Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧЕРНО-БЕЛОЕ РИСОВАНИЕ В 6, 7, 8 КЛАССАХ



Учение о свете в 6 классе как часть эпохи физики должно по­мочь создать образные рисунки, в основе которых лежит наблю­дение света и тени. Начать можно с нескольких упражнений по исследованию техники и материала. Предпочтительнее взять уголь, так как он дает много оттенков, от светло-серого до очень темного. На первые несколько уроков уголь можно изготовить са­мим. Уголь изготавливается выпариванием путем нагревания из древесины влажности и летучих химических веществ. Искусство пережигания угля состоит в том, чтобы точно воспроизвести пра­вильную температуру, при которой горит сено и ивовые прутья, чтобы превратить толстые и тонике кусочки дерева в уголь, а не в пепел. Правильное приготовление угля требует опыта. Пережи­гание угля - само по себе искусство.

Прежде всего, в кругу диаметром 6-8 метров помещается в землю столб. Вокруг него располагают деревянные стволы, толстым (нижним) концом вверх. Далее круг наполняется бревнами (изнутри к наружной стороне), теперь угольщик выбирает более короткую древесину. Это придает угольной куче форму арочного купола. Потом осторожно выстроенную конструкцию из дров нужно правильно укрыть землей и травой. Чтобы предотвратить разрушение угольной кучи и, таким образом, не дать углю сго­реть, угольщик сначала осторожно покрывает кучу маленькими щепками и поверх этого он кладет дерн и древесную золу. Что­бы было достаточно воздуха для горения и легче выделялся дым, кусочком дерева делают дыры в слое земли, диаметром с челове­ческую руку каждая.

Огонь зажигается наверху, где из кучи торчит столб. Ивовые прутья - вокруг него. Угольщик постоянно должен делать новые отверстия, чтобы поддержать огонь. При этом другие дыры ему приходится закрывать. Так как превращение древесины в уголь идет параллельно с процессом усыхания, угольщик с помощью лестницы влезает на кучу и утаптывает ее ногами так, чтобы уголь отделялся и обваливался. Через неделю древесина превра­щается в уголь. Затем все дыры закрываются, и огонь уходит. Все, что остается сделать, это раскопать кучу и рассортировать го­товый уголь.

Превращение белого листа в серый с помощью воздействия угольного бруска — это первое задание. Ученики могут сделать это свободно. Уголь нужно держать так, чтобы работать плоской сто­роной, с тем, чтобы создавались ровные поверхности.

Время от времени поворачивайте его вокруг оси. Оба этих со­вета помогают работе с окрашиванием листа бумаги плоскостя­ми. В этом отношении работа с углем напрямую вытекает из жи­вописи в начальной школе. Ученикам довольно трудно начинать с этого. Некоторые склонны к тому, что зарисовывают лист боль­шими штрихами. Полосатые пространства создают слишком тес­ные рамки для дальнейшего развития изображения. Осторожное «движение», позволяя плоскостям «расти», создает больше отк­рытых возможностей. В конечном счете, пространство останав­ливается. Оно находит покой. Умения, которые нужно разви­вать, главным образом находятся в исследовании качеств серо-черного поля.

На сотворенном серебристо-сером листе нужно сделать нес­колько утемненных мест: темнота в тумане, без каких-либо опре­деленных границ. Это создается путем тонких переходов, посте­пенно и незаметно. Шаги 1 и 2 являются основными упражнени­ями для следующих заданий.

Если мы продолжим этот процесс и дальше, то ученики смогут создавать границы между светом и тьмой. Возникают как изогнутые границы, так и прямые, и ломаные во всевоз­можных вариациях. Как пространства с открытыми затемнен­ными краями, так и белые или серые, оставленные открыты­ми, области. Возможности возрастают ввиду разнообразия ре­зультатов, которые сейчас становятся видимыми в классе. Гра­ница - это разделение между более светлой и более темной об­ластью (или наоборот). Таким образом, мы говорим с ученика­ми о «границе» как о противоположном к перекрыванию одно­го другим различных тонов серого.

В пределах «граничащих» пространств свет и тьма могут вза­имодействовать и дальше. Это является причиной сотворения всех видов свободно парящих предметов (форм). Такие темы, как горы, равнины, вода и климат, деревья и т.п. можно разрабаты­вать из собственного воображения. Это позволяет ученикам раз­вивать концентрацию, равновесие, мышление и технические уме­ния. Некоторые смогут найти только лишь 2 или 3 оттенка серо­го между черным и белым. Другие же могут обнаружить целых 5 или 6. Это очень тесно связано с их способностью наблюдать и затем усваивать наблюдения.

Затемнение листа также можно производить следующим об­разом, когда в центре создается одна или более оставленных открытыми «светлых» областей. Кто-то легко склонен опреде­лять границу формы, двигаясь по ней, вокруг нее. Если следо­вать этому методу, светлое пространство создается не путем «ос­тавления открытого пространства», а путем полосообразных движений вдоль «оставленного открытого пространства», кото­рое имеет характер линии. В интересах учеников следует требо­вать в этой работе придерживаться определенного порядка. При обсуждении с учениками работы в классе упомянутое ранее быс­тро становится видимым.

