Здавалка
Главная | Обратная связь

Базовое упражнение 86 для учителей



После того, как мы открыли большую разницу между расти­тельным зеленым и зеленым (синий + желтый), мы можем зна­чительно варьировать количество упражнений, связанных с уро­ками ботаники.

Рисуя растение, мы можем покрывать весь листок легким слоем карминового красного, теплого цвета, основы жизни (упо­минавшегося Штайнером в связи с эпохой Сатурна, одной из пре­дыдущих стадий развития Земли). После этого тонкого слоя крас­ного желтый цвет следует после синего, образовывая зеленый. Мы связываем элемент воздуха/света с элементами земли и воды. В этом первом упражнении лежащий в основе красный имеет эф­фект уравновешивания. В следующих нескольких упражнениях мы можем, если можно так выразиться, поставить акценты на карминовом красном. Например, делая верхнюю половину рисун­ка более насыщенной этим цветом, мы постепенно создаем отте­нок тепла такого времени года, в котором воздух теплее, чем зем­ля. Подобным образом мы можем более интенсивный красный расположить посередине или в нижней части листа бумаги. В первом случае растительный зеленый будет иметь более теплый оттенок и большее количество коричнево-зеленого цвета. Когда красного больше в области земли/воды, земля светится и появля­ются новые цветовые комбинации. Тогда мы можем представить осень или вечер. Такое смещение акцента меняет настроение. Здесь мы можем размышлять о разных типах почвы и ландшаф­тов и о диапазоне их цвета.

Вышеупомянутые упражнения связываются с перемещением желтого и синего. После того как мы нанесли красный, сверху мы можем начинать рисовать синим, а желтым - снизу, и тогда мы создаем совершенно другой образ, нежели тот, что возникает, когда зеленый происходит из синего сверху и желтого снизу. Сле­довательно, это базовое упражнение, имеет 6 разных вариантов. Оно позволяет нам открыть много новых цветовых возможностей.

Эти цветовые упражнения могут быть хорошим началом для эпохи ботаники, потому что в этот момент еще не важно, какой вид растения мы рисуем, исходя из зеленого. Растение и его ок­ружение - единое целое. Из красного, желтого и синего вновь и вновь создается новый мир, в зависимости от того, какова интен­сивность цвета и где мы его помещаем. Знанию о видах растений и составляющих их частей предшествует развитие чувства единс­тва природы.

Следовательно, эпоху ботаники мы можем прекрасно соеди­нить с цветовыми упражнениями, выполненными восковыми мелками или мелками на доске.

Штайнер в своей лекции о сияющих цветах и цветах харак­тера говорит: «Таким образом, если вр.1 рисуем ландшафты с рас­тениями и деревьями и хотим, чтобы они производили настоящее природное впечатление, нам нужно делать зеленый, а также и другие цвета несколько темнее, чем в самом растении. Зеленые пространства нужно изображать чуть более темными, чем они су­ществуют в природе. И когда таким образом мы зафиксировали цвет с его образным характером, придавая ему более глубокий от­тенок, мы должны прибавить ко всему определенное настроение, какой-то светло-желтый нюанс. Нам надо покрыть весь рисунок светло-желтым светом. И только после этого растение будет выг­лядеть должным образом. Сияющее нужно рисовать поверх об­разно-характерного»[15].

В реальности мы не можем сделать этот последний шаг с детьми, так как они пока не пользуются техникой лессировки, а рисуют «мокрым по мокрому», где это не так важно. Поскольку рисунок остается мокрым в течение всего процесса рисования, живое «сияние» достаточно выражено, и зеленый приближается к настоящему растительному зеленому. Такие термины как «схо­жесть» и «отражение» не используются в работе с детьми. (См. Главу 6.1, в разделе «Сущность цветов»).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.