Здавалка
Главная | Обратная связь

Как определяются способности?



Как правило, с помощью тестов.

Вот примеры некоторых из них:

· Тест Векслера http://psynet.carfax.ru/tests/wechsler.htm

· Тест Равена http://www.testology.ru/spm/index.htm

· Тест Люшера http://www.telegraf.ru/misc/psycho/psich15.htm

· Тест Розенцвейга http://azps.ru/tests/3/test5.html

К сожалению, многие школы или садики «выявляют» способности (или их отсутствие) на основании разового тестирования. А ребенок может ведь просто не проявить себя в этот конкретный день. Может быть, у него сломалась любимая игрушка, и он переживает? Или у него болит живот? Или начинается ОРВИ? О каких результатах можно говорить в таком случае? Поэтому некоторые «умные» школы «заводят» у себя подготовительные курсы, прешколы, садики… Конечно, иногда это не более, чем «рубка капусты» и формальность. Но все же иногда это делается для того, чтобы дать ребенку возможность проявить себя в течение года или нескольких месяцев занятий. Проводится так называемый психолого-педагогический мониторинг, который в настоящее время признан наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности. Но даже если речь идет не о поступлении в школу, следует помнить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей в любом случае необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания.

Необходимо также учитывать наличие динамики одаренности. Ребенок, которому «диагностировали» наличие одаренности, например, в 3 года, в 6-7 лет может показать другой вид одаренности, или вообще не показать. Это связано с тем, что, как мы уже сказали, для развития способностей нужны подходящие условия.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение.

 

В каком возрасте можно определять способности ребенка?

Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.