Что придумал Сережа?Стр 1 из 2Следующая ⇒
ДОСЛІДЖЕННЯ ПОРУШЕНЬ МИСЛЕННЯ Методика «Исключение лишнего» Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: Лампа, фонарь, солнце, свеча. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. Собака, лошадь, корова, лось. Стол, стул, пол, кровать. Сладкий, горький, кислый, горячий. Очки, глаза, нос, уши. Трактор, комбайн, машина, сани. Москва, Киев, Волга, Минск. Шум, свист, гром, град. Суп, кисель, кастрюля, картошка. Береза, сосна, дуб, роза. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда). Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием. Способность понимать и воспроизводить содержание Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Он называется «Что придумал Сережа?». Ты внимательно его послушай и подумай, что же такое придумал мальчик Сережа. Что придумал Сережа? В одном доме жил Сережа со своими мамой к папой. В этом же доме жили Таня, Миша и Вера со своими мамами и папами. Еще там жила бабушка, которая очень любила рассказывать детям сказки. Ребятам очень нравилось слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Сережа побежал к ребятам и закричал: «Таня, Миша! Вера! Пойдемте со мной скорее! Я что-то придумал. Скоро каждому найдется работа!» (С. Д. Забрамная).
Текст читается медленно, с паузами. После прочтения рассказа проводится беседа с ребенком. Вопросы для беседы: Кто жил в доме, о котором идет речь в рассказе? (Должны быть названы все герои рассказа: Сережа, Таня, Миша, Вера, их мамы и папы, старушка). Какую работу придумал Сережа? Почему надо было помочь бабушке? Почему бабушка должна была пойти к доктору? Что нужно было сделать у нее дома? Оценка результатов: оценка идет по трем параметрам: умение устанавливать причинно-следственные связи (2, 3, 4 вопросы), способность определять последовательность событий и характер воспроизведения. Установление причинно — следственных связей: + - правильный ответ на 3 вопроса; ± - правильный ответ на 1 - 2 вопроса; — - нет правильных ответов. Способность определять последовательность событий: + - все события изложены верно; ± - имеется 1 - 2 ошибки при пересказе; — - имеется более 2 ошибок. Воспроизведение: + полное, точное воспроизведение рассказа; ± - имеются ошибки или неточности не более чем в 3 деталях; — - ошибки и неточности более чем в З деталях рассказа. Итоговая оценка считается высокой, если все 3 параметра оценены знаком «+»; низкой, если 2 или 3 параметра оценены знаком «—» , а также, если I параметр оценен знаком «—», а остальные «±». Выполнение задания оценивается выше среднего, когда 2 параметра оценены знаком «+», один «±». Остальные варианты считаются средними. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|