должностными лицами, а также применению и исполнению административных взысканий. Кроме того, в административном процессе принимают участие и другие лица, которые защищают свои права и интересы или привлекаются к осу­ществлению отдельных процессуальных действий, содействуют процессу.

Участник административного процесса — это тот, кто может принимать участие в административном процессе и в соответствии с наделенными ПИКоАП правами и обязанностями на такое участие.

Перечень участников дается в ПИКоАП. Виды:

1) суд, орган, ведущий административный процесс;

1.1 суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

1.2 должностные лица, уполномоченные составлять протоколы оадминистративных правонарушениях.

2) участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы, иные участники административного процесса.

2.1 участники, защищающие свои права и интересы;

2.2 участники, защищающие представляемые права и интересы;

2.3 иные участники.

В административном процессуальном праве под подведомственностью понимается круг дел об административных правонарушениях, находящихся в ведении суда, органа, ведущего административный процесс.

Подведомственность дел об административных правонарушениях по органам, их рассматривающим, делится на:

I)видовую;

2)территориальную;

3) должностную.

Видовая подведомственность связана с видом субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных право­нарушениях, и видом конкретного дела об административном правонарушении, урегулированного соответствующей статьей Особен­ной части КоАП или ее частью, которое рассматривается судом или одним из органов, ведущих административный процесс. Видовая подведомственность делится на совместную (дело об административном правонарушении одного вида подведомственно для рассмотрения нескольким государственным органам) и исключительную (только суду или одному из органов, ведущих административный процесс, предоставлено право рассматривать определенны круг дел об административных правонарушениях и никому другому).

Под территориальной подведомственностью понимается место рассмотрения дела об административном правонарушении. Она чаще всего определяется местом совершения правонарушения, а в отдельных случаях — местом жительства правонарушителя.

По общему правилу рассмотрение дела об административн. правонарушении, а следовательно, осуществление административного процесса в целом происходит по месту совершения административного правонарушения. Однако из этого правила имеется ряд исключений. В ч. 1 ст. 3.31 ПИКоАП установлено, что в целях обе печения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения ил выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Должностная подведомственность состоит в определении конкретного должностного лица в системе государственного органа, ведущего административный процесс, и дел об административн. правонарушениях, которые оно вправе рассматривать.


 

58. Доказывайте в административном процессе. Доказательства: понятие источники.

 

Доказываниеявляется одним из видов процессуальных действий.Оно состоит в собирании, проверке и оценке доказательств in них установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.

Обязанность доказывания лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс. Она выражается в установлении наличия: 1) оснований для административной ответственности, 2) вины лица, в отношении которого ведется административный процесс; 3) обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении (ст. 6.1 ПИКоАП).

К обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу об административном правонарушении, относятся: наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения); виновность физического лица в совершении административ­ного правонарушения; виновность юридического лица в случае, когда статьей Особен­ной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица; характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на виновное лицо; присутствие иных обстоятельств, имеющих значение для при­нятия правильного решения по делу.

Если правонарушение совершено несовершеннолетним, то по мимо указанных обстоятельств требуется выяснить: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); 2) наличие совершеннолетних соучастников административного правонарушения.

Цель доказывания состоит в установлении объективной истины в административном процессе, познании происшедшего события и обстоятельств, требующих установления по делу, обстоятельств позволяющих правильно разрешить его и справедливо наказать виновное лицо или освободить невиновное от ответственности, а возможно и прекратить дело об административном правонарушении.

Предмет доказывания — круг фактических обстоятельств которые должны быть установлены для правильного решения дела об административном правонарушении, предусмотренных ст. 6.2 ПИКоАП.

Под доказательствами понимаются любые фактические данные полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения предусмотренного КоАП, виновность или невиновность лица, при­влекаемого к административной ответственности, и иные обстоя­тельства, имеющие значение для принятия правильного решения.

Существуют доказательства:

1) первоначальные и производные;

2) прямые и косвенные;

3) обвинительные и оправдательные;

4) вещественные и личные.

К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами.


 

59.Обжалование действий и решений судьи, должностного лица орган: ведущего административный процесс.

 

Обжалование — это подача жалобы соответствующему органу, должностному лицу на действия или решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Жалоба — это официальное обращение с требованием о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданине (граждан), нарушенных действиями (бездействиями) судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, при осуществлении процессуальных действий по делу об административном правонарушении.

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном право




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.