Методические указания
Воздушное право (методическое пособие) ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ За период изучения дисциплины «Воздушное право» студенты должны выполнить контрольную работу согласно вариантам, выбор которых определяется по первой букве фамилии автора: 1 вариант - фамилии, начинающиеся с букв от А до Е; 2 вариант - от Е до К; 3 вариант - от Л до П; 4 вариант - от Р до Ц; 5 вариант - от Ч до Ы; 6 вариант - от Э до Я. Объем работы до 20 машинописных страниц (через два интервала). Формулировать ответы на вопросы следует лаконично. Этапы написания контрольной работы: - составление плана; - подбор литературы и источников; - формулирование основных выводов; - литературное и редакционно-техническое оформление. Подбор литературы и нормативных источников помогут осуществить каталоги библиотек. При выполнении работы необходимо ссылаться на используемые источники (международно-правовые акты, нормативно-правовые акты РФ, монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи). Сведения об источниках помещаются в сносках внизу страницы в соответствии с существующими библиографическими стандартами. Титульный лист контрольной работы должен отражать следующую информацию: - наименование учебного заведения; — наименование кафедры; — наименование дисциплины, по которой выполнена работа; — номер варианта работы; — номер группы; — фамилия и инициалы студента. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВАРИАНТ № 1 1. Зарождение правовых норм, регулирующих использование воз-душеного пространства. 2. Правовое положение Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Методические указания При ответе на первый вопрос необходимо заметить, что правовые нормы, регулирующие использование воздушного пространства, начинают появляться задолго до зарождения воздухоплавательной и авиационной деятельности. Здесь же следует в качестве примера указать, что уже в праве Древнего Рима встречались нормы, которые признавали право собственника земельного участка распоряжаться также и воздушным пространством над ним. На основании этого положения в эпоху средневековья был выдвинут и обоснован принцип: «Кому принадлежит земля, тому принадлежит и верх вплоть до небес» . При этом надлежит обратить особое внимание, что объективная историческая необходимость в формировании стройной системы правовых норм, регулирующих использование воздушного пространства, появляется с началом воздухоплавательной деятельности - во второй половине XVIII века. Здесь же следует привести исторические примеры начала такой деятельности в различных государствах: во Франции, в Российской Империи и др., пояснив при этом, какие именно правовые акты государственных органов были изданы с целью урегулировать деятельность, связанную с проведением полетов воздушных шаров над городами. Рекомендуется при проведении исторического анализа сделать вывод о том, что первые воздушно-правовые нормы появляются в пределах национальных правовых систем. Далее следует отметить, что дальнейшая активизация воздухоплавания в развитых странах приводит к зарождению и международного воздушного права. Представляется необходимым указать причины подписания европейскими государствами международно-правовых актов о воздушных передвижениях. Ответ на данный вопрос выиграет, если студентом будут приведены примеры принятия конкретных международно-правовых актов об аэронавигации с описанием их основного содержания. В завершение работы по первому вопросу надлежит сделать вывод о взаимозависимости развития общественных отношений, в качестве которых в рамках изучаемой дисциплины выступают отношения, связанные с использованием воздушного пространства, и правовых норм, регулирующих данные общественные отношения. Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с изложения истории проведения осенью 1944 г. в Чикаго международной конференции, посвященной выработке международного соглашения о международной гражданской авиации. Следует отметить, что работа данной конференции завершается принятием государствами-участниками Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., после вступления в силу которой в 1947 г. начинает свою деятельность ИКАО - Международная организация гражданской авиации. Рекомендуется выделить, что, таким образом, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. становится учредительным документом этой международной межправительственной организации. При определении международно-правового положения ИКАО следует отметить, что в настоящее время это ведущая международная межправительственная организация в области гражданской авиации, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. Далее необходимо описать полномочия ИКАО, цели и задачи этой организации, определенные Чикагской конвенцией 1944 г. Подлежит также рассмотрению система органов ИКАО: Ассамблея ИКАО, Совет ИКАО и структурные подразделения Совета как постоянно действующего органа этой международной организации. ВАРИАНТ № 2 1. Правовое положение воздушного пространства. 