Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания

Воздушное право (методическое пособие)

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

За период изучения дисциплины «Воздушное право» студенты должны выполнить контрольную работу согласно вариантам, выбор которых определяется по первой букве фамилии автора:

1 вариант - фамилии, начинающиеся с букв от А до Е;

2 вариант - от Е до К;

3 вариант - от Л до П;

4 вариант - от Р до Ц;

5 вариант - от Ч до Ы;

6 вариант - от Э до Я.

Объем работы до 20 машинописных страниц (через два интерва­ла). Формулировать ответы на вопросы следует лаконично. Этапы написания контрольной работы:

- составление плана;

- подбор литературы и источников;

- формулирование основных выводов;

- литературное и редакционно-техническое оформление.

Подбор литературы и нормативных источников помогут осуще­ствить каталоги библиотек.

При выполнении работы необходимо ссылаться на используемые источники (международно-правовые акты, нормативно-правовые акты РФ, монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи). Сведения об источниках помещаются в сносках внизу страницы в соответствии с существующими библиографическими стандартами.

Титульный лист контрольной работы должен отражать следую­щую информацию:

- наименование учебного заведения;

— наименование кафедры;

— наименование дисциплины, по которой выполнена работа;

— номер варианта работы;

— номер группы;

— фамилия и инициалы студента.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ № 1

1. Зарождение правовых норм, регулирующих использование воз-душеного пространства.

2. Правовое положение Международной организации гражданс­кой авиации (ИКАО).

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо заметить, что правовые нормы, регулирующие использование воздушного пространства, на­чинают появляться задолго до зарождения воздухоплавательной и авиационной деятельности. Здесь же следует в качестве примера ука­зать, что уже в праве Древнего Рима встречались нормы, которые признавали право собственника земельного участка распоряжаться также и воздушным пространством над ним. На основании этого по­ложения в эпоху средневековья был выдвинут и обоснован принцип: «Кому принадлежит земля, тому принадлежит и верх вплоть до не­бес» . При этом надлежит обратить особое внимание, что объектив­ная историческая необходимость в формировании стройной системы правовых норм, регулирующих использование воздушного простран­ства, появляется с началом воздухоплавательной деятельности - во второй половине XVIII века. Здесь же следует привести исторические примеры начала такой деятельности в различных государствах: во Франции, в Российской Империи и др., пояснив при этом, какие имен­но правовые акты государственных органов были изданы с целью урегулировать деятельность, связанную с проведением полетов воз­душных шаров над городами. Рекомендуется при проведении исто­рического анализа сделать вывод о том, что первые воздушно-право­вые нормы появляются в пределах национальных правовых систем. Далее следует отметить, что дальнейшая активизация воздухопла­вания в развитых странах приводит к зарождению и международно­го воздушного права. Представляется необходимым указать причи­ны подписания европейскими государствами международно-право­вых актов о воздушных передвижениях. Ответ на данный вопрос выиграет, если студентом будут приведены примеры принятия конкретных международно-правовых актов об аэронавигации с описани­ем их основного содержания. В завершение работы по первому вопро­су надлежит сделать вывод о взаимозависимости развития обществен­ных отношений, в качестве которых в рамках изучаемой дисципли­ны выступают отношения, связанные с использованием воздушного пространства, и правовых норм, регулирующих данные обществен­ные отношения.

Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с изложения истории проведения осенью 1944 г. в Чикаго международной конфе­ренции, посвященной выработке международного соглашения о меж­дународной гражданской авиации. Следует отметить, что работа дан­ной конференции завершается принятием государствами-участника­ми Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., после вступления в силу которой в 1947 г. начинает свою деятельность ИКАО - Международная организация гражданской авиации. Рекомендуется выделить, что, таким образом, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. стано­вится учредительным документом этой международной межправи­тельственной организации. При определении международно-право­вого положения ИКАО следует отметить, что в настоящее время это ведущая международная межправительственная организация в об­ласти гражданской авиации, обладающая статусом специализиро­ванного учреждения ООН. Далее необходимо описать полномочия ИКАО, цели и задачи этой организации, определенные Чикагской конвенцией 1944 г. Подлежит также рассмотрению система органов ИКАО: Ассамблея ИКАО, Совет ИКАО и структурные подразделе­ния Совета как постоянно действующего органа этой международ­ной организации.

