Здавалка
Главная | Обратная связь

КУРС ЛЕКЦИЙ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ



Ополев П.В.

Логика и теория аргументации:учебное пособие / П. В. Ополев. – Омск: СибАДИ, 2013. – 103 с.

 

Учебное пособие по дисциплине «Логика и теория аргументации» подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для подготовки бакалавров всех форм обучения.

Данное учебное пособие содержит лекционный курс, контрольные задания, методические рекомендации преподавателю и рекомендации к решению практических заданий, указания к работе над рефератом, варианты контрольной работы, тестовые задания, библиографический список, перечень вопросов к зачету, словарь основных терминов.

 

Табл. 3. Ил. 3. Библиогр.: 33 назв.

 

 

© ФГБОУ ВПО «СибАДИ», 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......
Аннотация курса «Логика и теория аргументации»……………………………
Курс лекций и контрольные задания…………………………………………….
Тема 1. Логика как научная дисциплина………………………………………..
Тема 2. Понятие как форма мышления…………………………………………
Тема 3. Суждение как форма мышления………………………………………..
Тема 4. Законы правильного мышления……………………………………......
Тема 5.Умозаключение как форма мышления ……………………………......
Тема 6. Индуктивные умозаключения и их виды………………………………
Тема 7. Традуктивные умозаключения и их виды…………………………......
Тема 8. Логические основы теории аргументации …………………………….
Тема 9. Логика научного познания……………………………………………...
Варианты итоговой контрольной работы……………………………………….
Вариант итогового тестирования……………………………………………......
Примеры решения и оформления заданий …………………………………......
Методические указания к работе преподавателя……………………………….
Методические указания к самостоятельной работе ……………………………
Библиографический список …………………………………………………......
Перечень вопросов к зачету………………………………………………….......
Словарь основных терминов…………………………………………………......

 

ВВЕДЕНИЕ

Условием развития современного общества является умножение его интеллектуального потенциала. Формирование высокой логической культуры, системы навыков мышления является ключевым условием получения полноценного высшего образования и формирования профессионала в любой области знания. Этот процесс осуществляется в рамках такой фундаментальной дисциплины, как «Логика и теория аргументации».

Необходимость повышения профессионального и культурного уровня студентов обуславливает актуальность и причины введения дисциплины «Логика и теория аргументации». В рамках данной дисциплины исследуется специфический предмет – законы и формы, с помощью которых человек познает окружающий его мир, что является залогом успешного усвоения любой предметной области, актуализации в будущем научно-исследовательского интереса студентов. В рамках курса «Логика и теория аргументации» происходит систематизация правильных способов рассуждения, что также помогает выявлять наиболее типичные ошибки в мышлении и аргументации. Дисциплина «Логика и теория аргументации» стимулирует профессиональную работу, предполагает умение организовать своё собственное мышление.

Ценность логики неоспорима в формировании системного мышления. Освоение этой дисциплины стимулирует не только строгость, четкость и чистоту мышления, но и дает возможность системного понимания любого объекта и процесса, а также возможность адаптировать мышление к интеграционным процессам в любой области. Результатом освоения дисциплины является не только рост общекультурного уровня студента, но и оптимизация учебного процесса, повышение эффективности освоения специальных дисциплин.

Курс «Логика и теория аргументации» является интегральной дисциплиной. В качестве её важнейших теоретических источников выступают положения философии, математики и методы современной логики, эристики, риторики. Интегральный характер курса «Логика и теория аргументации» определяет и особенности его изучения. Курс делится на две взаимосвязанные части. В первой части излагаются ключевые особенности форм рационального мышления. Во второй части раскрываются понятия, нормы и важнейшие требования к организации процессов аргументации. Аргументация – это искусство, постигнуть которое можно лишь при глубоком усвоении содержания курса и приобретении прочных практических навыков.

Усвоение теоретических основ логики предполагает единство теоретической и практической подготовки, приобретение навыков и умений в решении логических задач. Теоретическая часть позволит студентам приобрести концептуальное знание о ключевых особенностях логического мышления, а решение практических задач призвано помочь студентам творчески усвоить курс логики, повысить их культуру логического мышления.