2. Понятие и правовой статус воздушного судна. Методические указания Рассмотрение первого вопроса рекомендуется начать с анализа основных источников международного воздушного права и воздушного права России. Этот анализ позволит сделать вывод о том, что ни один из документов не содержит четкого определения правового понятия « воздушное пространство », которое как в международном воздушном праве, так и в национальных правовых системах используется наиболее часто. Рекомендуется проанализировать содержание ст. 1 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ), именуемой «Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации». Следует обратить внимание, что в п. 2 данной статьи ВК РФ сделана попытка определить правовое понятие «воздушное пространство». Однако в этой норме отсутствует указание на высотные пределы воздушного пространства России, а раз так, то и на высотные пределы действия государственного суверенитета Российской Федерации. По этой причине рекомендуется сделать вывод о необходимости восполнения существующего пробела в воздушном законодательстве РФ. Далее предлагается проанализировать положения Боготской декларации об объявлении суверенитета на сегменты геостационарной орбиты 1976 г. и увязать сам факт подписания этого международного документа экваториальными странами с отсутствием как в международном воздушном, так и в международном космическом праве установленной высотной границы, отделяющей воздушное пространство от собственно космического пространства. Следует рассмотреть предложения, разрабатываемые в науке международного воздушного права, о проведении делимитации воздушного и космического пространств: юрисдикционная линия Теодора фон Кармана, пространственный и функциональный подходы к делимитации и др. Рекомендуется также отразить позицию международной неправительственной организации - Международной авиационной федерации к определению границы воздушного пространства. Далее необходимо рассмотреть основные шаги, предпринятые членами международного ч сообщества, направленные на определение высотной границы воздушного пространства, в том числе инициативы Союза ССР. Анализ правового положения воздушного пространства следует начать с рассмотрения разновидностей воздушных пространств, в зависимости от особенностей их правового положения. Так, необходимо указать и определить понятие суверенного (национального, государственного) воздушного пространства, открытого (международного) воздушного пространства. Следует отметить, что в пределах открытого воздушного пространства, расположенного за пределами государственных воздушных границ, имеются его особые подвиды, особенности международно-правового положения которых определены специальными международно-правовыми актами. Здесь представляется возможным привести в качестве примера воздушное пространство Антарктики, на использование которого существенное влияние оказывают положения Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимо указать какими особенностями отличается международно-правовое положение воздушного пространства Антарктики. В начале ответа на второй вопрос рекомендуется дать определение правового понятия воздушного судна. При этом следует привести как определение, выработанное в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), так и правовое определение воздушного судна, содержащееся в Воздушном кодексе Российской Федерации. Ответ на вопрос, безусловно, выиграет, если студент на страницах контрольной работы прокомментирует отдельные составные элементы определений рассматриваемого понятия. Анализ правового статуса воздушного судна следует начать с положений международного воздушного права, определяющих национальность конкретного воздушного судна, устанавливающих определенные требования к воздушным судам и др. Далее необходимо провести рассмотрение норм воздушного законодательства РФ, образующих правовое положение воздушного судна. Здесь следует отразить положения Гражданского законодательства РФ, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Надлежит уяснить и ответить на следующие вопросы: к какой категории вещей (недвижимые и движимые вещи) относятся воздушные суда; подлежат ли воздушные суда государственной регистрации, и если да, то все ли воздушные суда подлежат такой регистрации и т.п. Необходимо отметить, что особенности правового статуса конкретного воздушного судна зависят от принадлежности этого воздушного судна к виду авиации (гражданская авиация, государственная авиация, экспериментальная авиация). Следует описать законодательно-правовые требования, предъявляемые к порядку государственной регистрации воздушного судна, а также указать действующие в РФ подзаконные нормативно-правовые акты, устанавливающие детальную регламентацию государственной регистрации воздушных судов. Также следует рассмотреть вопрос о правомочиях собственности на воздушные суда, предусмотренные в воздушном законодательстве РФ. ВАРИАНТ № 3 1. Правовое положение экипажа воздушного судна. 2. Общая характеристика и содержание договора воздушной перевозки. Методические указания Первый вопрос необходимо раскрыть, основываясь на положениях действующего в Российской Федерации воздушного законодательства, определяющего основные элементы правового положения экипажа воздушного судна. Так, необходимо отметить, что в соответствии с действующими нормами ВК РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа. Здесь же рекомендуется указать, какие именно лица входят как в летный, так и в кабинный экипаж. Далее необходимо отметить, какие правовые требования предъявляются к составу экипажа воздушного судна. Следует выделить, что основным членом экипажа воздушного судна является командир воздушного судна и раскрыть, какие квалификационные и иные требования предъявляются к командиру воздушного судна, за что отвечает командир воздушного судна. Здесь же надлежит подробно рассмотреть права и обязанности командира воздушного судна. При ответе на данный вопрос также стоит уделить внимание обязанностям членов экипажа воздушного судна в случае, если воздушное судно терпит или потерпело бедствие. Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с анализа норм гражданского права, регулирующих договор перевозки в целом. Далее рекомендуется указать возможные виды перевозок (перевозки грузов, пассажиров и багажа, почты автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным и др. транспортом), на основании чего сделать вывод о том, что договор воздушной перевозки является разновидностью договора перевозки, в связи с чем он регулируется как нормами Гражданского кодекса РФ, так и специальными нормами Воздушного кодекса РФ. Кроме этого, международные воздушные перевозки регулируются также рядом международных соглашений (указать какими). После того, как будет дана общая характеристика договора воздушной перевозки, следует перейти к рассмотрению его содержания. Здесь необходимо указать, какие стороны участвуют в договоре воздушной перевозки, какие основные права и обязательства сторон предусматривает данный договор. Следует обратить внимание на определение таких понятий, как эксплуатант, перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель и т.д. Рекомендуется выделить перечень перевозочных документов, установленный ВК РФ. ВАРИАНТ № 4 1. Основные этапы развития международного воздушного права. 2. Правовое положение Межгосударственного авиационного комитета СНГ. Методические указания В начале рассмотрения первого вопроса следует указать на существующую в международно-правовой науке периодизацию развития международного воздушного права как особой отрасли общего международного права. При этом следует отметить, что в качестве ключевых моментов в развитии международного воздушного права, которые свидетельствовали о конце предыдущего и начале следующего этапа, в изучаемой учебной дисциплине рассматриваются универсальные международные соглашения, принятие которых определяло ход всего поступательного развития международного воздушного права на конкретный исторический период. Следует подчеркнуть, что такими международно-правовыми актами в истории международного воздушного права были Парижская конвенция о правовом регулировании аэронавигации 1919 г. и Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Далее рекомендуется описать развитие международного воздушного права на каждом из выделенных этапов, указав основные тенденции такого развития и основные международно-правовые акты, принимаемые в конкретный исторический период. При ответе на данный вопрос следует уделить внимание также и развитию науки международного воздушного права, описав взгляды отдельных ученых, основные теории и предложения по формированию стройной системы международно-правового регулирования аэронавигации. При рассмотрении второго вопроса надлежит определить правовой статус Межгосударственного авиационного комитета (МАК) как международной межправительственной авиационной организации, созданной в рамках Содружества Независимых Государств. Необходимо особо отметить, что МАК был учрежден сразу же после распада Союза ССР на основании межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. При рассмотрении отдельных элементов, образующих правовое положение МАК, следует особо отметить основные направления его деятельности, задачи, цели и полномочия, а также перечень структурных подразделений, входящих в состав МАК. ВАРИАНТ № 5 1. Понятие и правовые основы авиационной безопасности. 2. Правовое положение аэродромов и аэропортов. Методические указания В начале рассмотрения первого вопроса необходимо дать законодательно-правовое определение авиационной безопасности, установленное п. 1 ст. 83 ВК РФ, в соответствии с которым «авиационная безопасность — это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации». Следует отметить, что правовое регулирование вопросов авиационной безопасности осуществляется как на международно-правовом уровне, так и на уровне воздушного законодательства России. Рекомендуется перечислить основные международно-правовые акты, принятые международным сообществом для борьбы с посягательствами на нормальную деятельность международного воздушного транспорта и изложить основное содержание каждого из них. Представляется необходимым уделить особое внимание роли ИКАО — Международной организации гражданской авиации, в работе по обеспечению авиационной безопасности международного сообщества. Далее изучение правовых основ авиационной безопасности следует продолжить посредством рассмотрения правовых норм ВК РФ, содержащихся в Главе XII, именуемой «Авиационная безопасность». При этом следует уделить внимание положениям, образующим правовые основы деятельности служб авиационной безопасности, предусматривающим специальные меры, посредством проведения которых обеспечивается авиационная безопасность аэропорта, аэродрома или авиационного предприятия - эксплуатанта. Кроме этого, представляется необходимым рассмотреть положения п. 4 ст. 52 ВК РФ, устанавливающие особые требования, предъявляемые к сотрудникам службы авиационной безопасности. При рассмотрении второго вопроса рекомендуется обратить внимание на то, что согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» , аэродромы и аэропорты, наряду с другими объектами, включаются в перечень объектов авиационной инфраструктуры России. Далее в ходе изучения поставленного вопроса следует дать правовое определение таких понятий, как «аэродром» и «аэропорт». Затем рекомендуется провести правовую градацию аэродромов, выделив при этом: аэродромы гражданской авиации, аэродромы государственной авиации, аэродромы экспериментальной авиации, аэродромы совместного использования и аэродромы совместного базирования. Определив особенности правового положения каждого из выделенных видов аэродромов, необходимо провести правовую градацию аэропортов, выделив при этом такие виды, как: аэропорт внутренних воздушных линий, международный аэропорт, при этом показав разницу в организации деятельности по воздушным перевозкам в каждом из выделенных видов. После этого необходимо изучить правовые положения, устанавливающие порядок государственной регистрации аэродромов и аэропортов, строительства и реконструкции аэродромов и аэропортов, а также строительства в пределах приаэродромной территории. Особое внимание следует уделить изучению правовых норм, устанавливающих обязательную сертификацию гражданских аэродромов и аэропортов, правила допуска к эксплуатации аэродромов и аэропортов.