ВАРИАНТ № 2

1. Правовое положение воздушного пространства.

2. Понятие и правовой статус воздушного судна.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса рекомендуется начать с анализа ос­новных источников международного воздушного права и воздушно­го права России. Этот анализ позволит сделать вывод о том, что ни один из документов не содержит четкого определения правового по­нятия « воздушное пространство », которое как в международном воз­душном праве, так и в национальных правовых системах использу­ется наиболее часто. Рекомендуется проанализировать содержание ст. 1 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ), именуемой «Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации». Сле­дует обратить внимание, что в п. 2 данной статьи ВК РФ сделана попытка определить правовое понятие «воздушное пространство». Однако в этой норме отсутствует указание на высотные пределы воз­душного пространства России, а раз так, то и на высотные пределы действия государственного суверенитета Российской Федерации. По этой причине рекомендуется сделать вывод о необходимости воспол­нения существующего пробела в воздушном законодательстве РФ. Далее предлагается проанализировать положения Боготской декла­рации об объявлении суверенитета на сегменты геостационарной ор­биты 1976 г. и увязать сам факт подписания этого международного документа экваториальными странами с отсутствием как в междуна­родном воздушном, так и в международном космическом праве уста­новленной высотной границы, отделяющей воздушное пространство от собственно космического пространства. Следует рассмотреть пред­ложения, разрабатываемые в науке международного воздушного пра­ва, о проведении делимитации воздушного и космического про­странств: юрисдикционная линия Теодора фон Кармана, простран­ственный и функциональный подходы к делимитации и др.

Рекомендуется также отразить позицию международной неправи­тельственной организации - Международной авиационной федерации к определению границы воздушного пространства. Далее необходимо рассмотреть основные шаги, предпринятые членами международного ч сообщества, направленные на определение высотной границы воздуш­ного пространства, в том числе инициативы Союза ССР.

Анализ правового положения воздушного пространства следует начать с рассмотрения разновидностей воздушных пространств, в зависимости от особенностей их правового положения. Так, необхо­димо указать и определить понятие суверенного (национального, го­сударственного) воздушного пространства, открытого (международ­ного) воздушного пространства. Следует отметить, что в пределах открытого воздушного пространства, расположенного за пределами государственных воздушных границ, имеются его особые подвиды, особенности международно-правового положения которых опреде­лены специальными международно-правовыми актами. Здесь пред­ставляется возможным привести в качестве примера воздушное про­странство Антарктики, на использование которого существенное влия­ние оказывают положения Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимо указать какими особенностями отличается международ­но-правовое положение воздушного пространства Антарктики.

В начале ответа на второй вопрос рекомендуется дать определе­ние правового понятия воздушного судна. При этом следует привес­ти как определение, выработанное в рамках Международной органи­зации гражданской авиации (ИКАО), так и правовое определение воздушного судна, содержащееся в Воздушном кодексе Российской Федерации. Ответ на вопрос, безусловно, выиграет, если студент на страницах контрольной работы прокомментирует отдельные состав­ные элементы определений рассматриваемого понятия.

Анализ правового статуса воздушного судна следует начать с по­ложений международного воздушного права, определяющих нацио­нальность конкретного воздушного судна, устанавливающих опре­деленные требования к воздушным судам и др. Далее необходимо провести рассмотрение норм воздушного законодательства РФ, об­разующих правовое положение воздушного судна. Здесь следует от­разить положения Гражданского законодательства РФ, относящие­ся к рассматриваемому вопросу. Надлежит уяснить и ответить на следующие вопросы: к какой категории вещей (недвижимые и дви­жимые вещи) относятся воздушные суда; подлежат ли воздушные суда государственной регистрации, и если да, то все ли воздушные суда подлежат такой регистрации и т.п. Необходимо отметить, что особенности правового статуса конкретного воздушного судна зави­сят от принадлежности этого воздушного судна к виду авиации (граж­данская авиация, государственная авиация, экспериментальная авиация). Следует описать законодательно-правовые требования, предъявляемые к порядку государственной регистрации воздушного судна, а также указать действующие в РФ подзаконные нормативно-правовые акты, устанавливающие детальную регламентацию госу­дарственной регистрации воздушных судов. Также следует рассмот­реть вопрос о правомочиях собственности на воздушные суда, пре­дусмотренные в воздушном законодательстве РФ.

