Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – проект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере образования и закрепляет понятие труда как важнейшего средства воспитания.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Поэтому представляется очень важным создание условий для воспитания здоровой, счастливой, ориентированной на труд личности.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду,
не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Широкое толкование этой нормы закона и отсутствие понятия трудового воспитания в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полностью нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях.

Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от рождения, а должны воспитываться с самого раннего детства. Труд помогает маленькому человеку развиваться – делает его богатым духовно и развитым физически.

Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей обучающихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления личности ребенка.

Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности обучающихся, способствуют осуществлению процесса социализации личности.

В коллективной трудовой деятельности у обучающихся появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои действия связывать с действиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленности личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности.

Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку необходимо пережить успех и радость труда, поэтому включение обучающихся в труд необходимо осуществлять с учетом физиологической особенности детей разных возрастов, их интересов и способностей.

Сложность учебного труда состоит в том, что этот труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив, а его результаты трудно обнаруживаются, нередко спустя годы. Ребенок не осознает связь между получаемыми знаниями и практической выгодой от них в повседневной жизни.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания обучающихся. В процессе систематического общественно полезного труда у ребенка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, дисциплинированность, бережное отношение к результату своего труда, творческая активность и самостоятельность.

Таким образом, трудовое воспитание должно реализовываться посредством:

· воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

· формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

· развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.

Как было отмечено, действующий Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит понятия «трудовое воспитание». Предлагаемый проект устраняет этот пробел в законодательстве Российской Федерации.

Проект устанавливает основные виды детской трудовой деятельности, используемые в процессе трудового воспитания, такие, как учебный и общественно полезный труд, который подразделяется на самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, и дает им определение.

Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Человек развивается духовно и физически только в труде, без труда он деградирует. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов воспитания подрастающего поколения.

Принятие проекта создаст правовые условия, обеспечивающие внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.