Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспериментальная часть



Измерение индуктивности катушки

Так как всякая реальная катушка в цепи переменного тока об­ладает активным сопротивлением R и индуктивным сопротивлением XL, то полное сопротивление катушки определяется формулой (6) , откуда

, (13)

где ω=2πν (для переменного тока в сети ν = 50 Гц).

1. Измерить активное сопротивление катушки R с помощью ом­метра или моста постоянного тока.

2. Для измерения полного сопротивления Z катушки собрать цепь по схеме (рис. I), подключив её к выходным клеммам переменного напряжения источника тока В-24.

 
 

Ползунок реостата установить на мак­симум сопротивления, включить источ­ник тока, подавая 10-15 В. Измерить три значения тока I и напряжения U при различных положениях движка реостата. По фор­муле Z=U/I определить три соответствующих значения Z и найти сред­нее значение <Z> .

3. По формуле (13) вычислить индуктивность L катушки, под­ставляя в неё значения R и <Z>.

4. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:

R, Ом U, В I, A Z, Ом <Z>,Ом L, Гн
             

 

Измерение ёмкости конденсатора

1. Собрать цепь по схеме (рис. 2).

 
 

2. Установить реостат на максимум сопротивления, подать пере­менное напряжение порядка 15 В. Из­меняя сопротивление реостата, изме­рить силу тока I и напряжение U для трёх различных положений движка реостата. По формуле ХC = U/I определить ёмкостное сопротивление три раза и найти среднее значение <Хс>. Затем по формуле C=1/ωXc вычис­лить ёмкость конденсатора.

3. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:

U, B I, A Xc, Ом <XC>, Ом С, Ф
           

 

Проверка закона Ома для цепи переменного тока

1.

 
 

Приборы соединить по схеме (рис.3), подать переменное нап­ряжение порядка 15 В.

2. Измерить три значения тока I и напряжения U при разных положениях движка реостата и вычислить для каждого случая сопротивление Zизм = U/I, найти среднее значение <Zизм>.

3. Вычислить по формуле (12) значение Zвыч , подставляя полу­ченные ранее значения R , L и С.

4. Сравнить результаты и вычислить относительную погрешность

.

5. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:

U, B I, A Zизм, Ом <Zизм>, Ом Zвыч, Ом δ
             

 

Контрольные вопросы

1. Что называется переменным током?

2. В чем заключается явление самоиндукции?

3. Что называется индуктивностью, от чего она зависит, единицы ее измерения.

4. Каков сдвиг фаз между током и напряжением, если в цепи есть только активное сопротивление; покажите это с помощью векторной диаграммы.

5. Каков сдвиг фаз между током и напряжением, если в цепи есть только индуктивность или емкость; покажите это с помощью векторной диаграммы.

6. Как объяснить зависимость индуктивного и емкостного сопротивления от частоты переменного тока?

7. Как объяснить прохождение тока через конденсатор?

8. Ввести понятия эффективного значения тока и напряжения.

9. Вывести формулу закона Ома с помощью векторной диаграммы.

Литература, рекомендуемая к лабораторной работе:

1. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм.- М.: Высшая школа, 1983.

2. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука, 1977.

3. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.2, Т. 3. – М.: Наука, 1977.

4. Телеснин Р.В., Яковлев В.Ф. Курс физики. Электричество.-М.: Просвещение, 1970.

5. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т.3. Электричество.- М.: Физматлит МФТИ, 2002.

6. Иродов И.Е. Электромагнетизм. Основные законы. –М.- С.-П.: Физматлит Невский диалект, 2001

7. Зильберман Г.Е. Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 1970.

8. Парсел Э. Курс физики Т.2 Электричество и магнетизм – М.: Наука, 1971.

9. Физический пракимкум. Электричество. Под редакцией В.И. Ивероновой. – М.: Наука, 1968.

10. Кортнев А.В., Рублев Ю.В., Куценко А.Н.. Практикум по физике. – М.: Высшая школа, 1965.

11. Руководство к лабораторным занятиям по физике. Под редакцией Л.Л. Гольдина, - М.: Наука, 1983.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.