Изучение курса в рамках аудиторных занятий проводится в форме лекций, семинаров, консультаций. Лекционное занятие предполагает последовательное выявление ключевых особенностей базовых форм рационального мышления. Семинарское занятие в структуре курса «Логика и теория аргументации» занимает центральное место. Семинар предполагает закрепление на практике полученных знаний через последовательное решение логических задач и выполнение контрольной работы по соответствующей теме. Рекомендуется постепенно повышать сложность поставленных задач и уделять повышенное внимание допускаемым ошибкам. На фоне стереотипных заданий требуется привлечение таких задач, которые требуют творческого подхода к решению, что способствует формированию и развитию логической интуиции.

Исходным этапом познания базовых принципов логики является изучение классической или формальной логики. Этот раздел науки посвящен изучению форм мыслительной деятельности, основных логических законов. Знания в этой области являются базовыми для дальнейшего изучения символической логики, теории аргументации.

Опыт преподавания данного курса показывает, что наибольшими затруднениями, с которыми сталкиваются студенты, изучающие логику, являются:

§ отсутствие понимания различий между формальной и содержательной характеристиками процесса мышления;

§ отсутствие понимания природы логических законов;

§ неумение применять полученные теоретические знания в решении практических заданий;

§ низкий уровень эрудиции студентов.

Иначе говоря, студенты оказываются неспособными сопоставить полученные знания с конкретной познавательной ситуацией. В результате полученные знания оказываются неполными, а концептуальное усвоение теоретического материала существенно усложняется.

Изучение теоретического материала должно быть строго последовательным, так как курс логики строится таким образом, что любая тема является основанием для изучения и понимания последующей. Данное пособие, имея вводный и прикладной характер, позволит применять практически полученные знания в научных исследованиях, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и риска, соблюдать логику спора, беседы, общения, дискуссии, логику разрешения конфликтов.

Изучение логики не может заменить специальных знаний. Однако оно способствует формированию правильного мышления, необходимого каждому специалисту. Данное пособие призвано облегчить работу преподавателя и студента, включает в себя базовый лекционный курс, контрольные задания, методические рекомендации для преподавателя и студентов, рекомендации к решению практических заданий, указания к работе над рефератом, библиографический список, перечень вопросов к зачету, словарь основных терминов.

 

 

АННОТАЦИЯ КУРСА

«ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ»

 

Цель освоения данной учебной дисциплины – формирование у студентов культуры логического мышления и навыков её использования, что является залогом успешного освоения специальных дисциплин, оптимизации учебного процесса и способствует организации мышления будущего специалиста на уровне его способностей конкретизировать собственные профессиональные задачи.

Задачи курса:

- Дать студентам знания об объекте, предмете и методах логического мышления.

- Сформировать представления об особенностях логического мышления и его преимуществах в процессе познания.

- Освоить решение логических задач.

- Изучить искусство аргументации, технику ведения дискуссий и споров.

- Сформировать навыки самостоятельного творческого использования полученных теоретических знаний в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Логика и теория аргументации» бакалавр должен

Знать

систему основных понятий логики и её место в системе современного научного знания;

уметь:

- на основании полученных знаний логически правильно оперировать суждениями, понятиями, умозаключениями как формами выражения мыслей;

- применять теорию логики к структурированию собственного сознания, потока мысли и речевого общения как в сфере обыденных и производственных ситуаций, так и в сфере научных исследований;

Владеть

навыками использования основ логической теории аргументации (доказательства, опровержения, демонстрации, дискуссии, риторики и др.).

 

Изучение данного курса осуществляется в течение одного учебного семестра и завершается зачетом.

 

Учебно-тематический план курса

«Логика и теория аргументации»

Номер темы   Темы дисциплины Тематический план лекций
  Логика как научная дисциплина   Предмет и значение логики
Возникновение и этапы развития формальной логики
Понятие о логической форме и ее значении в познании
Логика и язык
  Понятие как форма мышления   Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия
Виды понятий
Отношения между понятиями
Операции над классами. Законы логики класса
Логические операции с понятиями
  Суждение как форма мышления Общая характеристика суждений. Классификация суждений
Распределенность терминов в простых суждениях
Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
Отношения между суждениями по значениям истинности
  Законы правильного мышления   Понятие «закон мышления»
Закон тождества и его значение в мышлении
Закон непротиворечия и его значение в мышлении
Закон исключенного третьего и его значение в мышлении
Закон достаточного основания
Проблемы взаимосвязи логических законов
  Умозаключение как форма мышления Общее понятие об умозаключении
Дедуктивные умозаключения
Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы категорического силлогизма
Сокращенный силлогизм
Сложные и сложносокращенные силлогизмы
Условные умозаключения
Разделительные умозаключения
Условно-разделительные умозаключения
Индуктивные умозаключения Понятие и виды индукции
Индуктивные методы
Место и роль индукции в научном исследовании
      Традуктивные умозаключения Понятие традукции
Виды традукции
Роль традукции в научном исследовании
  Логические основы теории аргументации   Аргументация и процесс формирования убеждений. Правила и ошибки в аргументации
Доказательство. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательств
Понятие опровержения. Способы опровержения
Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Допустимые и недопустимые уловки в процессе ведения дискуссии
Понятие о софизмах и логических парадоксах
    Логика научного познания Понятие «научное знание»
Логико-методологические основы и подходы к выполнению научной работы

