Здавалка
Главная | Обратная связь

Производственные занятия и культурные ландшафты



В 8 классе преподавание живописи сокращается, потому что (по педагогическим причинам) в следующем классе совсем мало или вообще не работают с цветом. Это тесно связано со множес­твом изменений, которые происходят в жизни учеников на этой ступени развития. В течение этих лет эмоциональная, многокра­сочная внутренняя жизнь бьет ключом. Говорят, что период 13-14 лет может служить примером периода, в котором ребенок сле­дует за учителем и мог бы принять его власть: сейчас же, на этой новой ступени, ученик находится на пути к более свободным от­ношениям с учителем. Эта фаза часто характеризуется словами Штайнера: «Каждому следует выбрать своих собственных героев, которых он встречает на своем пути к вершине Олимпа». В препубертате способ познания ученика радикально изменяется. Сильные эмоции раскачивают туда - обратно; все должно быть другим. От того, во что они одеваются, до оформления комнаты - детские «цвета» больше не имеют власти. Это душевное состо­яние вызвано также и физическими изменениями в теле.

Индивидуальная душевная жизнь, таким образом, начинает соединяться более глубоко с физическим телом подростка. Это вызывает более сильное переживание собственной личности, са­мосознания: в этом возрасте часто возникает чувство одиночества. Это выражается такими словами: «Никто не понимает меня!»

Чтобы приспособиться к изменениям, происходящим у вось­миклассника, некоторые упражнения с цветом можно повторить, повысив требования к уровню работы, включая обращение с обо­рудованием и технику исполнения. Работа в большом масштабе может быть чем-то новым. Упражнения, в которых более темные оттенки создаются из густо наложенных первичных и вторичных цветов, сейчас особенно кстати.

Снова и снова оказывается, что не все ученики приносят с со­бой свои умения как естественный багаж из 6-7 классов. Многим из них снова нужно корпеть, например, над тем, чтобы не рисо­вать по слишком мокрому или сухому. Их внутренние изменения отражаются в их способе живописания. Иногда они вынуждены возобновлять исследования своих возможностей. Также примеча­тельно то, что из-за этого очень велики индивидуальные разли­чия. Этот аспект проявляется и в живописи: кричащие цвета, темные и резкие рядом с мягкими, очень нежно нарисованными оттенками. Иногда побуждение рисовать, очерчивать пространс­тво становится сильнее для некоторых учеников. Велика потреб­ность в акцентуации. Вот почему учитель снова вынужден указы­вать на то, как такого же результата можно достигнуть живопис­ными средствами: работая цветовыми плоскостями, исходя из двумерного. Несмотря на то, что ученики работают с этими жи­вописными техниками и материалами уже восемь лет, мы отме­чаем, что работа над заданиями выполняется путем волевого уп­ражнения в концентрации. В этом возрасте кувшины с водой сно­ва легко опрокидываются. Новый и часто бурно протекающий этап физического развития, несомненно, является весьма важ­ным моментом в их жизни. Для учителя важно вести занятия с энтузиазмом. Некоторые ученики склонны выбирать легкую тро­пинку и говорить: «Я думаю, к этому времени мы уже пресытились этим». Однако, после первых мазков кистью оказывается, что верно обратное. Как только они начали, они снова вовлечены.

Ученики в этом периоде больше, чем в предыдущие годы, об­ращают внимание на работы своих товарищей. Некоторые рабо­ты в действительности вызывают проявления бурного восторга в конце урока. «Как же тебе удалось сделать это?»

Если лессировка и работа с индиго были охвачены в 6-7 клас­сах, то в этом классе можем делать акцент на темы, которые яв­ляются сложными и которые также интересны с точки зрения живописи. Например, география предлагает такие темы. Иссле­дование народов и культур может быть отражено в рисовании ландшафта и климата, где акцент делается теперь на людях: конструкция дома, силуэт города, одежда, язык и т.д. Все эти те­мы требуют чувства цвета при изображении соответствующего ок­ружения и последующей детализации. Ученикам нравится сосре­дотачиваться на задании, находящемся под рукой. Вот почему важно постоянно связывать задание с предметным тематическим материалом.

Таким образом, в 8 классе мы можем создать замечательные серии картин вокруг темы «Индустриальная революция»: парово­зы, железнодорожные мосты, сталелитейные заводы, ландшафт фабрики, рабочие на фабриках, плавка металла, шахты и прочее. Естественно, всем этим проектам должно предшествовать образ­ное и технически точное описание. Затем ученик может создать свой собственный образ совершенно самостоятельно, в этом про­цессе не следует забывать, что наряду с наличием интенсивных цветовых пространств, живопись способна передавать взаимо­действие света и тьмы, что играет определяющую роль. 9-е и 10-е базовые упражнения для учителей могут стать основой для рабо­ты с этой темой. Учитель постоянно исследует основные цвета и формы. Остается важным направить учеников к наилучшему спо­собу раскрытия определенной темы, иначе живопись заканчива­ется слишком быстро и переходит в категории иллюстрации, ко­торая искушает учеников работать больше с линиями, чем в об­ласти цвета. «Мы хотим сделать нашей привычкой пользоваться цветовой, а не линейной перспективой, чувством пространства, чувством того, что далеко и что близко, не через линейную перспективу, которая всегда хочет чудесным образом создать пласти­ческие формы в пространстве посредством обмана, но через сам цвет, который уступает или приближается»[18].

Ученики могут попытаться исследовать, каким образом воз­можно создать цветовой контраст максимальной силы в их рабо­те. Путь от светлого сияющего желтого до глубокого темного пур­пурно-коричневого и синего, почти черного. Пар, дым и сажа от­лично подходит для таких тем. Нам нужно вдохновиться работой Тернера. Между светом и тьмой, от вихрящихся движений цвета создается образ, например, пароход на воде в лучах заходящего солнца. Позже задания можно проработать углем. Отработка тем другими способами и техниками будет охвачена в следующих классах.

Если класс знаком с техникой лессировки, темы, упомянутые выше, могут быть изображены в этой технике. Если это не так, лучше начать с более простых заданий. На уроках рисования и живописи в 8 классе (обычно спаренный урок в определенный пе­риод) важно, чтобы живопись по мокрому и техника лессировки чередовались с работой карандашом и углем. На этом пути учи­тель может привести к соответствию устремления учеников и раз­личные виды художественной деятельности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.