Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ



Опыт вальдорфской школы

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

ISBN 966-8838-04-1

 

 

2. Детский сад, младшая и средняя школа ........................................................... 36

2.1. Введение ................................................................................................................. 36

2.2. Живопись в детском саду .................................................................................... 38

2.3. Живопись в 1 классе ...............................................................................................42

2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50

2.5. Живопись в 3 классе .............................................................................................. 56

2.6. Живопись в 4 классе .............................................................................................. 65

2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78

2.8. Живопись в 6 классе .............................................................................................. 88

2.9. Живопись в 7 классе ............................................................................................ 101

2.10. Живопись в 8 классе .......................................................................................... 104

2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах ........................................................ 109

2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах ............................................................ 114

 

 

ГЛАВА 2.

ДЕТСКИЙ САД, МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа преподавания подобна волнам на море. Обоснова­ния, основополагающие мысли и работа с человеческой природой проникает глубоко вплоть до физического и подобна ветру, вызы­вающему волнение моря. И отражение этих потоков имеет место в программе. Вот почему ее описание - рискованное предприятие, всегда включающее определенную меру ограничения из-за того, что в действительности движение узнаваемо, но его невозможно зафиксировать. Учебный план быстро изменяется, превращаясь, в конце концов, во что-то подобное следующему: «Вот то, что Вы должны делать». И, совершенно определенно, этого мы пытаемся избежать любой ценой. Цель дальнейшего описания - обеспечить вас как можно большим количеством маяков, которые поведут в правильном направлении при должном понимании природы че­ловека и фаз развития ребенка. Вот почему для педагога, работа­ющего с детьми в области живописи, недостаточно просто извле­кать различные темы из учебного плана и трансформировать их в задания для живописи. Учителю необходимо понимать прин­цип преподавания, основанный на возрастных особенностях. Его внутренний взгляд на цвета, возникающий из его собственного опыта, является важным для каждого урока так же, как и его собственное восприятие живописи как искусства.

Для педагога, работающего с детьми до 7-ми лет, период их развития определяет, что живопись рассматривается как игра и де­ятельность из подражания, без сосредоточения на содержании. Это возникает из истории, рассказанной воспитателем детского сада.

Через всю младшую школу проходит естественное развитие от переживания каждого цвета до поиска образа, посредством которого цвет может выразить себя. После того, как в 9 классе чер­но-белым рисованием прерывается работа с цветами, на более глу­боком уровне оба потока созидательного процесса выходят на новую ступень: цвет может себя выразить через образ, цвет и образ соединяются для самовыражения.

Основа для педагогической работы в этом направлении ле­жит не только в четком и обоснованном учебном плане, но также в мастерстве самого учителя. Для этих целей, так сказать, руку помощи подают учителю базовые упражнения для учителей, в ко­торых можно приобрести важный для занятий искусством опыт, творчески перерабатывая примеры и указания, прилагаемые к учебному плану. Это позволяет учителю пройти все, что связано с предметом до того, как он сделает это с детьми в классе. Но так как учебный план строго не фиксирован, он раскрывает индиви­дуальность учителя в работе с классом.

На начальном уровне (классы 1-8 включительно), естествен­но, не каждый учитель - художник. От учителя и не требуется обладать талантом живописца так же, как и не требуется быть ге­ниальным скульптором или музыкантом. И все же, на начальном уровне обучения уроки живописи предпочтительно должны вес­тись классным учителем, и чем больше энергии он вкладывает в свое собственное развитие, тем больший педагогический эффект это имеет. В средних классах приходит учитель-предметник. Тог­да в педагогическом процессе могут возникнуть относительные сложности, так как учитель-предметник будет больше времени отдавать своему собственному развитию как художник. В разра­ботке этих базовых упражнений принималась во внимание воз­можность видоизменить упражнения в зависимости от индивиду­альных способностей каждого. Упражнения для учителя, препо­дающего в средней школе, особенным образом связаны с техни­ческой стороной, а также с соответствием тем заданий возрас­тным фазам развития подростков.

В конце концов, необходимо подчеркнуть, что урок живопи­си - не вырванное из педагогического процесса время, содержа­нием и ритмом он связан с другими предметами и остается час­тью ежедневной и еженедельной программы. И педагогическая ценность этой связи возникает только тогда, когда отношения учитель-ученик выстроены из доверия таким образом, что внутри этого спокойствия можно создать пространство для переживания тончайших нюансов жизни цвета и жизни искусства вообще.

Мы постарались избежать обилия ссылок на указания Штай-нера и известные источники. Библиография дает обширный спи­сок основной литературы для того, чтобы читатель смог получить отчетливые ответы на все возникшие вопросы.[6]

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.