Когда ученики чувствуют себя уверенно в начальных шагах, а это обычно приходит в конце 6 или начале 7 класса, мы можем предложить им новые возможности. Приобретенные умения ри­совать углем можно развивать и в дальнейшем через наблюдение.

Что такое «как можно более точное наблюдение объектов»? Оно достигается через ответ на вопрос «Что ты видишь?». Мы бе­рем, скажем, большой белый шар и помещаем его на белый лист бумаги с освещением на заднем плане. Дневной свет падает на конструкцию «Белый шар» сбоку. Теперь обсуждается общее преставление о наблюдаемом. Второй вопрос ведет не к описанию того, что лежит в представлении, а того, что действительно видно нам во взаимодействии света и тени. «Где свет? Где тень?» и «Где переходы? Между этими двумя крайностями отчетливые грани­цы?» Мы осведомляемся о различных качествах света и тени. Это заостряет наблюдательность, делает ее более подвижной, более яркой, и обучает учеников вносить ясность и четко формулиро­вать свои наблюдения, направлять внимание на нюансы. Учени­ки описывают светящуюся кривую, противопоставленную темно­му фону. Переходы справа налево, ведущие к самому темному участку тени, четко различимы на фоне светлого окружения. Та­ким образом, мы по-новому исследуем форму. Мы хотим поддер­жать тщательность наблюдения, не расспрашивая о содержании, а точно описывая наблюдаемое. Мы пытаемся как можно больше обходить общие представления. Ученики обнаруживают, что тень, как и свет, имеет качество формообразования.

Связь между объектом и окружающим его миром исследует­ся и видится по-новому. Чувства 13-14-летних притянуты к но­вой точке зрения, вниз, к земле.

Мы смотрим на конус, размещенный на светлом фоне. Тени создает источник света, помещенный под наклоном справа или слева. Ученики описывают то, что видят. На следующий день сначала вспоминается вчерашнее наблюдение, а потом рисуется это задание. Теперь ученики используют очень светлый серый как фон (шаг 1). Сейчас тень приходит с краев, оставляя свобод­ное пространство для конуса. Каждый ученик рисует тени на объекте (плоскостью), согласно собственным наблюдениям. Каж­дый наблюдает объект со своей точки. На втором уроке ученики проверяют свою работу, поместив рисунок снова перед классом. Упомянутое выше можно повторять со всеми видами других объектов: цилиндр, пирамида, шар, сфера и куб. «Можем ли мы теперь нарисовать тень, которую отбрасывает предмет?»

После того, как тень появилась на объекте, следующим ша­гом мы создаем отбрасываемую объектом тень. Здесь можно наб­людать и открыть довольно многое. Тень длинная или короткая? Отбрасывается вперед или назад? Круглая или заостренная? Ка­ковы соотношения между тенью объекта и пространством вокруг нее? Что темнее? А вот перед нами тень сферы и куба! Каким об­разом тень размещена позади объекта? Поднимается много вопро­сов, на которые можно ответить путем тщательного (собственно­го!) наблюдения, путем хождения вокруг объекта и наблюдения его с разных углов, отовсюду.

Что касается конца 7 - начала 8 класса, мы можем дать за­дание немного посложнее. Это задание также предоставляет мно­го возможностей для варьирования во время урока. В конце кон­цов, все эти упражнения можно проделать пошагово. Теперь тень объекта падает на боковую/заднюю стену, или на ступенчатую форму. Ученики могут также рисовать большее количество объектов с тенями, падающими на другие предметы: например, тень конуса на кубе. Коробку прямоугольной формы можно нари­совать открытой с различных сторон. Внутренняя сторона стано­вится видимой и ее также нужно включить в действие светотени. Перед тем, как ученики закончат свою работу, имеет смысл рас­смотреть ее с расстояния и обсудить ее. Так каждый ученик мо­жет оценить собственные успехи и решить, что еще нужно сде­лать; это - игра в причину и следствие, в наблюдательность, ис­пытание и проверку впоследствии.

Каждая вспышка света имеет свою причину. Наблюдение связано с мышлением через деятельность, являясь основой для развития рассудительности. Во время выполнения всех этих уп­ражнений ученики предлагают множество своих идей. Они стара­ются расширять дальше собственные границы, создавая все более и более трудные задачи для себя.

Таким образом, процесс творческой живописи из воображе­ния подвергается анализу. Если черный слишком устанавливает форму, то ученики должны обдумать выполненную ими последо­вательность действий. Если, напротив, все остается слишком мрачным и неопределенным, работа требует привнесения струк­туры и формы. Пространственное содержание рисунков значи­тельно: создается перспектива. Ученики вглядываются в прос­транство вокруг объектов. Рисуя, они ищут равновесие, гармо­нию между светом и тенью. Ученик 8 класса ощущает в прибли­жающейся темноте одиночество, но также переживает проблески света в процессе развития сознания» где начинает учиться искусс­тву задавать вопросы. Давая ученикам свободу в художественном, нужно протягивать им руку помощи, чтобы провести через такой неустойчивый период полового созревания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.