Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания



Самостоятельная работа студентов в ходе подготовки к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает рассмотрение понятия, состава, элементов и принципов правового режима земель промышленности и иного назначения. В соответствии со ст. 87 ЗК РФ, землями промышленности и иного специального назначения) признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает достаточно подробное рассмотрение субъектов и объектов прав на земли специального назначения. Кроме того, необходимо рассмотрение видов прав на земли промышленности и иного назначения.

Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия предусматривает анализ правовового режима земель промышленности. Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 ст. 88 ЗК РФ земель.

Подготовка к четвертому вопросу семинара предполагает рассмотрение правового режима земель, предоставляемых для недропользования. Студентам следует изучить сроки различных видов недропользования, основания и порядок предоставления недр в пользование, порядок лицензирования недропользования и виды платы за использование недр. Согласно преамбулы Закона РФ «О недрах» недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Объектами отношений собственности в сфере недропользования являются участки недр и различные (существующие в природе) полезные ископаемые (ресурсы недр). Причем на этапе поиска и разведки объектом являются участки недр, включая и содержащиеся в них полезные ископаемые (в том числе нефть и газ), а на этапе добычи объектом выступают конкретные полезные ископаемые, в частности нефть и газ. Права пользования участками недр относятся к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ограниченно оборотоспособные объекты), определяются в порядке, установленном законом. Законодательство о недрах требует наличия решения органов государственной власти, а также лицензии на право пользования участками недр в целях получения, осуществления и распоряжения правами пользования участками недр.

Подготовка к пятому вопросу семинара требует четкого определения правового режима земель транспорта. Статья 90 ЗК РФ устанавливает, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Подготовка к шестому вопросу семинара требует четкого определения правового режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики. Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 ЗК РФ) признаются земли, которые используются ций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

1. эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

2. кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

3. подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

4. наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

5. наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Подготовка к седьмому вопросу семинара требует четкого определения правового режима земель энергетики. Землями энергетики (ст. 89 ЗК РФ) признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1. размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2. размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Подготовка к восьмому вопросу семинара требует четкого определения правового режима земель обороны и безопасности.

Землями обороны и безопасности (ст. 93 ЗК РФ) признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и другими федеральными законами.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1. строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2. разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.

Подготовка к девятому вопросу семинара требует четкого определения правового режима земель для обеспечения космической деятельности. В соответствии со ст. 92 ЗК РФ, землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществления космической деятельности.

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. 8 апреля. № 14. Ст. 1663; Российская газета. 2013. 10 апреля.

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1; Российская газета. 2013. 13 мая.

4. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2013. № 14. Ст. 1651.

5. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ, 2007. № 31. ст. 4017; 2013. № 14. Ст. 1651.

6. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на не движимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание Законодательства РФ. 1997.№ 30. Ст. 3594; 2013. № 19. Ст. 2328.

7. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких

зон» (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") // СЗ РФ2009, № 10, ст. 1220.

8. Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 в ред. от 29 декабря 2008 года «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования» // СЗ РФ 2006. № 15. ст. 1613; 2009. № 3. ст. 379.

5. Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 в ред. от 4 апреля 2011 года «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» // СЗ РФ 2006. № 42. ст. 4385; 2011. № 16. ст. 2289.

7. Письмо Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий».

 

Основная учебная литература

1. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.; "Высшее образование", 2011.

2. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.; Юристъ, 2010.

3. Голиченков А.К., Воронцова А.А., Минаева А.А. Земельное право России: Практикум: учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Городец, 2008.

 

Дополнительная учебная литература

1. Абузярова Д.Ф. Особенности резервирования земель для строительства автомобильных дорог. // Юридический мир, 2009, № 7.

2. Вижевитова Т.А. Правовые проблемы, связанные с оформлением прав на земельные участки для строительства линейных объектов. // Правовые вопросы недвижимости, 2009, № 2.

3. Вылегжанина Е.Е. Восстановление нарушенных земель: мировой правовой опыт // Журнал российского права, 2002, № 6.

4. Галиновская Е.А. Земельное законодательство: особенности формирования и развития. // Журнал российского права, 2009, № 11.

