Здавалка
Главная | Обратная связь

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления



Право хозяйственного ведения - основанное на праве собственности вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним в установленном порядке имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

Субъектами рассматриваемого права выступают унитарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица (об унитарных предприятиях см. ст.113 ГК), а также созданные ими дочерние предприятия (см. п.7 ст.114 ГК) и государственные концерны.

Собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь (ч.2 п.2 ст.113 ГК), административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ч.3 п.2 ст.113 ГК), юридические и физические лица (ч.4 п.2. ст 113 ГК). Имущество унитарного предприятия может находится в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица (ч.4 п.2 ст.113 ГК).

Объектом права хозяйственного ведения является комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права.

Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества.

Унитарное предприятие – обладатель права хозяйственного ведения может владеть, пользоваться и распоряжаться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению, но в пределах, определяемых законодательством.

Пределы распоряжения имуществом унитарного предприятия устанавливаются в зависимости от отнесения его к недвижимым или движимым вещам. Так, без согласия собственника унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ и т.п. (п.3 ст.276 ГК). Если собственником выступает государство, соответствующее разрешение дается уполномоченными государственными органами.

Имуществом, не относящимся к категории недвижимого, унитарное предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. Например, автотранспортные средства общего пользования, которые согласно п.п. 1 и 2 ст.130 ГК не считаются недвижимым имуществом, могут отчуждаться, если они являются республиканской собственностью, с согласия республиканских органов государственного управления или объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в ведении которых находятся соответствующие юридические лица (п.1.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.92 г. № 715 «О пределах распоряжения государственным имуществом»[58]).

Некоторые виды сделок по распоряжению имуществом УП не вправе совершать даже с согласия собственника. к ним относятся:

- дарение имущества другим коммерческим организациям (п.4 ст.546 ГК);

- передача имущеёства в безвозмездное пользование собственнику и руководителю данного УП (п.2ст.644 ГК);

- передача имущества в доверительное управление (п.3 ст.896 ГК);

- отчуждение субъектам права собственности имущества, указанного в Законе Республики Беларусь от 5 мая 1998г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства»[59];

- залог имущества согласно Перечню государственных предприятий, организаций, учреждений и государственного имущества, которые не могут являться предметом залога, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 16.07.1997г.[60]

Право оперативного управления можно определить как основанное на праве собственносёти вещное право юридического лица-несобственника владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления выступают две группы юридических лиц, различных по направленности деятельности. Это, во-первых, казенные предприятия, являющиеся видом унитарных и относящиеся к коммерческим организациям (о них см. ст.115 ГК) и, во-вторых, учреждения как вид некоммерческих юридических лиц (см. ст.120 ГК).

Объект рассматриваемого права составляет комплекс имущества, закрепленного за указанными юридическими лицами, но по структуре он неодинаков в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих организациях.

Содержание права оперативного управления состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако объем этих правомочий и их реализация обусловлены определенными пределами:

а) предписаниями законодательства, что можно рассматривать как общую границу установления и осуществления указанных правомочий;

б) целями деятельности соответствующего юридического лица;

в) заданиями собственника;

г) назначением имущества.

Три последних фактора являются специальными границами, поскольку не могут быть одинаковыми для всех носителей права оперативного управления. Таким образом, объем правомочий в составе права оперативного управления уже не только объема одноименных правомочий собственника, но и носителя права хозяйственного ведения.

Особенно это сказывается на правомочии распоряжения. Как казенное предприятие, так и учреждение могут распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом только с согласия его собственника (ст.ст.278 и 279 ГК), причем независимо от принадлежности его к недвижимому или движимому.

Узок объем самостоятельности носителей права оперативного управления в распоряжении имуществом. Так, применительно к казенному предприятию оно ограничивается только возможностью реализации производимой продукции. Учреждение же, которое в соответствии с учредительными документами получило право осуществлять деятельность, приносимую доходы, может самостоятельно распоряжаться как этими доходами, так и приобретенным на них имуществом. Это имущество должно учитываться на отдельном балансе (п.2 ст.279 ГК 1998 г.).

В ГК 1998 г. более широко очерчены права собственника в отношении имущества, переданного в оперативное управление юридическим лицам. Так, он может изъять как у казенного предприятия, так и у учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст.277 ГК); применительно к казенному предприятию собственник вправе определять порядок распределения его доходов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.