Здавалка
Главная | Обратная связь

Опыт вальдорфской школы



Дик Брюн

Аттие Лихтхарт

 

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Опыт вальдорфской школы

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

ISBN 966-8838-04-1

 

Книга голландских авторов Дика Брюна и Аттие Лихтхарт «Живопись в образовании» раскрывает перед читателем закономерности развития методики и дидактики преподавания живописи в течение двенадцати лет обучения в вальдорфской школе. Помимо этого, авторы уделяют внимание теории цвета, которая служит фундаментом преподавания, а также особенностям использования цвета на других уроках и в интерьере школы.

Книга будет интересна учителям, родителям, художникам, психологам, художественным терапевтам.

 

Дик Брюн (год рождения 1953) практикующий вальдорфский учитель в Голландии с 1975 года. В качестве основного учителя провел два класса с 1 по 8. С 1991 года преподает в старших классах (7-13) школы Адриан Роланд Холст города Берген (Голландия) историю искусства и все виды изобразительных искусств - живопись, рисование, лепку. В то же время Дик Брюн является доцентом высшей школы Геликон в Цайсте (Голландия) и консультантом учителей, преподающих изобразительные искусства в Англии, Польше и Израиле. В 1997 году Дик работал с учителями в Украине. Дик принимает активное участие в исследовательской группе, которая с1975 года ежегодно встречается на Троицу в Ульме (Германия). Он сотрудничал с Вайтман, Юнеман и Бертольдом, известными своими разработками в области живописи и рисования для вальдорфской педагогики. Эта книга была написана им в соавторстве с Аттие Лихтхарт по запросу Голландской ассоциации вальдорфских школ в помощь учителям.

 

Аттие Лихтхарт родилась в 1948 году. Имеет высшее художественное педагогическое образование. В возрасте 22 лет она начала свою педагогическую деятельность в Свободной школе Цут-фен (Голландия) сначала в младших, а впоследствии в старших классах как учитель изобразительных искусств и истории искусств.

Понимание ценности художественного подхода и преподавания искусств и ремесел в школе привело ее в исследовательскую группу в Ульме (Германия), занимающуюся тщательным изучением указаний Рудольфа Штайнера в области искусства и использований цвета в образовании, поящее время она проводит курсы и семинары с учителями в Голландии, обращая их внимание на важность работы с акварельными красками преподавания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие .................................................................................................................... 7

 

1. Роль живописи в обучении ..................................................................................... 8

1.1. Вступление ...............................................................................................................8

1.2. Цвета и их влияние на людей ............................................................................... 10

1.3. Задача педагога ...................................................................................................... 12

1.4. Теория цвета Гете .................................................................................................. 16

1.5. Путешествие по цветовому кругу. Краткая теория цвета для учителя ............. 18

1.6. Живопись и чувства ................................................................................................ 22

1.7. Живопись акварелью. Приемы работы. Оборудование и материалы .............. 28

 

2. Детский сад, младшая и средняя школа ............................................................... 36

2.1. Введение ................................................................................................................. 36

2.2. Живопись в детском саду .................................................................................... 38

2.3. Живопись в 1 классе ...............................................................................................42

2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50

2.5. Живопись в 3 классе .............................................................................................. 56

2.6. Живопись в 4 классе .............................................................................................. 65

2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78

2.8. Живопись в 6 классе .............................................................................................. 88

2.9. Живопись в 7 классе ............................................................................................ 101

2.10. Живопись в 8 классе .......................................................................................... 104

2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах ........................................................ 109

2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах ............................................................ 114

 

3. Старшая школа .................................................................................................... 120

3.1. Введение................................................................................................................ 120

3.2. Живопись в 9 классе ........................................................................................... 123

3.3. Живопись в 10 классе .......................................................................................... 133

3.4. Живопись в 11 классе .......................................................................................... 139

3.5. Живопись в 12 классе .......................................................................................... 145

 

4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи .............................. 150

4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты ....................... 150

4.2. Лечебно-педагогическая живопись .................................................................... 156

5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы ....................... 159

5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма .............................. 159

5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании ................... 161

 

6. Источники .............................................................................................................. 166

6.1. Лекции Штайнера о цвете ................................................................................... 166

6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом ... 174

Послесловие ................................................................................................................. 181

Примечания .................................................................................................................. 183

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленная читателю книга предназначена для педагогов, которые преподают живопись. Преподаватели специализированных художественных школ и художественных вузов могут обнаружить для себя много полезного и нового в разделах, посвященных не только непосредственно особенностям вальдорфской программы по живописи, но и теории цвета Гете и ее последующей разработке Штайнером.

В первую очередь ее оценят учителя вальдорфской школы, которые постоянно сталкиваются с такими сложными вопросами, как, например, «Какое живописное задание выбрать для детей на завтрашний урок?». Или, читая замечания к учебной программе, пытаются понять, как та или иная рекомендация соотносится с возрастом ребенка. Зачастую классный учитель, не являясь художником, испытывает трудности, когда речь идет о цветовом круге, смешанных цветах первого и второго рода и т.п. У предметника, мастера своего дела, художника, совсем другие затруднения. Если технические моменты и цветовые теории не вызывают у него вопросов, то методика преподавания и причины, по которым именно эти задания предлагаются в вальдорфской школе, не всегда ему понятны. Родители, которые приводят ребенка в первый класс, хотят понять, почему их ребенок на уроке живописи изображает свободные цветовые композиции, зачем в учебной программе так много уроков, посвященных художественному циклу.

Авторы в полной мере раскрывают значение и особенности акварельных техник, применяемых в школе, роль их использования в процессе гармоничного и здорового развития ребенка - от детского сада до выпускного класса.

Имея глубокое теоретическое основание, книга изобилует практическими примерами. Каждая тема сопровождается упражнениями, которые помогут и учителю - в подготовке к уроку, - и заинтересованному читателю - в углублении понимания темы.

Надеемся, эта книга поможет и вам - в преподавании, в обучении, в саморазвитии.

Виталина Маслова

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.