ВАРИАНТ № 3

1. Правовое положение экипажа воздушного судна.

2. Общая характеристика и содержание договора воздушной пере­возки.

Методические указания

Первый вопрос необходимо раскрыть, основываясь на положени­ях действующего в Российской Федерации воздушного законодатель­ства, определяющего основные элементы правового положения эки­пажа воздушного судна. Так, необходимо отметить, что в соответствии с действующими нормами ВК РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа. Здесь же рекомен­дуется указать, какие именно лица входят как в летный, так и в кабинный экипаж. Далее необходимо отметить, какие правовые тре­бования предъявляются к составу экипажа воздушного судна. Сле­дует выделить, что основным членом экипажа воздушного судна яв­ляется командир воздушного судна и раскрыть, какие квалифика­ционные и иные требования предъявляются к командиру воздушного судна, за что отвечает командир воздушного судна. Здесь же надле­жит подробно рассмотреть права и обязанности командира воздуш­ного судна. При ответе на данный вопрос также стоит уделить вни­мание обязанностям членов экипажа воздушного судна в случае, если воздушное судно терпит или потерпело бедствие.

Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с анализа норм гражданского права, регулирующих договор перевозки в целом. Да­лее рекомендуется указать возможные виды перевозок (перевозки грузов, пассажиров и багажа, почты автомобильным, железнодорож­ным, морским, воздушным и др. транспортом), на основании чего сделать вывод о том, что договор воздушной перевозки является раз­новидностью договора перевозки, в связи с чем он регулируется как нормами Гражданского кодекса РФ, так и специальными нормами Воздушного кодекса РФ. Кроме этого, международные воздушные перевозки регулируются также рядом международных соглашений (указать какими). После того, как будет дана общая характеристика договора воздушной перевозки, следует перейти к рассмотрению его содержания. Здесь необходимо указать, какие стороны участвуют в договоре воздушной перевозки, какие основные права и обязатель­ства сторон предусматривает данный договор. Следует обратить вни­мание на определение таких понятий, как эксплуатант, перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель и т.д. Рекомендуется выделить перечень перевозочных документов, установленный ВК РФ.

ВАРИАНТ № 4

1. Основные этапы развития международного воздушного права.

2. Правовое положение Межгосударственного авиационного ко­митета СНГ.

Методические указания

В начале рассмотрения первого вопроса следует указать на суще­ствующую в международно-правовой науке периодизацию развития международного воздушного права как особой отрасли общего международного права. При этом следует отметить, что в качестве клю­чевых моментов в развитии международного воздушного права, ко­торые свидетельствовали о конце предыдущего и начале следующего этапа, в изучаемой учебной дисциплине рассматриваются универсаль­ные международные соглашения, принятие которых определяло ход всего поступательного развития международного воздушного права на конкретный исторический период. Следует подчеркнуть, что та­кими международно-правовыми актами в истории международного воздушного права были Парижская конвенция о правовом регулиро­вании аэронавигации 1919 г. и Чикагская конвенция о международ­ной гражданской авиации 1944 г. Далее рекомендуется описать раз­витие международного воздушного права на каждом из выделенных этапов, указав основные тенденции такого развития и основные меж­дународно-правовые акты, принимаемые в конкретный историчес­кий период. При ответе на данный вопрос следует уделить внимание также и развитию науки международного воздушного права, описав взгляды отдельных ученых, основные теории и предложения по фор­мированию стройной системы международно-правового регулирова­ния аэронавигации.

При рассмотрении второго вопроса надлежит определить право­вой статус Межгосударственного авиационного комитета (МАК) как международной межправительственной авиационной организации, созданной в рамках Содружества Независимых Государств. Необхо­димо особо отметить, что МАК был учрежден сразу же после распада Союза ССР на основании межправительственного Соглашения о граж­данской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г.