5. Галиновская Е.А., Кичигин Н.В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков. // Правовые вопросы

строительства, 2008, № 2.

6. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. 5– е изд., перераб. и доп. М., 2008.

7. Ламаш В.А., Понька В.Ф. Особенности правового статуса земель промышленности // Законодательство и экономика, 2009, № 11.

8. Мирошниченко М. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды в сфере железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта. // Законность, 2008, № 12.

9. Романов О.А. Правовое регулирование использования территорий для размещения инженерных сетей и сооружений в РФ. // Юрист, 2009, №1.

10. Черненко Д. Земля под дороги. // ЭЖ-Юрист, 2009, № 43.

 

Семинарское занятие (2 часа).
ТЕМА № 16 Правовой режим земель лесного фонда

 

План

1) Понятие и общая характеристика земель лесного фонда.

2) Состав земель лесного фонда.

3) Классификация лесов.

4) Формы собственности на лесные участки.

5) Виды лесопользования.

6) Договор аренды участка лесного фонда. Договор купли-продажи лесных насаждений.

7) Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

8) Управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

9) Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Цель семинара: дать комплексную характеристику правовому режиму земель лесного фонда.

Задачи семинара:

– выяснение понятия и состав земель лесного фонда, права собственности и иные виды прав на лесные участки;

– определение подразделение лесов по целевому назначению;

– определение порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

– выявление различных видов использования лесов, прав и обязанностей лесопользователей;

– определение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;;

– определение управление в области лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и земель лесного фонда, а также органов управления, их компетенция.

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснять понятие и состав земель лесного фонда, права собственности и иные виды прав на лесные участки;

2) умение определить подразделение лесов по целевому назначению;

3) знание различных видов использования лесов, прав и обязанностей лесопользователей;

4) умение определить порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

5) знание особенностей управление в области лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и земель лесного фонда, а также органов управления, их компетенция.

 

Методические указания

Самостоятельная работа по подготовке к семинару предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме «Правовой режим земель лесного фонда», подготовку устных выступлений по всем вопросам плана.

Подготовка к первому вопросу предполагает уяснение понятие лесного фонда.

Кроме того, необходимо уяснить право собственности и иные виды прав на лесные участки. Студенты должны знать, что лесной фонд представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды. Они должны уяснить, что леса, не входящие в лесной фонд – это леса, расположенные на землях городских и сельских поселений, а также на землях обороны и безопасности, которые имеют специфическое назначение и нуждаются в особом правовом регулировании.

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает изучение состава земель лесного фонда. Студенты должны знать, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия предполагает изучение классификации лесов. Исходя из целевого назначения, леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Студенты должны дать подробную характеристику каждому из видов лесов.

Подготовка к четвертому вопросу предусматривает изучение различных форм собственности на лесные участки. Студенты должны знать, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством.

Подготовка к пятому вопросу предусматривает изучение различных видов лесопользования. Пользование лесными участками на землях лесного фонда осуществляется на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужим лесным участком, праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования. В постоянное (бессрочное) пользование, в аренду и безвозмездное пользование лесные участки предоставляются юридическим лицам, а гражданам лесные участки предоставляются на праве аренды и безвозмездного срочного пользования. Подготовка к шестому вопросу предусматривает изучение договоров аренды и купли-продажи лесных насаждений. Аренда лесных участков урегулирована ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Студенты должны знать, что договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов идругих линейных объектов. Основное отличие договора купли-продажи от договоров аренды – в предмете договора, поскольку такое лесопользование осуществляется без предоставления лесного участка, вне территориально-земельного контекста. Случаи заготовки древесины по данному договору рассматриваются как исключительные и должны быть установлены законами субъектов РФ. Непосредственно Кодексом регулируются договоры купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд.

Подготовка к седьмому вопросу предусматривает исследование особенностей перевода лесных земель из одной категории в другую. Студенты должны знать, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Подготовка к восьмому вопросу предусматривает изучение особенностей управления в области лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и земель лесного фонда, а также классификацию органов управления, их компетенция.

