Темы докладов и рефератов
1. Особенности абстрактного мышления человека. 2. Теоретическое и практическое значение логики. 3. Логические критерии истинности. 4. Логика и её виды на современном этапе развития науки. 5. Формальная и диалектическая логика: общее и особенное.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что является предметом изучения формальной логики? 2. Что такое логический закон? В чем состоит сущность этих законов? 3. Как соотносятся истинность мысли и формальная правильность рассуждений? 4. Охарактеризуйте логические постоянные, обозначающие логические операции.
Тема 2. Понятие как форма мышления Тематическое содержание 1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. 2. Виды понятий. 3. Отношения между понятиями. 4. Операции над классами. 5. Законы логики класса. 6. Логические операции с понятиями: определение, деление, ограничение, обобщение. Основные понятия:анализ, вычитание, деление, класс, круги Эйлера, логическая характеристика, множество, обобщение, ограничение, операции с классами, описание, определение, понятие, признак, различие, синтез, сложение, содержание, тождество, умножение, форма, характеристика. 1. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаки предмета бывают существенными и несущественными. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяют ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Каждое понятие обладает содержанием и объемом. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. 2. Определить, к какому виду относится то или иное понятие, – значит дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения (рис. 1).
По объему понятия делятся на единичные, общие и нулевые (пустые). Единичные – это такие понятия, объем которых составляет один элемент. Общими называются такие понятия, объем которых составляет два и более элемента. Нулевые понятия – это понятия, объемы которых отражают пустые предметные области, им не соответствуют никакие реальные объекты; предметная область которых равна нулю. Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующие – это такие понятия, объем которых составляет конечное множество элементов, в принципе поддающихся учету. Нерегистрирующие – такие понятия, объем которых составляет бесконечное множество элементов и не поддается принципиальному учету. По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретными называются понятия, в которых мыслятся предметы в совокупности своих признаков. Абстрактными называются понятия, в которых мыслятся свойства или отношения, отвлеченные от самих предметов. Понятия делятся также на собирательные и разделительные. Разделительные – такие понятия, в объеме которых каждый индивидуальный предмет мыслится как элемент класса. Собирательные – такие понятия, в которых предметы мыслятся как единое целое. Понятия бывают положительные и отрицательные. Положительными называются понятия, которые выражают наличие у предмета определенных признаков. Отрицательными называются такие понятия, в которых выражается отсутствие признака, зафиксированного в положительном понятии. По содержанию понятия делятся на соотносительные и безотносительные. Соотносительные – такие понятия, в которых выражаются предметы, существование одного из которых немыслимо без существования другого. Безотносительные – такие понятия, в которых отражаются предметы, существование которых не связывается необходимым образом с существованием других предметов. 3.Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Выделяют три вида отношений совместимости: § равнообъемность – понятия, в которых мыслится один и тот же предмет, объемы их полностью совпадают; § пересечение – понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого; § подчинение –понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Несовместимые – понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Отношения несовместимости: · соподчинение – два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию; · противоположность – понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, не совместимые с ними; · противоречие – понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает. 4. При помощи логических операций из двух или нескольких классов могут быть образованы новые классы. Класс – это совокупность объектов, которые имеют один или несколько общих признаков. К операциям с классами относят: § сложение классов (А B) – это логическая операция, в результате которой из двух или более классов образуется новый класс, состоящий только из тех элементов, каждый из которых является элементом хотя бы одного входящего класса; § умножение классов (A B) – это логическая операция, в результате которой образуется новый класс тех и только тех элементов, которые являются общими для пересекающихся классов; § вычитание классов – это логическая операция в результате которой получается класс, состоящий из элементов, исключающих элементы вычитаемых классов; § образование дополнения к классу. Отношения между дополняемым классом и его дополнением есть отношения противоречия, которое характеризуется тем, что каждый из объектов какой-нибудь универсальной области может мыслиться в объеме только одного из противоречащих понятий. Из этого свойства противоречащих понятий вытекают все законы операции дополнения. 5. Выделяют следующие законы логики классов: 1) Закон идемпотентности – класс, сложенный самим собой, помноженный на самого себя, равен самому себе: А ∪ А = А; А ∩ А = А. 2) Закон коммутативности – сумма двух классов, а также их произведение не зависят от порядка выполнения действия: А ∪ В = В ∪ А; А ∩ В = В ∩ А. 3) Закон ассоциативности – сумма более чем двух классов, а также их произведение не зависят от порядка выполнения действия: А ∪ (В ∪ С) = (А ∪ В)∪ С; А ∩(В ∩ С) = (А ∩ В) ∩ С. 4) Закон поглощения (элиминации). § Элиминация сложения относительно умножения: А ∪(А ∩ В) = А – сумма некоторого класса и произведение двух классов, одним из множителей которого является данный класс, равна ему самому. § Элиминация для умножения относительно сложения: А ∩(А ∪ В) = А – произведение некоторого класса и суммы двух классов, одним из слагаемых которого является данный класс, равна ему самому. 5) Закон дистрибутивности. § Дистрибутивность умножения относительно сложения: А ∩ (В ∪ С) = (А ∩ В) ∪ (А ∩ С). § Дистрибутивность сложения относительно умножения: А ∪ (В ∩ С) = (А ∪ В) ∩ (А ∪ С). 6) Законы дополнения. § Сумма дополнения и дополняемого класса равна универсальному классу: А¹ ∪ А = 1. § Произведение дополнения и дополняемого класса равно пустому множеству или нулю: А¹ ∩ А = 0. § Сумма дополняемого класса и универсального множества равна универсальному множеству: А ∪ 1 = 1. § Произведение дополняемого класса и универсума равно дополняемому классу: А ∩ 1 = А. § Дополнение пустого класса равно универсальному множеству: 0¹ = 1. § Дополнение универсального класса равно универсальному классу: 1¹ = 0. 6. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихотомическое деление. Обобщить понятие – это значит осуществить логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого. Все операции с понятиями имеют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы результат операций получился правильным. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|