При рассмотрении отдельных элементов, образующих правовое положение МАК, следует особо отметить основные направления его деятельности, задачи, цели и полномочия, а также перечень струк­турных подразделений, входящих в состав МАК.

ВАРИАНТ № 5

1. Понятие и правовые основы авиационной безопасности.

2. Правовое положение аэродромов и аэропортов.

Методические указания

В начале рассмотрения первого вопроса необходимо дать законо­дательно-правовое определение авиационной безопасности, установ­ленное п. 1 ст. 83 ВК РФ, в соответствии с которым «авиационная безопасность — это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации». Следует отме­тить, что правовое регулирование вопросов авиационной безопасно­сти осуществляется как на международно-правовом уровне, так и на уровне воздушного законодательства России. Рекомендуется пере­числить основные международно-правовые акты, принятые между­народным сообществом для борьбы с посягательствами на нормаль­ную деятельность международного воздушного транспорта и изло­жить основное содержание каждого из них. Представляется необходимым уделить особое внимание роли ИКАО — Международ­ной организации гражданской авиации, в работе по обеспечению авиа­ционной безопасности международного сообщества. Далее изучение правовых основ авиационной безопасности следует продолжить по­средством рассмотрения правовых норм ВК РФ, содержащихся в Гла­ве XII, именуемой «Авиационная безопасность». При этом следует уделить внимание положениям, образующим правовые основы дея­тельности служб авиационной безопасности, предусматривающим специальные меры, посредством проведения которых обеспечивает­ся авиационная безопасность аэропорта, аэродрома или авиацион­ного предприятия - эксплуатанта. Кроме этого, представляется не­обходимым рассмотреть положения п. 4 ст. 52 ВК РФ, устанавлива­ющие особые требования, предъявляемые к сотрудникам службы авиационной безопасности.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется обратить вни­мание на то, что согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиа­ции» , аэродромы и аэропорты, наряду с другими объектами, включа­ются в перечень объектов авиационной инфраструктуры России. Да­лее в ходе изучения поставленного вопроса следует дать правовое определение таких понятий, как «аэродром» и «аэропорт». Затем рекомендуется провести правовую градацию аэродромов, выделив при этом: аэродромы гражданской авиации, аэродромы государственной авиации, аэродромы экспериментальной авиации, аэродромы совме­стного использования и аэродромы совместного базирования. Опре­делив особенности правового положения каждого из выделенных видов аэродромов, необходимо провести правовую градацию аэропор­тов, выделив при этом такие виды, как: аэропорт внутренних воз­душных линий, международный аэропорт, при этом показав разни­цу в организации деятельности по воздушным перевозкам в каждом из выделенных видов.

После этого необходимо изучить правовые положения, устанав­ливающие порядок государственной регистрации аэродромов и аэро­портов, строительства и реконструкции аэродромов и аэропортов, а также строительства в пределах приаэродромной территории. Осо­бое внимание следует уделить изучению правовых норм, устанавли­вающих обязательную сертификацию гражданских аэродромов и аэро­портов, правила допуска к эксплуатации аэродромов и аэропортов.

 

ВАРИАНТ № 6

1. Правовое регулирование полетов воздушных судов.

2. Нормативное закрепление коммерческих прав в межгосударствен­ных соглашениях о воздушных перевозках. «Свободы воздуха».

Методические указания

Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с описания право­вых требований, определяющих допуск воздушного судна к полету. При этом следует отметить, что ВК РФ предусматривает перечень документов, которые обязательно должно иметь на своем борту каж­дое гражданское воздушное судно. Рекомендуется привести перечень этих документов с указанием номера статьи ВК РФ, устанавливаю­щей этот перечень. Изучением вопросов правового регулирования полетов воздушных судов рекомендуется охватить такие положения, закрепленные в ВК РФ, как подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, обеспечение полетов воздушных судов, план полета воздушного судна, радиосвязь с воздушным судном, полет воздуш­ного судна над населенными пунктами и другие. Далее надлежит ос­ветить особенности правового регулирования международных поле­тов воздушных судов. При этом следует отметить, что международ­ный полет воздушного судна — полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Необходимо подвергнуть всестороннему рассмотрению установленные в воздушном законода­тельстве РФ правила международных полетов в воздушном простран­стве Российской Федерации, а именно: что такие полеты выполня­ются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Далее, при рассмотрении этого вопроса рекомендуется осветить и иные положе­ния, касающиеся правового регулирования международных полетов воздушных судов: вопросы взлета и посадки воздушных судов Рос­сийской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов, вопросы признания на терри­тории России судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, и другие.