Подготовка к девятому вопросу предусматривает изучение ответственности за нарушение лесного законодательства. Студентам необходимо уяснить, что за нарушение лесного законодательства виновные лица могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, а также они обязаны возместить экологический вред. Возмещение вреда может быть добровольным и принудительным.


Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 11 февраля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. 18 февраля. № 7. Ст. 609.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 14 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2012. № 25. Ст. 3268.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 5 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2012. № 24. Ст. 3068.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. 8 апреля. № 14. Ст. 1663; Российская газета. 2013. 10 апреля.

6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1; Российская газета. 2013. 13 мая.

7. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ в ред. от 28 июля 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2012. № 31. Ст. 4322.

8. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2013. № 19. Ст. 2314.

9. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2013. № 14. Ст. 1651.

10. Постановление Правительства РФ "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" от 2 февраля 1998 года № 135 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 758.

11.Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" от 30 июня 2007 года № 417 в ред. от 1 ноября 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 28. Ст. 3432; 2012. № 46. Ст. 6339.

12.Постановление Правительства РФ «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» от 28 января 2006 года № 48 в ред. от 29 января 2008 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. Ст. 703; 2009. № 3. Ст. 384.

 

Земельное законодательство Вологодской области

1.Закон Вологодской области от 12 января 2007 года № 1551-ОЗ в ред. от 3 сентября 2012 года «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесин, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд» // Красный Север. 2007. 20 января»; 2012. 6 сентября.

2. Постановление Правительства Вологодской области от 22 мая 2006 года № 493 «О распределении лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций по лесотаксовым разрядам» // Красный Север. 2006. 6 июня.

 

Основная учебная литература

1. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.; "Высшее образование", 2011.

2. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.; Юристъ, 2010.

3. Голиченков А.К., Воронцова А.А., Минаева А.А. Земельное право России: Практикум: учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Городец, 2008.

 

Дополнительная учебная литература

1. Гагарин Ю.Н. Институциональная среда аренды лесных участков / Ю.Н. Гагарин, Т.В. Мочаева // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 26(83). – С. 24–28.

2. Савинов, А.И. Государственное лесное планирование и лесной план субъекта Российской Федерации / А.И.Савинов // Лесное хозяйство. – 2009. – № 1. – С. 2–4.

3. Бринчук М.М. Объект земельно-правовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. – № 3. – С. 129–132.

4. Нарышева Н.Г. Право собственности на земельные участки занятые городскими лесами // Имущественные отношения в Российской федерации. – 2010. – № 12. – С. 76–88.

5. Боголюбов С.А. Земельное законодательство и концепциия развития гражданского законодательства // Журнал Российского права. – 2010. – № 12. – С. 76–88.

6. Бочаров А.А. Постановка на государственный кадастровый учет земель лесного фонда: проблемы и решения // Вестник Сибирской государственной геодезической академии . – 2012. – № 17-1. – С. 88–93.

7. Блинников Р.В. Ответственность в сфере землепользования и лесопользования на землях лесного фонда. // Безопасность бизнеса. 2007. – № 3.

8. Жарников В.Б., Бочарова А.А. Основные показатели рационального использования земель лесного фонда // Вестник Сибирской государственной геодезической академии. – 2012. – № 4. – С. 80–86.

9. Нигматулина Э.Ф. Правовые особенности включения земельных участков в границы населённых пунктов // Журнал Российского права. – 2011. – № 2. – С. 89–96.

Семинарское занятие (2 часа). ТЕМА № 17 Правовой
режим земель водного фонда

 

План

1) Понятие и общая характеристика земель водного фонда.

2) Состав земель водного фонда.

3) Водные объекты: понятие и виды.

4) Формы собственности на водные объекты.

5) Водопользование: понятие и виды. Договор водопользования. Решение органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование.Особенности использования и охраны земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

6) Управление в области использования и охраны вод.

7) Ответственность за нарушение водного законодательства.

Цель семинара. Дать комплексную характеристику правовому режиму земель водного фонда.

