Здавалка
Главная | Обратная связь

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТОВОМУ КРУГУ. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



Цвета, расположенные в виде круга, могут стать источником вдохновения для урока. Круг создан двумя противоположными силами — желтым и синим цветом, которые, объединившись путем усиления и смешивания, представляют существующие в природе восходящие и ниспадающие процессы. Это и порождает возникновение разнообразных цветов. Переживания, полученные при прослеживании изменений качеств цвета, являются неиссякаемым источником вдохновения в искусстве. Цвета могут вызвать к жизни различное время суток или время года. Случайность исчезает и выражается лишь существо вещей. Фантазии и идеи автора видны вам, когда вы понимаете язык цвета в картине. Как педагоги, мы должны научиться владеть этим языком как можно свободней, дабы показать ученикам путь в живописи. Это заставляет педагога искать новые формы заданий и корректировать ход урока.

Цветовой круг - это мир в себе. Когда вы позволяете этой целостности воздействовать на себя, то вскоре вас охватит гармония. Эти впечатления сильнее просто чувств. Гете преподносит их нам как чувственно-моральную работу цвета. Имеется в виду, что цвета работают, соединяясь друг с другом, корректируя друг друга. Сам Гете, обозревая свою систематизированную цветовую классификацию, говорил: «Однажды, по-настоящему поняв полярность позиций желтого и синего и их усиление в красном, где противоположности сходятся, объединившись в третий источник, приходишь к пониманию того, что эти разные и противоположные сущности обладают духовной значимостью. И тогда, когда ты видишь, как они создают зеленый сверху и красный снизу, ты только и можешь думать, что с одной стороны это земные, а с другой стороны - небесные дети Элохима».

Описывая морально-чувственную работу цвета, Гете не дошел в своих трудах до окончательного формирования теории цвета. Он ощущал, что открыл совершенно особенную сферу. Сейчас мы можем шагнуть далее и войти в цветовой круг, цветовое пространство. Это то, что соответствует третьему измерению физического пространства, созданному передним и задним планом, близким и далеким. Это не просто перспектива цветового пространства, но и выражение качеств цвета. Красный движется по направлению к нам, синий - от нас. Теплый полюс красного проходит сквозь меня, в то время как холодный полюс синего находится где-то в бескрайней дали. Вот так я переживаю себя в этом цветовом круге. И когда я прохожу сквозь него, я ощущаю важность происходящего и вскоре больше не отделяю себя от цветов, я в них живу. Желто-красный всегда движется по направлению ко мне, взывает ко мне, струится сквозь меня, излучая тепло и жизнь. Синий тянет меня с собой, дает мне пространство быть самим собой. Между этими противоположностями мы имеем возможность найти самих себя. И это имеет отчетливое влияние на наши души. Мы движемся вместе с изменяющимися цветовыми впечатлениями.

Мы можем попытаться описать впечатления, которые мы получили, «пройдя» через цветовой круг. Каждый цвет имеет несколько, аспектов как позитивных, так и негативных. Вдобавок, внутри самого цвета есть множество нюансов. Благодаря нашим собственным переживаниям могут возникнуть, постоянно развиваться и совершенствоваться ряд характеристик, настроений и качеств. Кто бы ни нес этот внутренне совершенствующийся словарь, может плодотворно черпать из этих запасов. Однако, условие таково, что нераздельность должна оставаться в движении. И на эти процессы указывал нам Гете. Участие в этих процессах требует от человека подвижности, гибкости, стремления к саморазвитию и сознательной пробужденности к новым переживаниям. Работа Гете - это основа, с которой мы можем начинать. Опыт других может это пополнить и подтвердить. Можно описать каждый цвет круга в оттенках чувств. Вот несколько примеров:

Белый. Это самый ясный оттенок света, движущийся к периферии и вечно расширяющийся. Он пробивается сквозь барьеры. Он объективен, холоден, быстро теряет свою чистоту.

Черный. Самый темный оттенок света, относящийся ко тьме, ищущий центр, герметически закрытый. Он формирует, ограничивает сам себя. Это начинающийся внутренний процесс.

Желтый. Этот цвет самый близкий к свету. В своей наивысшей степени чистоты желтый - веселый и живой. Он расширяет и воодушевляет наше сердце. Это излучающий цвет, который невозможно ограничить. В зависимости от своего движения по направлению к красному или зеленому проступает шутливое, дразнящее, беспечное или остроумное настроение. В слегка замутненном состоянии желтый может оказывать неприятное влияние. Он становится цветом стыда, пробужденного отвращения и неудовлетворенности.