КУРС ЛЕКЦИЙ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Логика как научная дисциплина

Тематическое содержание

1. Предмет и значение логики.

2. Возникновение и этапы развития формальной логики.

3. Понятие о логической форме и ее значении в познании.

4. Логика и язык.

Основные понятия: абстрагирование, денотат, знак, имя, истинность, конотат, логическая форма, логический закон, мышление, понятие, правильность, семантические категории, суждение, умозаключение, формализация, язык.

1. Логика (от греч. logos – мысль, слово, закономерность) – философская наука о законах и формах правильного мышления. Логика как средство познания объективного мира изучает мышление абстрактное, исследует его формы (понятия, суждения и умозаключения) и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

Логику интересует лишь форма мыслей, но не их содержание. Содержание мыслей бесконечно разнообразно. Однако все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Логика – наука о мышлении, ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

2. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348–322 гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудие познания»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего. Он описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики – логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристоте­левскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков – основа другого направления математической логики – логики высказываний.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментиру­ющих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, име­нем которого названа четвертая фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями («древо Порфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логическими пособиями. Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важней­шим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561–1626 гг.). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка ин­дуктивного метода – огромная заслуга Ф. Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Ф. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806–1873 гг.).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона – Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время. Именно эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Её называют также традиционной, или аристотелевской, логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философ Р. Декарт (1596–1650 гг.) выступил с крити­кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на всю последующую историю развития логики.

Крупный вклад в исследование логических проблем внесли не­мецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716 гг.), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX–XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724–1804 гг.) и многие другие западно-европейские философы и ученые.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711– 1765 гг.), А. Н. Радищев (1749–1802 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828–1889 гг.). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Карийский (1864–1917 гг.) и Л. В. Рутковский (1858–1920 гг.). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С. И. Поварнин (1807–1852 гг.).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П. С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики.

Современная логика – это интенсивно развивающаяся наука, которая включает в себя диалектическую логику и формальную логику. На их базе формируется логика научного познания, использующая методы обеих наук для анализа научного знания.

3.Логическое познание осуществляется посредством логических форм и логических законов. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, способ связи её составных частей. Логическая форма отражает объективный мир в его общих структурных связях, которые воплощаются и в структуре наших мыслей. Логическая форма выступает как способ взаимосвязи содержательных частей суждения, способствует формализации мышления.

Логический закон – это характеристика устойчивых, повторяющихся связей нашего мышления. Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления – его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно ни протекало и какую бы логическую операцию ни выполняло. Нарушение этих законов свидетельствует о логических ошибках в рассуждении.

4. Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мыслей, означает, что выявление логических структур возможно лишь путем анализа языковых выражений.

Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Языковые операции осуществляются с помощью знаков.

Знак – это любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета. Знаки делятся на две большие группы: языковые и неязыковые. Языковые знаки фиксируются посредством имен. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-символы, знаки-сигналы, знаки-признаки и знаки-копии.

Для современной логики общепринятым искусственным языком является язык логики предикатов. Алфавит этого языка включает следующие виды знаков:

1) a, b, c, … – символы для единичных имен предметов (предметные константы);

2) x, y, z, … – символы общих имен предметов (предметные переменные);

3) P, Q, R, … – символы для обозначения свойств предметов или отношений между ними (предикатные переменные);

4) p, q, r, … – символы для обозначения высказываний (пропозициональные переменные);

5) ∀, ∃ – символы для количественной характеристики высказываний (кванторы);

∀ – квантор общности, он символизирует выражения: все, каждый, всякий;

∃ – квантор существования, он символизирует выражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т.п.;

6) логические связки:

«˄» – конъюнкция (союз «и»);

«˅» – дизъюнкция (союз «или»);

«→» – импликация (союз «если…, то…»);

«≡» – эквиваленция (союз «если и только если…»);

­­«» – отрицание («неверно, что…»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.