Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖИВОПИСЬ В ДЕТСКОМ САДУ



Игра и подражание

В вальдорфском детском саду важнейшую роль играет эле­мент ритма дня, недели и года. «Свободная игра» в группе имеет свое четкое место утром каждого дня так же, как и сказка, пение и совместная трапеза. Все другие занятия, как правило, прово­дятся после «свободной игры». Каждый день имеет свой собствен­ный характер. Например, в понедельник будет рисование, во вторник - лепка и т.д. Всегда в один и тот же день каждую неде­лю. Все повторяется в определенном ритме. И это дает детям то, на что можно опереться. Они знают, где они находятся, имея хо­рошо простроенные, ежедневно и еженедельно чередующиеся концентрацию и расслабление.

Таким же образом входит и живопись в еженедельный ритм. Дети дошкольного возраста имеют естественную потребность вы­разить себя, заполнить себя цветом. Они наслаждаются, делая цвета светлее или темнее. Дети удивлены, когда цвета выпрыги­вают на бумагу. Предметы, окружающие их, имеют фиксирован­ный цвет, однако на бумаге цвета движутся свободно, появляясь и исчезая. Таким образом, живопись - интенсивное переживание и ключ к инстинктивному пониманию того, как цвета возникают и изменяются.

Подражание взрослому у ребенка дошкольного возраста ле­жит в основе педагогического принципа в преподавании живопи­си в детском саду. Ребенок следует за рисующей «тетей». Дети ес­тественным образом подражают рисункам «тети» потому, что ис­пытывают к ней симпатию. После утренних приготовлений, она сразу же начинает рисовать в то время, пока дети заходят в груп­пу. Даже тогда, когда они снимают свою одежду, они видят, что их воспитатель занят работой. Здороваясь, она продолжает рисо­вать как можно дольше. В конце концов, дети останавливаются и начинают рассматривать ее работу. Они видят движение так, как оно происходит: раздача красок, баночек с водой, кисточек и бумаги, внимание, которое учитель уделяет цвету, и как на бума­ге возникают новые цвета или вдруг просто так исчезают. Все это имеет волшебное свойство, так похоже на сказку...

Это стимулирует потребность ребенка рисовать. «Я бы хотел порисовать!» - «И я!». Воспитатель прерывает свою работу, и вместе они все подготавливают. Так из подражания воспитателю начинается работа. Очень важно оставить детям выбор: присоеди­ниться ли к рисованию, или стоять и смотреть. Ведь вся деятель­ность, связанная с цветами, требует «силы», которая по-настоя­щему высвобождается только после 7-ми лет6. Душе маленького ребенка иногда не хватает пространства, чтобы принять цвета, ко­торые из-за их различных свойств могут вызвать напряжение, от­вергаемое ребенком. Для некоторых детей достаточно просто наб­людения за игрой цвета.

В детском саду мы не говорим об «уроках» живописи. Сущес­твует много других видов деятельности, в которых дошкольник подражает работе и игре воспитателя, его жестам и пению. Дети также могут помогать в подготовке: смешивание и размешивание красок, наполнение стаканчиков водой, расстановка стульчиков и столов и т.д. Особенно более взрослые дети вскоре научаются то­му, как все должно быть подготовлено для живописи. Воспита­тель всегда подает пример.

Возможно также пригласить художника, дабы создавать настроение живописи у детей точно так же, как мастер по ремон­ту велосипедов, кузнец, или пекарь может работать в группе во время эпохи мастеров. Дети будут подражать всем действиям, приготовлениям и приемам работы живописца с большим инте­ресом. Они будут наблюдать преданность своему делу и энтузи­азм художника. «Да, я хочу быть художником точно так же как он, когда я вырасту», - говорит воспитателю один из детей.

Если ряд детей не проявляет интереса к живописи (и час­то не следует за примером в других занятиях), воспитателю стоит подумать о небольшой истории, пытаясь таким образом побудить этих детей присоединиться к другим. Содержание ис­тории может быть непосредственно связано со всем, что вовле кается в живопись. Конечно, наиболее важным фактом явля­ется то, что дети в этом возрасте уже имеют способность занять себя рисованием.[7]

То, что дети рисуют в детском саду, должно оставаться отк­рытым. Три чистых цвета: желтый, красный и синий - в их рас­поряжении. (См. также первое и второе базовые упражнения для учителей.) Наставления не даются. Цветовая игра на бумаге и в стаканчиках с водой — это каждый раз маленькое приключение. Часто дети комментируют свои рисунки, необычайно волнуясь. После занятий они часто заталкивают своих родителей в группы, стремясь показать им, что вышло на рисунках. Они даже не пол­ностью высохли, но все же производят очень живое впечатление. Никогда не спрашивайте, что там нарисовано, если ребенок сам Вам не объясняет. Делание, переживание - наиболее важный ас­пект для ребенка дошкольного возраста.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.