При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что в воздуш­ном праве коммерческие права на осуществление международных воздушных перевозок, предоставляемые государству, либо авиаком­пании, получили наименование «свобод воздуха». Следует подчерк­нуть, что 5 основных свобод воздуха были разработаны на междуна­родной конференции, посвященной вопросам международного воз­душного транспорта, проходившей осенью 1944 г. в Чикаго. Рекомендуется перечислить данные свободы воздуха, отметив, что с увеличением порядкового номера каждой из свобод, возрастает и пе­речень коммерческих прав, предоставляемых воздушному перевоз­чику. Надлежит обратить внимание на то, что пятью свободами воз­духа, разработанными на Чикагской конференции 1944 г. перечень свобод воздуха отнюдь не исчерпывается. Так, на рубеже 50-х — 60-х годов XX века в ряде международных соглашений о воздушных пере­возках появляются дополнительные свободы воздуха, которые в меж­дународном воздушном праве получили наименование 6-й и 7-й сво­бод воздуха. Необходимо указать содержание этих свобод. Кроме это­го, в самостоятельную 8-ю свободу воздуха принято также выделять каботаж, предусмотренный в ст. 7 Чикагской конвенции о междуна­родной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

Выделив в контрольной работе эту свободу, студент со ссылкой на конкретную норму должен ответить на вопрос: поощряет ли Чикагс­кая конвенция 1944 г. предоставление такой свободы воздуха одним государством-участником другому, или нет.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Зарождение правовых норм, регулирующих использование воз­душного пространства.

2. Основные этапы развития международного воздушного права.

3. Основные этапы развития воздушного права России.

4. Понятие, источники и принципы воздушного права.

5. Правовое положение воздушного пространства.

6. Разновидности воздушных пространств.

7. Структура воздушного пространства.

8. Понятие использования воздушного пространства.

9. Государственные приоритеты в использовании воздушного про­странства.

10. Организация использования воздушного пространства.

11. Правовое положение и виды авиации.

12. Система государственного управления воздушным транспор­том в РФ.

13. Классификация международных авиационных организаций.

14. Правовое положение Международной организации гражданс­кой авиации (ИКАО).

15. Правовое положение Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА).

16. Правовое положение Межгосударственного авиационного ко­митета СНГ.

17. Понятие и правовой статус воздушного судна.

18. Государственная регистрация и учет воздушных судов.

19. Правовое положение авиационного персонала.

20. Правовое положение экипажа воздушного судна.

21. Особенности правового положения командира воздушного судна.

22. Правовое положение аэродромов и аэропортов.

23. Нормативно-правовое регулирование деятельности авиацион­ных предприятий.

24. Правовое регулирование полетов воздушных судов.

25. Международные полеты воздушных судов.

26. Понятие и правовые основы авиационной безопасности.

27. Организация службы авиационной безопасности авиационно­го предприятия.

28. Обеспечение авиационной безопасности аэропорта и воздуш­ных судов.

29. Общая характеристика и содержание договора воздушной пе­ревозки.

30. Классификация воздушных перевозок.

31. Особенности осуществления международных воздушных пе­ревозок.

32. Нормативное закрепление коммерческих прав в межгосударствен­ных соглашениях о воздушных перевозках. «Свободы воздуха».

33. Юридическая ответственность при осуществлении воздушных перевозок.

34. Порядок возмещения причиненного вреда при осуществлении воздушной перевозки.

35. Правовое регулирование авиационных работ.

36. Расследование авиационных происшествий и инцидентов.

37. Правовое регулирование авиационного поиска и спасания.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.