Цветы, деревья, ландшафты
Мы вновь подхватываем нить эпохи ботаники, начавшейся в 5 классе. На уроках живописи этап за этапом мы можем следовать за процессами, которые происходят в природе. В следующей группе упражнений увеличивается степень их сложности, что дает возможность делать эти упражнения как в шестом-седьмом, так и в восьмом классе. Многое зависит от возможностей рассматриваемого класса. Начинаем с того, что закрашиваем весь лист бумаги светло-карминовым цветом. Весь растительный мир наполнен эфирным элементом, теплом. Теперь для начала мы используем цветочный цвет, тесно связанный с цветом фона, так как следует за ним в цветовом круге. От этого упражнение будет сложнее. Мы будем рисовать розу. На мягком красном цвете мы рисуем 2-4 красные области. Именно здесь со временем будут цветы. Теперь вокруг этого сверху вниз мы нарисуем желтым и снизу вверх — синим. Мы получили растительный зеленый. Впоследствии цветы будут прорабатываться именно в этих небольших областях. После большими широкими областями мы рисуем фон. В общем, цвета могут становиться светлее по мере продвижения вверх. Это даст нам красно-зеленый тон. Даже слегка прорисованные стебли излишни. «Просто гляньте на букет цветов или розовый куст, вы их видите?» Цветы растут между зеленым. Каждый цветок имеет свой собственный «характер». «Здесь только появились бутоны, а этот цветок уже полностью раскрылся». Эти различия важны в заданиях на уроке живописи. Иначе рисунок быстро упростится к одинаковым красным шарам на зеленом фоне. Дальнейшее усиление красного также будет необходимо, чтобы сделать зеленый цвет глубже. Дети весьма индивидуально могут развивать это задание. Следующее упражнение - рисование желтых цветов: нарциссов или подсолнухов. Формы цветов могут быть подготовлены детьми на уроке рисования: вид цветка спереди, со стороны, полуоткрытым и совсем увядшим. Способ рисования остается тот же: цвет фона — светло красный, размещение и рисование цветочного цвета, создание растительного зеленого и дальнейшая проработка цветка и его окружения. От небольшого количества синего и оранжевого произойдет коричневая сердцевина подсолнуха. Так можно создать картины синих колокольчиков, пурпурной пастушьей сумки, оранжевых лилий. И просто восхитителен момент, когда мы подходим к рисованию белых цветов. И здесь мы может начать рисование со светло-красного фона. Поверьте, что, рисуя белым, есть возможность того, что дети используют немного каждого цвета. В интенсивно нарисованном фоне эти штрихи имеют эффект белого цвета. Белые лилии в зеленых или в глубоких сине-зеленых оттенках становятся водяными лилиями с огромными плывущими листьями. Замечательно видеть, как дети переживают это. «Рисовать белым, не имея белой краски, возможно!» Как основополагающую информацию, учитель может изучить руководства Рудольфа Штайнера о белом цвете, как цвете образа, и работу Фрица Вайтмана, который дает практические объяснения этим советам[16]. Растения и цветы - обворожительны. Ярко окрашенные цветы тропических климатических зон соединяют нас с уроками географии. Можно взять такую тему в старших классах, как «цветы и бабочки». Цветок подобен бабочке, привязанной к земле, а бабочка - это цветок, оторванный от земли. Эту прекрасную связь суммировал Штайнер[17]. Обновленные и захватывающие исследования цветов в 6 классе вы сможете найти в базовом упражнении 7 для учителей. С учениками этого возраста это упражнение можно рисовать во всех его вариациях. Рисуя ландшафты в 6 классе, мы можем включить, например, и местные погодные условия. Угрожающие индиго-черные облака над бурным морем, гром и молния, разные виды облаков связываются с изучением неба в разное время и в различных ландшафтах. Все это по очереди можно связывать с природой в разное время года. Мистические, таинственные настроения могут быть созданы при помощи упражнения, описанного в разделе о 4 классе (базовое упражнение 7а для учителей). Светло-красный в расположении первичных цветов частично остается без усиления, подходя к смешанным цветам, и земной цвет, поглощая красный, создает коричнево-серый оттенок: короткое время красного вечера после туманного дождливого дня. Возможны многие варианты. Дети могут работать над темой такого рисунка и переходить к другой как можно свободней вплоть до старшей школы. Начиная с 6 класса можно рассматривать с детьми многие виды деревьев. Заданием для рисования может быть, например, мотив дуба с характерными ему формами ветвей. Какое основное настроение/цвет