Оранжевый. Этот цвет может воодушевлять нас, вплоть до агрессии. Вдобавок он делает нас сильными. Мы ощущаем, что мы сильны. Он дает нам энтузиазм, радость и тепло. Оранжевый -это цвет праздника. Он манит нас вперед.

Красный. Ведет нас в центр жизни, в жизненный элемент. Он может быть торжественным, великолепным и помпезным; сильный и серьезный; теплый, гордый, гневный или злой.

Розовый. Светлый оттенок красного. Он чуток и грациозен. Память нашей бессмертной юности и нашей инкарнации. Он нежный, мягкий и родной.

Лиловый. Такой же нежный, как и розовый. Однако он может быть кокетливым и пустым или, наоборот, очень серьезным. На своем пути к голубому он ведет нас к внутренней глубине бытия.

Фиолетовый. На своем пути к красному он может произвести достаточно будоражащий эффект. Он неистово захватывает с собой.

Пурпурный. Он может быть живым, но не жизнерадостным. Он скромный и сдержанный. На пути к сине-фиолетовому несет переживание вселенской святости.

Синий. Он не только спокойный и обволакивающий, но также холоден до озноба, закрыт к внешнему. Легко формирует контуры и силуэты. От него может исходить покой. А иногда он обращен к нам и создает пространство. Он также имеет чувствительное и успокаивающее настроение.

Зеленый. Он распространяет мир и удовлетворенность. Он имеет гармонизирующее и уравновешивающее действие. Но также может быть и скучным.

Настроениям нашей души мы можем найти подходящие цвета. А именно, мы можем рисовать цветовой круг и составлять ряд настроений: радость, грусть, стыдливость, задумчивость и т.д. И к какому же месту в цветовом круге принадлежат все эти настроения? Это часто может быть уравновешивающим действием. Нам часто необходимо исследовать, подходит или нет определенное настроение к определенному цвету. И таким образом схема соответствий между цветами и душевными настроениями может постепенно выстраиваться в цветовой круг - отправной пункт урока живописи. В трех начальных классах, когда дети в основном рисуют душевные настроения, предварительная работа учителя может стать хорошей поддержкой в его работе. Например: в басне встречается хитрое животное и вежливо-невинное. Это встреча двух абсолютно противоположных душевных настроений. Какие цвета нужно выбрать? Встречается ли цвет холодной гаммы с цветом теплой? Ищем ли мы цвет, уходящий внутрь или наружу? Такие размышления необходимы, дабы достигнуть хорошего диалога цветов.

Каждый цвет по-своему важен. Ребенок начнет узнавать части истории и учится отличать различные качества. Делая это, мы достигаем переживания ряда настроений, характеров и чувств, каждое из которых имеет место в цветовом круге: тщетное, мистическое, кокетливое, учтивое, изысканное, философское, задумчивое, робкое, сосредоточенное на себе, чувствительное, чистое, грустное, беспристрастное, пассивное мирное, застенчивое, робкое, спокойное, скучное, определенное, докучливое, лукавое, злобное, коварное, свежее, умное, счастливое, жизнерадостное, бодрое, восторженное, лучезарное, удовлетворенное, изумленное, ликующее, нетерпимое, активное, бесцеремонное, разгневанное, злое, опрометчивое, страстное, всепоглощающее, могущественное, смелое, гордое, величественное, царственное и т.д.

Каждый сможет найти личность или образ в истории, которые можно определить словом такого рода. Чем больше количество таких прилагательных (т.е. цветовых нюансов) в истории, тем живее образы и богаче краски, пробуждающиеся в детях. Это и есть основа для учителя и ученика в развитии органа, воспринимающего цвета внутри и снаружи нас.