Задачи семинара:

– выяснение сущности правового режима земель водного фонда и земель запаса;

– изучение особенностей правового режима земель водного фонда;

– уяснение различий понятий «правового режима» и «состав земель»,;

– определение различных значений понятия «гражданство», значение гражданства для реализации прав, свобод и обязанностей;

– исследование целей и видов водопользования;

– анализ управление в области использования и охраны водных объектов;

– рассмотрение особенностей правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснять понятие и сущность правового режима земель водного фонда;

2) знание различных определений участников водных отношений;

3) умение четко определять особенности правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

4) умение определять право собственности и иные права на водные объекты.

5) знание предоставление водного объекта в пользование на основании договора водопользования;

6) знание системы управления в области использования и охраны водных объектов;

7) умение четко формулировать свою точку зрения по вопросам, обсуждаемым на семинаре.

 

Методические указания

Самостоятельная работа студента по подготовке к семинарскому занятию включает в себя изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме «Правовой режим земель водного фонда», подготовку устных вступлений по всем вопросам семинара.

Подготовка к первому и второму вопросам предполагает рассмотрение понятия и состава земель водного фонда, а также рассмотрение системы водного законодательства Российской Федерации. К землям водного фонда, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ, относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. В зависимости от физикогеографических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, подземные водные объекты. Поверхностные водные объектысогласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ – это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах её рельефа, имеющее границы, объём и черты водного режима. Подземные водные объекты– сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объём и черты водного режима. Водными объектами особого пользованияявляются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования.

Подготовка ко третьему и четвёртому вопросу семинарского занятия предполагает усвоение понятия участников водных отношений. Также необходимо определить право собственности и иные права на водные объекты. Кроме того, рассматриваются основания приобретения и прекращения права пользования водными объектами. Признавая право федеральной собственности на водные объекты, ВК РФ делает исключение лишь для прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, если иное неустановлено федеральными законами. В частную собственность попадают окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу.

Подготовка к пятому вопросу семинара предусматривает усвоение целей и видов водопользования. Кроме того, необходимо уяснить права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Кроме того подготовка к данному вопросу требует рассмотрения проблемы предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Студенты должны уяснить, что водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Основанием возникновения водопользования является либо договор водопользования, либо решение о предоставление водного объекта в пользование.

Подготовка к шестому вопросу плана предполагает изучение проблемы управления в области использования и охраны водных объектов. Студенты должны уяснить, что основными функциями государственного управления использованием и охраной водного фонда являются: планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения; ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон и др.

Подготовка к седьмому вопросу плана предполагает уяснение особенностей привлечения к ответственности за нарушения в сфере водопользования.

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 11 февраля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. 18 февраля. № 7. Ст. 609.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 14 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2012. № 25. Ст. 3268.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 5 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2012. № 24. Ст. 3068.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. 8 апреля. № 14. Ст. 1663; Российская газета. 2013. 10 апреля.

6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1; Российская газета. 2013. 13 мая.

7. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ в ред. от 28 июля 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2012. № 31. Ст. 4322.

8. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2013. № 19. Ст. 2314.

9. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2013. № 14. Ст. 1651.

10. Постановление Правительства РФ «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» от 30 ноября 2006 года № 727 в ред. от 10 марта 2009 года // Российская газета. 2006. 6 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. № 12. Ст. 1429.

11. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 30 декабря 2006 года № 844 в ред. от 23 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 295; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2013.

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» от 25 декабря 2006 года № 801 в ред. от 4 марта 2009 года// Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 259; 2009. № 10. Ст. 1237.

13. Постановление Правительства РФ «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» от 30 декабря 2006 года № 883 в ред. от 4 сентября 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 5. Ст. 651; 2012. № 37. Ст.5002.

14. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» от 30 декабря 2006 года № 876 в ред. от 1 декабря 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 324; 2007. № 50. Ст.6294.

15. Постановление Правительства РФ «О гидрографическом и водохозяйственной районировании территории РФ и утверждении границ бассейновых округов» от 30 ноября 2006 года № 728 в ред. от 22 апреля 2009 года // Российская газета. 2006. 6 декабря; Собрание законодательства РФ", 04.05.2009, N 18 (2 ч.), ст. 2248.