мы выберем для дуба? Роль играет его мощный, настойчивый элемент. Желтый и синий поверх теплых оттенков становятся кроной дерева. Нарисуйте ствол и насколько ветвей красной киноварью. Фон вокруг дерева должен быть, скорее всего, темнее, чтобы акцентировать силу. Внизу букового дерева едва ли что-нибудь будет расти. В рисунке преобладают синие и пурпурные оттенки. А вот бледная серебристая береза, живая, солнечная, светлая. Внимательно рассматривая настроение белого ствола, обнаруживаем в нем нежный характер этого дерева. Затем у нас плачущая ива на берегу отражается в воде, волнуя поверхность своими длинными ветвями. Многообразны настроения природы. Каждый ученик имеет свое собственное предпочтение или ассоциирует себя с одним из деревьев. Если ученики склонны слишком придерживаться определенного настроения в старших классах, что приводит к тому, что рисунки выходят довольно скудными по отношению к цвету и форме, следующее упражнение сможет вернуть полноту цвета. «Каждый сейчас задумывает цвет. Положите этот цвет в центре вашего листа. Какие два цвета находятся рядом с этим цветом в цветовом кругу? Держите их в памяти. Выберите один из этих двух цветов. Нарисуйте этим цветом сверху справа и слева на вашем листе. Теперь нарисуйте другие цвета, уходящие вниз на вашем листе в том порядке, в котором они находятся в цветовом круге. Внизу в центре листа цвета соединяются. Теперь мы накладываем цвет, которого не хватает для того, чтобы замкнуть цветовой круг, и тот, который мы запомнили в начале упражнения, на оставшейся части в центре. Теперь слева и справа вы увидите два цветовых круга, которые являются зеркальными отражениями друг друга. Поскольку вы начали разными цветами, у многих получились совершенно разные работы. Теперь второй этап. Мы рисуем прусским синим извне и оставляем место для земли, ствола и кроны дерева. Мы накладываем синий так, чтобы мы могли видеть, как цвет меняет все лежащие в основе цвета. Какая разновидность дерева сейчас появилась?» Определенный вид в определенное время года. Развивайте это упражнение далее с другими цветами. У нас большое разнообразие работ учеников: зеленые весенние деревья на темном фоне поля, усеянного желтыми цветами, или осеннее оранжевое дерево с желтоватым светом, сияющим сквозь чернильный прусский синий. Все это появляется из одного цветового упражнения. Сначала делание, затем формирование (оставляя пространства открытыми), затем наблюдение («Эй, да это же...») и затем проработка. Это может внести живую струю в работу учеников 6-7 класса, если начинать с другого цвета наверху в следующий раз, создавая при этом совершенно другое настроение («Все-таки, сколько здесь возможностей?»). Деревья можно рисовать различными способами. Развитие рисунка у каждого ученика разное. Если мы соединим эти четыре способа работы с четырьмя временами года, это может выглядеть следующим образом.
Весеннее дерево Весь лист бумаги покрывается небольшими цветовыми областями разных светлых оттенков. Светло-красные, желтые и синие области выглядят так, будто кто-то поймал цветущие лепестки, сорванные ветром и летавшие в воздухе, и поместил на лист бумаги. Теперь мы рисуем синим элемент воздуха и оставляем открытое пространство для кроны, ствола и земли. Мы продолжаем работать снаружи внутрь, оставив открытой форму, давая ей шанс появиться самой. Мы должны внимательно следить за пропорциями кроны и ствола. Обычно ствол делается слишком большим и слишком толстым по отношению к кроне. Впоследствии светлые оттенки кроны покрываются мягким красным цветом для того, чтобы создать единое целое. Теперь ствол может быть затемнен, а земля снизу и рядом с деревом после этого должна соответствовать общему целому. Ученики могут сами сделать свой выбор, сохраняя в памяти весенние настроения.
Летнее дерево Это дерево может быть нарисовано, исходя из процессов, происходящих в природе. Мы начинаем с тепла. Пусть мягкий карминовый красный расстилается по всему листу. Потом приходит свет: сквозь красный сияет желтый. Синим мы прорабатываем земной элемент внизу. Он растет и движется вверх к стволу и кроне. Сам по себе появляется зеленый. Окружающее пространство вокруг кроны теперь можно усилить желтым. Это подействует так, что зеленый цвет кроны не будет настолько контрастен по отношению к окружающему ее пространству, не будет силуэта дерева и появится (двухмерная) цветовая перспектива, а не (трехмерная) светотень. Дальнейшую проработку изображения ствола и земли теперь можно предоставить детям.