В беседе с художницей Маргаритой Волошиной Штайнер сказал о развитии живой концепции цветов у детей буквально следующее: «У маленького ребенка внутренний и внешний миры умеренно отделены друг от друга. Вместе с внешними впечатлениями ребенок вбирает качества индивидуальности цвета, иногда даже его собственно цветового характера, и инстинктивно осознает реальную сущность красного, синего, желтого и других цветов. Это теряется, когда ребенок подрастает. Школьники переживают цвета как качества, связанные с предметами (синий мяч, красная крыша и т.д.). Это, однако, является причиной того, что способности души парализуются, что препятствует дальнейшему развитию душевного глазомера. Детей на ранних стадиях обучения часто учат тому, что красный и желтый - теплые цвета, а зеленый и синий - холодные. Но в своих переживаниях они ощущают это все меньше и меньше. Таким образом, эти суждения становятся абстрактным и безжизненным знанием. Если их переживания не будут воспитываться в наше время, а технические теории о природе цвета продолжат свое существование в обществе, то дети будут рождаться на этой планете, не имея больше органа для наблюдения цвета».

Поэтому в вальдорфских школах мы работаем с советами Штайнера и вводим ребенка как можно раньше в мир цвета.

 

ЖИВОПИСЬ И ЧУВСТВА

Чувства - это ворота в мир. Они дают возможность наблюдать то, что нас окружает. Развитие наших чувств происходит по-разному на различных этапах нашей жизни. Такие чувства, как зрение, слух и осязание, в общем-то, хорошо нам знакомы. Штайнер указывает на новые пути исследования в области чувств. Он разделяет все существующие чувственные впечатления и переживания на 12 сфер. Они четко различимы, но в то же время внутренне взаимосвязаны. Конечно, невозможно описать одно чувство без одновременного упоминания других, настолько сильны связи между ними. Формируется одна структура - союз двенадцати чувств. Их можно разделить на 3 группы по 4 в каждой, соотнося с трехчленным делением связи человека с миром - с мышлением, чувством и волей. Так как развитие чувств тесно связанно с развитием художественных способностей внутри человека, будет уместен краткий обзор этих двенадцати чувств и их связи с живописью и цветом.

Чувство осязания мы, главным образом, испытываем нашей кожей, обычно пальцами и руками. Мы постоянно изучаем мир через прикосновение. Это твердое, мягкое или грубое, мокрое или сухое? Все приносит нам определенные впечатления. Все это мы воспринимаем внутренне нашим чувством осязания. Мы обращаемся к нему, изучая качество бумаги, проверяя мягкость кисточки, работая мочалкой, увлажняя бумагу и разглаживая ее. Все это готовит нас к работе с цветами. В этой области существует множество упражнений. Увлажняя бумагу, мы наблюдем, как бумага реагирует во влажном состоянии на холодные или теплые руки детей. В течение урока происходит множество такого рода экспериментов. Вот почему лучше всего позволить маленьким детям в процессе подготовки быть самостоятельными настолько, насколько они способны.

Чувством жизни мы следим за состоянием нашего физического тела, особенно в тех ситуациях, когда оно выведено из равновесия утомлением, вялостью, голодом или жаждой. Работа с цветом пробуждает реакции в нашем физическом теле. Ребенок реагирует на это своим чувством жизни. Правильно подобранное разнообразие настроений в течение урока стимулирует чувство жизни: покой, умиротворенность, активность и энтузиазм. Преградой для развития чувства жизни является, например, требование слишком многого от детей, включая слишком длинное по времени занятие живописью или слишком однообразное - с одним цветом.

Чувство движения. Здесь идет речь не только о способности каждого из нас двигаться. Давайте обратим внимание на восприятие нами своих собственных движений. Это чувство может сообщить нам, находится ли наше тело в покое или в движении. Мы внутренне можем ощущать, что мы движемся. Нам не нужно смотреть на нашу ногу для того, чтобы сказать, шевелится она или замерла. В частности, в традиционных детских играх и движениях народных танцев есть много движений, оказывающих стимулирующий эффект на развитие чувства движения. В них мы часто можем встретить ритмичные движения, сменяющие друг друга медленные и быстрые части. Чувство движения постоянно используется нами. Формы, появляющиеся в живописи, мы исследуем нашими глазами. Чувство движения и есть причиной того, что мы можем это сделать. Движением наших глаз мы перемещаемся по контуру. Со временем мы учимся описывать те формы и движения, которые воспринимаем. С педагогической точки зрения очень важно следовать За кистью (или рисующей рукой) глазами. А в рисовании форм это играет даже более значительную роль.

Чувство равновесия. Благодаря этому чувству мы первым делом переживаем собственное равновесие. В живописи мы имеем дело с правой и левой стороной, верхом и низом, диагоналями. В работе с цветом и цветовой перспективой мы также говорим о переднем и заднем плане в пространстве, которое мы исследуем благодаря нашему чувству равновесия. Результат его работы - наше ощущение композиции.

