Здавалка
Главная | Обратная связь

Рисование деревьев и растений в настроениях. Впечатление и выражение



Мы видим, что на 16-17-м году жизни молодые люди создают огромное пространство вокруг себя, детские качества остаются в прошлом. Они отделяют себя от других более отчетливо, их собствен­ный эмоциональный мир более заметен, и возникает первая любовь.

В учебном плане вальдорфской школы в это время биология, включая ботанику, занимает центральное место. Сущность расте­ния показывает нам образ души, проявляющей себя в характерном жесте. Важны религиозные элементы, которые создают опору для молодой личности на этой ступени развития.

Эпоха «Парсифаля» в литературе не только отвечает на мно­гие вопросы, но и помогает такие существенные вопросы поста­вить, особенно вопросы о внутреннем мире, которые становятся теперь важными в художественном процессе. Штайнер дает при­мер изображения дерева в 11 классе. Он рекомендует способ жи­вописания: не брать зелень и листья как исходный пункт, но по­дойти к дереву, как будто оно окружено и насыщено светом, соз­дать образ из цветовых пространств. Подобные примеры у импрессионистов и экспрессионистов, которые, будучи так сильно связанными с внешним и внутренним «впечатлением» от природ­ного феномена, помогают определить «искусство», в котором цвет и пространство являются первыми и основными средствами в ра­боте художника. То, что было сделано в 5 классе в игровой фор­ме, повторяется, но с новым осознанием.

Мы делаем следующий шаг, рисуя одно и то же дерево при различных условиях освещения. Время года может варьировать­ся, погода - разнообразна. Сравнивая рисунки, мы начинаем по­нимать цвет и искать его связь с нашим внутренним существом. После первого рисунка освещенного дерева «по мокрому», мы де­лим большой натянутый лист на две или на четыре части, чтобы нарисовать два или четыре времени года. Можно обсудить с уче­никами цветовые оттенки. В остальном мы живем согласно идеи «живописания», предотвращая таким образом «изящное вырисо­вывание». Следует обратить внимание на присутствие красного в растительной зелени. Растительная зелень без красного остается холодной, она становится подобной минералу. Эта идея может дать возможность возникнуть нескольким рисункам «по мокро­му» различных (цветущих) растений, например, нарциссов, ма­ков, клевера, розы или различных видов деревьев. Учитель опи­сывает растение так, что появляется внутренний образ. Сравни­тельное описание и выражение образа, например, нарцисса, «воз­вещающего весну звуками трубы», можно обсуждать с классом один-два урока прежде, чем выполнить работу. Растение или цве­ток наблюдалось на предшествующем уроке. Работа с кармином, розовый фон, является наилучшей основой при создании расти­тельной зелени из желтого и голубого. После некоторой поддер­жки ученики применяют сверху светло-желтый (как указывает Штайнер в лекциях о цвете), и видят, как желтый, имея качес­тво объединения, помогает свету пронизать растение.

Помимо этих рисунков по мокрому, можно рисовать весенние или осенние цветы на натянутой бумаге. Это можно выполнять на большом формате. Кто-то может взять лилию и розу - особенный дуэт - и рисовать их вместе. В таком случае лилия - более весен­ний цветок со свежей сочной зеленью, а роза - темнее, с теплы­ми красными ростками.

Идея, что «каждый ученик рисует свое собственное растение», требует участия со стороны учителя, но длительная подготовка, ак­тивная работа ученика над своим изображением растения могут дать очень личные, глубоко пережитые результаты. Для 11-классника важно чувствовать определенную долю свободы, выражаю­щуюся и его в собственном темпе работы. Собственным интересам и опыту ученика уделяется достаточное внимание. Ряд работ лес­сировкой и по мокрому препятствует погружению в самодостаточ­ный зеленый. Большинство учеников не имеют больших проблем с техникой. Некоторые даже достигают уровня шедевра. Проник­новение более глубоко в работу импрессионистов и экспрессионис­тов (например, цветы у Нольде) и внутренняя позиция художника усиливают уверенность 11-классника в его работе. Задание «восход и закат» (всегда вдохновляющее) дает ученикам возможность сде­лать более глубоким цветовой контраст в их работах.

Учеников (иногда целую группу в классе), которые борются со значительной долей сомнения по отношению к своим собствен­ным способностям, нужно приободрить путем применения цвета живым образом, исходя из черно-белых работ таких художников, как Рембрандт, Сезанн, Ван Гог.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.