ВАРИАНТ № 6 1. Правовое регулирование полетов воздушных судов. 2. Нормативное закрепление коммерческих прав в межгосударственных соглашениях о воздушных перевозках. «Свободы воздуха». Методические указания Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с описания правовых требований, определяющих допуск воздушного судна к полету. При этом следует отметить, что ВК РФ предусматривает перечень документов, которые обязательно должно иметь на своем борту каждое гражданское воздушное судно. Рекомендуется привести перечень этих документов с указанием номера статьи ВК РФ, устанавливающей этот перечень. Изучением вопросов правового регулирования полетов воздушных судов рекомендуется охватить такие положения, закрепленные в ВК РФ, как подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, обеспечение полетов воздушных судов, план полета воздушного судна, радиосвязь с воздушным судном, полет воздушного судна над населенными пунктами и другие. Далее надлежит осветить особенности правового регулирования международных полетов воздушных судов. При этом следует отметить, что международный полет воздушного судна — полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Необходимо подвергнуть всестороннему рассмотрению установленные в воздушном законодательстве РФ правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, а именно: что такие полеты выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Далее, при рассмотрении этого вопроса рекомендуется осветить и иные положения, касающиеся правового регулирования международных полетов воздушных судов: вопросы взлета и посадки воздушных судов Российской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов, вопросы признания на территории России судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, и другие. При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что в воздушном праве коммерческие права на осуществление международных воздушных перевозок, предоставляемые государству, либо авиакомпании, получили наименование «свобод воздуха». Следует подчеркнуть, что 5 основных свобод воздуха были разработаны на международной конференции, посвященной вопросам международного воздушного транспорта, проходившей осенью 1944 г. в Чикаго. Рекомендуется перечислить данные свободы воздуха, отметив, что с увеличением порядкового номера каждой из свобод, возрастает и перечень коммерческих прав, предоставляемых воздушному перевозчику. Надлежит обратить внимание на то, что пятью свободами воздуха, разработанными на Чикагской конференции 1944 г. перечень свобод воздуха отнюдь не исчерпывается. Так, на рубеже 50-х — 60-х годов XX века в ряде международных соглашений о воздушных перевозках появляются дополнительные свободы воздуха, которые в международном воздушном праве получили наименование 6-й и 7-й свобод воздуха. Необходимо указать содержание этих свобод. Кроме этого, в самостоятельную 8-ю свободу воздуха принято также выделять каботаж, предусмотренный в ст. 7 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. Выделив в контрольной работе эту свободу, студент со ссылкой на конкретную норму должен ответить на вопрос: поощряет ли Чикагская конвенция 1944 г. предоставление такой свободы воздуха одним государством-участником другому, или нет. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Зарождение правовых норм, регулирующих использование воздушного пространства. 2. Основные этапы развития международного воздушного права. 3. Основные этапы развития воздушного права России. 4. Понятие, источники и принципы воздушного права. 5. Правовое положение воздушного пространства. 6. Разновидности воздушных пространств. 7. Структура воздушного пространства. 8. Понятие использования воздушного пространства. 9. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства. 10. Организация использования воздушного пространства. 11. Правовое положение и виды авиации. 12. Система государственного управления воздушным транспортом в РФ. 13. Классификация международных авиационных организаций. 14. Правовое положение Международной организации гражданской авиации (ИКАО). 15. Правовое положение Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). 16. Правовое положение Межгосударственного авиационного комитета СНГ. 17. Понятие и правовой статус воздушного судна. 18. Государственная регистрация и учет воздушных судов. 19. Правовое положение авиационного персонала. 20. Правовое положение экипажа воздушного судна. 21. Особенности правового положения командира воздушного судна. 22. Правовое положение аэродромов и аэропортов. 23. Нормативно-правовое регулирование деятельности авиационных предприятий. 24. Правовое регулирование полетов воздушных судов. 25. Международные полеты воздушных судов. 26. Понятие и правовые основы авиационной безопасности. 27. Организация службы авиационной безопасности авиационного предприятия. 28. Обеспечение авиационной безопасности аэропорта и воздушных судов. 29. Общая характеристика и содержание договора воздушной перевозки. 30. Классификация воздушных перевозок. 31. Особенности осуществления международных воздушных перевозок. 32. Нормативное закрепление коммерческих прав в межгосударственных соглашениях о воздушных перевозках. «Свободы воздуха». 33. Юридическая ответственность при осуществлении воздушных перевозок. 34. Порядок возмещения причиненного вреда при осуществлении воздушной перевозки. 35. Правовое регулирование авиационных работ. 36. Расследование авиационных происшествий и инцидентов. 37. Правовое регулирование авиационного поиска и спасания.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|