Четыре вышеупомянутых чувства определенно направлены вовнутрь. Они, главным образом, следят за нашим физическим состоянием, и поэтому они так и называются - телесные чувства. Хотя эти четыре чувства мы связываем с нашим телом, маленький ребенок определенно нуждается в их развитии для того, чтобы быть в состоянии, говоря и буквально, и образно, сделать свои первые шаги в этот мир. Этот импульс очень важен как основа интеллектуального и эмоционального развития с самого начала школьного обучения, особенно в случае, если в младенчестве в этом направлении имеются пробелы.

Вторая группа, состоящая из четырех чувств, имеет отношение к душе человека, его чувствам и восприятию мира. Их можно назвать душевными чувствами, так как их восприятия всегда сопоставимы в полярных проявлениях. Так, для чувства зрения - это либо красота, либо уродство; для чувства тепла - это тепло или холод; обонянию - это либо приятно, либо отвратительно; на вкус что-то бывает соленым или сладким, горьким или кислым. Что касается живописи, то мы работаем не только со зрением, а и с чувством тепла и обоняния. Известно, что определенные цвета могут вызвать запах или вкус. Так, например, цвета земли в их восприятии демонстрируют интенсивную реакцию многих, если не всех, сфер чувств. Так же и краски (особенно растительные), и влажная бумага, и мочалки, которыми мы так часто пренебрегаем, достойны внимания для опытов с ними в течение урока живописи.

Одно из наиболее важных чувств для живописи - зрение. Мы тотчас же видим то, что мы делаем: как распространяется цвет, как он взаимоотносится с другими цветами. Цветовое пространство становится образом. Мы смотрим и сравниваем. Глаз - очень активный орган чувств. Более чем три четверти всех впечатлений приходят к нам через зрение. Когда мы уже достаточно насмотрелись на что-то, мы воспринимаем вещи такими, какими они есть на самом деле. Вот почему очень важно, чтобы ребенок не слишком долго интенсивно работал. По мере того, как ребенок растет, он может работать больше и дольше, больше видеть и воспринимать. Нам всем знакомо ощущение, когда мы заглянули свой визит в музей. Наиболее интенсивно мы воспринимаем первые несколько картин. Нужно с выгодой использовать этот момент в уроке живописи. Подготовка к уроку не должна занимать слишком много времени для того, чтобы ребенок мог сохранить свежесть в восприятии цвета.

Зрение напрямую связано с глазами. «Глаз обязан своим существованием свету. И не имеет значения, к какому из органов животного обращается свет, какой из органов приобретает свою форму в соединении движения от света и к свету. Так внутренний свет может достичь внешнего». (Из научной работы Гете).

Гете обобщает это еще и поэтически:

«War nicht das Auge sonnenhaft, Wie konnten wir das Licht erblicken? Lebt' nicht in uns des Gottes eigene Kraft, Wie konnt uns gottliches entziehen?» В переводе это означает следующее:

«Если б глаза наши не были солнцу подобны, как смогли бы мы свет узреть? Если бы в нас самого Господа сила не жила бы, как смогла бы праведность восхищать нас?»

Далее Гете объясняет: «Это прямое взаимодействие между светом и глазом никто не сможет отрицать. Думать о том, что свет и глаз единое целое или одно и то же, еще сложнее. В глазу обитает успокоенный свет, который пробуждается от малейшего побуждения, внутреннего или внешнего. Мы можем пробудить чистейшие образы и в полнейшей тьме. Но при свете дня мы можем воспринять лишь внешнее влияние света». С этими замечаниями по поводу глаза и света мы подходим к более глубокому пониманию других чувств и осознанию того, как интенсивно мы принимаем внутрь себя внешний мир.

Вот как описывает внутреннее наблюдения восприятия цвета в своей книге «Мир начинается сегодня» («De wereld begint vanda-ag») слепой Жак Люсейран: «Глаза создают цвет. Конечно же, не физические глаза как объект офтальмологии. Два чувствительных органа расположенных спереди головы не только физическая реальность, а и просто зеркала, разбитые, но все еще живущие. Те глаза, о которых идет речь, функционируют глубоко внутри нас. Их у нас никто никогда не сможет отнять. Видение — это чрезвычайно важное деяние в жизни, видение - это неописуемо сильное действие, независимое от физиологических инструментов, используемых для этой цели. Способность видеть развивается из жизненного источника еще до того, как увиден объект и даже до того, как он появляется во внешнем мире в определенной форме. Его можно увидеть внутренне. Если бы этот внутренний свет и, соответственно, цвет (т.е. незначительное преобразование света) не был с самого начала дан человеку, мы не могли бы восхищаться цветами в мире. Это все я знаю сейчас, после 25 лет слепоты».