Осеннее дерево Построение его подобно описанному выше в упражнении с цветовым кругом и пропущенным цветом. Располагаем круг так, чтобы оранжевый находился в центре. Теперь мы оставляем для дерева свободное пространство в комплементарном оранжевому синем. Благодаря иному цвету фона синему придается живой характер. Сквозь темный фон крона сияет, как осенью. Ствол и землю можно нарисовать в осеннем многоцветном настроении на основе уже имеющихся желтых и зеленых оттенков.
Зимнее дерево Можем мы попытаться нарисовать белый цвет? Небольшие области светло-красного, желтого и синего нарисуйте рядом, одну поверх другой. Так они нейтрализуют односторонность друг друга. Создается серо-белое настроение. Теперь на этом основании мы рисуем прусским синим голое дерево. Найдите характерные позиции ствола и ветвей. Четыре — пять хорошо проработанных ветвей лучше, нежели много несформированных. Синий, нарисованный поверх красной киновари, дает дереву оттенок индиго. Таким же цветом, как и дерево, можно прорисовать по желанию и низ рисунка. Желтый может усилить зимнее настроение, а красно-оранжевый - намекнуть на рассвет или закат. Если мы положим по порядку четыре работы, то обнаружим, что весеннее дерево изначально возникает из пространства, обладающего разнообразием мягких земных цветов; летнее дерево медленно погружается в процессы тепла и света, созданные синим; осеннее дерево создано двойным цветовым кругом и зимнее дерево нарисовано «графически». Описанное выше не соединяется с рассмотрением времен года в течение курса живописи: т.е. летнее и осеннее деревья могут возникнуть из самого процесса, а нежное зелено-желтое весеннее дерево можно создать из цветового круга. Ученики 6-8 классов могут делать путем таких упражнений календари, в которых каждое время года представлено своим собственным цветовым настроением. «Оставлять открытое пространство» «Оставлять открытое пространство» означает не делая что-то, нечто создавать. Чтобы владеть этим приемом, необходимо общее видение и предвидение. Формы появляются постепенно, выступая в процессе исследования. Пока еще невидимые формы создаются цветом. Это задание имеет ту степень сложности, которую мы можем требовать от учеников начиная лишь только с 6-го класса. На этом пути нужно обладать способностью видеть нечто внутренним образом. Умение «оставить открытое пространство» в определенной мере тесно связано с высвобождением астрального тела. Таким образом, исходя из наблюдения, при дистанцировании, у ученика в ходе творческого процесса появляется возможность оставить свободное место, которое заполнится позже. Чтобы пройти через эту работу, скажем, в 3-4 классах, ученику нужно сделать то, что превосходит его возрастные возможности. Что может проявиться при этом? Закрашиваем весь лист мягкими оттенками и оставляем пустое место, окруженное цветами потемнее. Первое, о чем подумают ученики - это лебедь. «У фламинго - такой изумительный розовый цвет». «Здесь может быть и белый медведь тоже», - брюзжат другие. «Почему снова эти нежные цвета!? Я хочу что-то более насыщенное!» «Сегодня вы все можете рисовать светлые цветные области одну рядом с другой», - говорит учитель. «Что здесь будет?» «Подожди и увидишь». Класс видит совокупность многоцветия. «Теперь мы берем мощный прусский синий и оставляем пустое место для ...попугая». В классе возбуждение. И эти веселые красочные друзья выходят навстречу с широкого листа большого размера так, будто они сидят на ветках тропического дерева, обвитого лианами. «Подумайте в течение этой недели, что еще можно сделать? И лучшее мы нарисуем вместе в следующий раз».
Индиго В 6 классе возникает потребность в точности и, связанная с этим, потребность в перспективе. Обеим этим сферам уделяется внимание в рисовании. Способ, при котором мы «оставляем свободное место» в живописи, может удовлетворить потребность некоторых учеников создавать четкие формы. Насыщенные и интенсивные цвета, усиленный контраст между светом и тенью или объемный эффект можно достичь в работе с индиго. Не только история краски, которая создает такой цвет, но и его представление через упражнения в живописи (индиго прибавляют седьмым цветом к другим шести), откроют совершенно новый спектр возможностей. После нового импульса чистой «лессировки», которая сохраняет свет, индиго дает эффект формирования, приносящий тени и затемнение. Это как раз то, чего ищут ученики 6, 7 и 8 классов. Учитель создает последовательность упражнений, в которой шаг за шагом представляет новый материал. Детская сила воображения может оставаться активной в живописи и получить новый толчок при помощи индиго. Цвет индиго можно создать, смешивая красную киноварь и синий прусский.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|