Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы докладов и рефератов



1. Логический парадокс и его роль в научном познании.

2. Правила ведения дискуссии.

3. Природа доказательного мышления.

4. Эпистемологическое значение апорий.

5. Софизмы и их роль в познавательной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое аргументация и какова её структура?

2. Чем аргументация отличается от доказательства?

3. Что такое демонстрация?

4. В чем состоит отличие опровержения от доказательства?

5. Какие приемы можно использовать в процессе аргументации?

Тема 9. Логика научного познания

Тематическое содержание

1. Понятие «научное знание» и его отличие от других форм знания.

2. Логико-методологические основы и подходы к выполнению научной работы.

 

Основные понятия: агностицизм, вера, гностицизм, дедукция, знание, индукция, искусство, истина, картина мира, квазинаука, лженаука, метатеория, мораль, объект познания, парадигма, паранаука, религия, скептицизм, субъект познания, теория, эмпирия, философия.

 

1. При подготовке к данной теме необходимо обратиться к систематическому курсу философии, дать определение понятию «знание», его формам и представить общую характеристику структурных особенностей познавательного процесса. В самом общем виде знание – это результат познания. В зависимости от объекта познания, а также методов и способов получения знания они могут делиться на обыденные, мифологические, религиозные, философские, научные. Отдельно необходимо остановиться на многообразных представлениях об истинности знания и его критериях.

Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. В структуре научного познания выделяют два уровня (или стадии) исследования: эмпирический и теоретический. Они различаются по разным основаниям: по объекту, по глубине отражения изучаемого объекта, по методам и формам. Раскрывая содержание данной темы, необходимо уяснить, что в структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который в свою очередь состоит из двух подуровней: общенаучные знания и философские основания науки. Каждый уровень обладает относительной самостоятельностью. Особое внимание необходимо уделить взаимосвязям (общему и особенному) структур и функций теоретического и эмпирического уровней с уровнем парадигмальным или метатеоретическим.

Научное познание отражает сложную картину мира и поэтому в структурном отношении не может носить простой характер. Раскрывая понятие «научная картина мира», необходимо подчеркнуть, что оно находится в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности. Важно отметить, что научная картина мира имеет методологическую и мировоззренческую функции. В данном вопросе можно также выделить и охарактеризовать онтологические, гносеологические и аксиологические принципы научной картины мира.

2. В отношении понятия «научность» однозначности употребления нет. Оно используется для характеристики как содержательной, так и формальной сторон знания. Традиционно данное понятие рассматривается как совокупность требований, дающих ориентацию для познавательной деятельности в области науки.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Научное исследование есть процесс познания объективной деятельности, закономерностей и связей между явлениями реального мира. Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов: фундаментальные, прикладные, разработки.

Фундаментальная наука – это область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений. Фундаментальные исследования представляют собой получение новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённы с точки зрения получения конкретного положительного результата. Здесь также необходимо обратить внимание на роль развития фундаментальных наук в структуре науки и динамике научного познания.

Прикладные исследования – создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т.п. Прикладные исследования, в частности исследования в области технических наук, направлены на «освещение» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях.

Разработки – использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей, технологии производства, а также усовершенствования существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Между фундаментальными исследованиями и промышленным производством лежит область взаимосвязанных стадий: прикладные исследования – разработка – проект – освоение. Проектирование и освоение принадлежат одновременно и области науки и области техники. Это научная работа, так как она охватывает творческую деятельность, которая основывается не только на известных уже навыках, стандартных приемах и практическим опыте, но и направлена на получение новых, оригинальных решений в области техники, технологии или организации производства.

Научное исследование – это процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Научное исследование проходит ряд этапов, которые и составляют структуру научного исследования:

1. Обнаружение проблемной ситуации.

2. Постановка проблемы.

3. Выдвижение и обоснование первоначальной гипотезы.

4. Теоретическое исследование.

5. Экспериментальные исследования.

6. Анализ и сопоставление результатов.

7. Уточнение первоначальной гипотезы.

8. Заключительные выводы.

9. Освоение результатов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.