Чувство тепла. Переживание чувства тепла или холода воз; можно только тогда, когда окружающая нас среда или объекты имеют температуру, отличную от температуры нашего тела, а иначе мы не почувствуем ничего. В этом случае к нам на помощь приходит чувство осязания, ведь мы не можем ничего узнать о температуре. Хорошо развитое чувство тепла является жизненно важным. Штайнер называет это чувство первичным. Это основное чувство, присутствующее во всех других наших чувствах. В нашем языке есть разнообразнейшие выражения, основанные на ощущении температуры: «Разогреться для чего-либо»; «Обойтись с кем-то прохладно». Деятельность в живописи и работа с цветами вообще имеет глубокое влияние на тепло в детском организме, и ребенок его очень сильно переживает. Таким образом, мы можем сказать, что в живописи также обращаются и к чувству тепла.

Третья группа, состоящая из 4-х верхних чувств, относится к чувству воображения. При помощи этих чувств мы сильнее направляем себя во внешний мир. Для восприятия того, что находится во внешнем мире, мы должны прилагать больше усилий. Нам известно выражение «Приложить ухо к земле». Если мы действительно хотим встретить кого-нибудь, нам нужно оставить наш маленький дом и пойти навстречу другому. Эту группу чувств составляют: слух, речь или чувство слова, воображение или чувство мысли, чувство «Я». Развитие этих чувств зависит от так называемых нижних чувств. В живописи мы обращаемся к этим чувствам, в частности, при введении в работу и рассмотрении работ. Внутреннее «вглядывание» и «видение» наилучшим образом становится «возможностью говорить» и «слышать» искусство, а, следовательно, наслаждаться искусством и иметь с ним дружеские взаимоотношения.

Говоря о развитии чувств в живописи, мы все же можем находить различия между дошкольниками и детьми младшей школы. Штайнер в последней серии своих открытых лекций говорит, что чувства становятся независимыми, высвобождаются не раньше семи лет. Начиная с этого возраста, ребенок может начинать независимые художественные действия. У маленьких детей все впечатления растворяются в одном целом впечатлении. И нет еще четкого различия между ними.

Наблюдения сами по себе еще не входят в сознание. Таким образом, мы пока еще не можем говорить о «наблюдении, понимании и погружении в образ». Маленький ребенок всецело отдается всем своим чувствам. До того, как ребенок пойдет в школу, его не интересует польза, смысл или выгода от определенных приходящих впечатлений. Мир мышления маленького ребенка все еще неотделим от времени и пространства. После семи лет элементы прошлого могут быть правильным образом взаимосвязаны с настоящим. Свободное художественное дарование появится с волей, растущим чувством памяти, благодаря которой ребенок учится делать рисунок на бумаге. Зрительные впечатления часто захватывают ребенка младшей школы больше, чем слуховые. Также более интересным для детей становится устройство внешнего мира. Они усваивают все так, как оно есть, с помощью тех же сил, которые способствовали развитию их тела до семи лет. Так, например, сильно развивается и даже удваивается способность различать свет и тьму. Способность наблюдать различие цветов увеличивается на 90% после семи лет, способность различать высоту звука улучшается в 5 раз между 6 и 7 годами. Таким образом, с 6-7 лет ребенок развивает свое независимое душевное пространство, в котором он действует. И в этом душевном пространстве происходит живописный процесс. Младшие дети рисуют, исходя из внутреннего. И задача учителя — постоянно вдохновлять, направлять и далее развивать эти чувства. Это помогает развитию здоровой дыхательной системы, системы кровообращения и пищеварения.

Хорошо развитые чувства обогащают нашу жизнь. Они жизненно необходимы и даруют нам здоровое отношение к окружающему миру. Развитие и обогащение гаммы чувств играет важнейшую роль в сфере образования. Мы помогаем детям распахнуть эти ворота в мир. И художественное образование в процессе обучения в школе вносит свою немалую лепту.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.