На пути к точному наблюдению
Характерная черта учебного плана 6 класса - наличие физики. Выбираются простые темы из областей знаний о свете, звуке, тепле, магнетизме и электричестве. Эти темы пробуждают интеллектуальные способности детей не передачей абстрактных знаний, а путем открытия законов и формулировки их на основе ряда экспериментов. С точки зрения педагогического подхода используется следующий метод. Класс наблюдает и делает ряд экспериментов. В течение эксперимента никто не разговаривает. Смотреть и наблюдать: глаза и уши, все чувства открываются ко всему, что происходит в классе. После того, как все используемое в эксперименте отложено в сторону, учитель обсуждает с классом то, что они только что наблюдали. Все суждения должны быть остановлены. Дайте говорить детям лишь то, что они только что видели, а не то, что они думают, будто видели! На следующий день возвращаются к наблюдениям, вызывая их из памяти, и все вместе делают выводы. Наблюдения и заключительные выводы записываются в эпохальную тетрадь, и эксперимент как можно точнее зарисовывается. Каждый день - небольшое упражнение в наблюдении, на запоминание, разумное исследование и записывание. Дети получают удовольствие от причинно-следственных связей и появляющейся логики. Кстати сказать, это лишь начало длительного процесса. Одно дело - записывать и изучать абстракции, а совсем другое - непосредственно иметь с этим дело. Дети действительно начинают связывать себя с другими феноменами и искать пути их применения в своем мире. Этот процесс вызывает пробуждение. Для ребенка становится более определенным то, что он видит, что он думает и как он делает выводы. Он учится строить собственные суждения. Суждения, в значительной степени навязанные извне, в этом возрасте могут создать воображаемый мир, который станет причиной отчуждения от окружающего мира. Выстроить мост в мир, по-новому опираясь на собственное развитие, очень важно в возрасте 12-ти лет. Эксперименты со светом и тьмой хорошо связываются с уроками живописи. После того, как дети достаточно привыкли к цветам, они будут удивлены, что цвета и их комбинации возникают на основе экспериментов. Свет затемняется, например, слоем кальки. Создаются светло-желтый, желтый, оранжево-желтый и даже красный цвета. Возникает удивление: «Калька была белой, не так ли?». Дети смотрят на черный кусок картона и сосуд с чистой водой, который стоит перед ним. На воду со стороны направлен сильный луч света. Затем добавьте в воду небольшое количество сливок, размешайте, и на черной доске появится голубоватое сияние. Первое свечение в темноте становится синим. В учениках вызываются комплементарные цвета. Они смотрят сквозь призмы и с энтузиазмом открывают удивительные цвета возле окон и ламп. Правильно выстроенный ряд экспериментов ведет детей вдоль всего цветового круга и, в конечном счете, к цветным теням. «Я их вижу, так значит, тень определенно не должна быть черной, но как же это возможно?» Эти эксперименты объясняются далее в главе 6. Тщательное описание эпохи физики в 6 классе показывает, как дети начинают иначе смотреть на цвета. Они становятся более сознательными, более критичными и больше понимают взаимоотношения цветов. С этого момента каждое упражнение в живописи (его простота не имеет значения) вновь становится настолько интересным, будто они делают его впервые. Это новое приключение, которое, как когда-то у первоклассника, пробуждает чувства. Учебный план 6, 7 и 8 классов выстроен соответственно этому главному мотиву.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|