16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил резервирования источников питьевого водоснабжения» от 20 ноября 2006 года № 703 в ред. от 4 марта 2009 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 48. Ст. 5034; 2009. № 10. Ст. 1237.

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» от 16 июня 2004 года № 282 в ред. от 29 марта 2011 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2564; 2011. № 14. Ст. 1942.

18. Постановление Правительства РФ «О договоре водопользования, право на заключении которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» от 14 апреля 2007 года № 230 в ред. от 23 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 17. Ст. 2046; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2013

Основная учебная литература

1. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.;"Высшее образование", 2011.

2. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.; Юристъ, 2010.

3. Голиченков А.К., Воронцова А.А., Минаева А.А. Земельное право России: Практикум: учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Городец, 2008.

 

Дополнительная учебная литература

1. Дмитриев В.В. Новый Водный кодекс Российской Федерации и проблемы предоставления земельных участков и лесов в водоохранных зонах // Адвокат. 2007. № 5.

2. Люльев Д.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2007. № 1.

3. Петрунин В.В. Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2006 № 74ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» // Налоговый вестник. 2006. № 8.

4.Мазуров А. В. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации и ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». М., 2006.

5.Комментарий к Водному кодексу РФ от 3 июня 2006. № 74ФЗ / под ред. С. А. Боголюбова, Д. О. Сивакова.

6.Лукьяненко В. Е. Основные юридические признаки и содержание договоров // Новая правовая мысль. 2007. № 1. С. 26–29.

7.Сиваков Д. О. Водный кодекс и договоры водопользования // Журн. рос. Права. 2006. № 2. С. 41–49.

Семинарское занятие (2 часа).
ТЕМА № 18 Правовой режим земель особо охраняемых
территорий и объектов

 

План

1) Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов.

2) Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.

3) Правовой режим земель природно-заповедного назначения.

4) Правовой режим земель природоохранного назначения.

5) Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

6) Правовой режим земель рекреационного назначения.

7) Правовой режим земель историко-культурного назначения.

Цель семинара: дать комплексную характеристику правовому режиму особо охраняемых территорий и объектов.

Задачи семинара:

выяснение понятия и состава земель особо охраняемых территорий и объектов;

– определение основных черт правовых режимов особо охраняемых территорий и объектов;

– рассмотрение правового режима и выяснение особенностей и отличий;

– изучение правового режима особо охраняемых территорий и объектов.


Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснить причины появления правовых режимов особо охраняемых территорий и объектов;

2) умение четко выделять виды земель, относящихся к особо охраняемым территориям и объектам;

3) знание основных черт, характерных для всех правовых режимов особо охраняемых территорий и объектов;

4) умение анализировать особенности правового режима особо охраняемых территорий и объектов;

5) умение анализировать, сопоставлять различные точки зрения ученых, изложенные в научных трудах;

6) умение подводить итоги, делать выводы по обсуждаемому вопросу.

 

Методические указания

Самостоятельная работа студентов в ходе подготовки к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Правовое режим особо охраняемых территорий и объектов», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает рассмотрение понятия и состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Студенты должны знать, что согласно Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В состав земель особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

Подготовка ко второму вопросу семинарского занятия предполагает рассмотрение особенностей правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.

Подготовка к третьему вопросу семинара предполагает рассмотрение особенностей правового режима земель природно-заповедного назначения. Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

Подготовка к четвертому вопросу семинара предполагает рассмотрение особенностей правового режима земель природо-охранного назначения. Статья 97 ЗК РФ относит к землям природоохранного назначения земли:

1. запретных и нерестоохранных полос;

2. лесов, выполняющих защитные функции;

3. иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Подготовка к пятому вопросу семинара предполагает рассмотрение правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Студенты должны знать, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК РФ) относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Подготовка к шестому вопросу семинара требует четкого определения понятия правового режима земель рекреационного назначения. Студенты должны знать, что к землям рекреационного назначения (ст. 98 ЗК РФ) относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Подготовка к седьмому вопросу семинара требует четкого определения правового режима земель историко-культурного назначения и особо ценных земель.К землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, причем изъятие таких земель и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.