Опыт вальдорфской школыСтр 1 из 45Следующая ⇒
Дик Брюн Аттие Лихтхарт
ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ Опыт вальдорфской школы Перевод с английского Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с. ISBN 966-8838-04-1
Книга голландских авторов Дика Брюна и Аттие Лихтхарт «Живопись в образовании» раскрывает перед читателем закономерности развития методики и дидактики преподавания живописи в течение двенадцати лет обучения в вальдорфской школе. Помимо этого, авторы уделяют внимание теории цвета, которая служит фундаментом преподавания, а также особенностям использования цвета на других уроках и в интерьере школы. Книга будет интересна учителям, родителям, художникам, психологам, художественным терапевтам.
Дик Брюн (год рождения 1953) практикующий вальдорфский учитель в Голландии с 1975 года. В качестве основного учителя провел два класса с 1 по 8. С 1991 года преподает в старших классах (7-13) школы Адриан Роланд Холст города Берген (Голландия) историю искусства и все виды изобразительных искусств - живопись, рисование, лепку. В то же время Дик Брюн является доцентом высшей школы Геликон в Цайсте (Голландия) и консультантом учителей, преподающих изобразительные искусства в Англии, Польше и Израиле. В 1997 году Дик работал с учителями в Украине. Дик принимает активное участие в исследовательской группе, которая с1975 года ежегодно встречается на Троицу в Ульме (Германия). Он сотрудничал с Вайтман, Юнеман и Бертольдом, известными своими разработками в области живописи и рисования для вальдорфской педагогики. Эта книга была написана им в соавторстве с Аттие Лихтхарт по запросу Голландской ассоциации вальдорфских школ в помощь учителям.
Аттие Лихтхарт родилась в 1948 году. Имеет высшее художественное педагогическое образование. В возрасте 22 лет она начала свою педагогическую деятельность в Свободной школе Цут-фен (Голландия) сначала в младших, а впоследствии в старших классах как учитель изобразительных искусств и истории искусств. Понимание ценности художественного подхода и преподавания искусств и ремесел в школе привело ее в исследовательскую группу в Ульме (Германия), занимающуюся тщательным изучением указаний Рудольфа Штайнера в области искусства и использований цвета в образовании, поящее время она проводит курсы и семинары с учителями в Голландии, обращая их внимание на важность работы с акварельными красками преподавания.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .................................................................................................................... 7
1. Роль живописи в обучении ..................................................................................... 8 1.1. Вступление ...............................................................................................................8 1.2. Цвета и их влияние на людей ............................................................................... 10 1.3. Задача педагога ...................................................................................................... 12 1.4. Теория цвета Гете .................................................................................................. 16 1.5. Путешествие по цветовому кругу. Краткая теория цвета для учителя ............. 18 1.6. Живопись и чувства ................................................................................................ 22 1.7. Живопись акварелью. Приемы работы. Оборудование и материалы .............. 28
2. Детский сад, младшая и средняя школа ............................................................... 36 2.1. Введение ................................................................................................................. 36 2.2. Живопись в детском саду .................................................................................... 38 2.3. Живопись в 1 классе ...............................................................................................42 2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50 2.5. Живопись в 3 классе .............................................................................................. 56 2.6. Живопись в 4 классе .............................................................................................. 65 2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78 2.8. Живопись в 6 классе .............................................................................................. 88 2.9. Живопись в 7 классе ............................................................................................ 101 2.10. Живопись в 8 классе .......................................................................................... 104 2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах ........................................................ 109 2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах ............................................................ 114
3. Старшая школа .................................................................................................... 120 3.1. Введение................................................................................................................ 120 3.2. Живопись в 9 классе ........................................................................................... 123 3.3. Живопись в 10 классе .......................................................................................... 133 3.4. Живопись в 11 классе .......................................................................................... 139 3.5. Живопись в 12 классе .......................................................................................... 145
4. Дополнительные дидактические аспекты урока живописи .............................. 150 4.1. Подготовка урока, последующие обсуждения, темпераменты ....................... 150 4.2. Лечебно-педагогическая живопись .................................................................... 156 5. Использование цвета на других уроках и в интерьере школы ....................... 159 5.1. Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма .............................. 159 5.2. Советы Штайнера относительно цвета стен в школьном здании ................... 161
6. Источники .............................................................................................................. 166 6.1. Лекции Штайнера о цвете ................................................................................... 166 6.2. Школьные эскизы Рудольфа Штайнера, описанные Фритцем Вайтманом ... 174 Послесловие ................................................................................................................. 181 Примечания .................................................................................................................. 183
ПРЕДИСЛОВИЕ Представленная читателю книга предназначена для педагогов, которые преподают живопись. Преподаватели специализированных художественных школ и художественных вузов могут обнаружить для себя много полезного и нового в разделах, посвященных не только непосредственно особенностям вальдорфской программы по живописи, но и теории цвета Гете и ее последующей разработке Штайнером. В первую очередь ее оценят учителя вальдорфской школы, которые постоянно сталкиваются с такими сложными вопросами, как, например, «Какое живописное задание выбрать для детей на завтрашний урок?». Или, читая замечания к учебной программе, пытаются понять, как та или иная рекомендация соотносится с возрастом ребенка. Зачастую классный учитель, не являясь художником, испытывает трудности, когда речь идет о цветовом круге, смешанных цветах первого и второго рода и т.п. У предметника, мастера своего дела, художника, совсем другие затруднения. Если технические моменты и цветовые теории не вызывают у него вопросов, то методика преподавания и причины, по которым именно эти задания предлагаются в вальдорфской школе, не всегда ему понятны. Родители, которые приводят ребенка в первый класс, хотят понять, почему их ребенок на уроке живописи изображает свободные цветовые композиции, зачем в учебной программе так много уроков, посвященных художественному циклу. Авторы в полной мере раскрывают значение и особенности акварельных техник, применяемых в школе, роль их использования в процессе гармоничного и здорового развития ребенка - от детского сада до выпускного класса. Имея глубокое теоретическое основание, книга изобилует практическими примерами. Каждая тема сопровождается упражнениями, которые помогут и учителю - в подготовке к уроку, - и заинтересованному читателю - в углублении понимания темы. Надеемся, эта книга поможет и вам - в преподавании, в обучении, в саморазвитии. Виталина Маслова
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|