Здавалка
Главная | Обратная связь

Перипетии строительства



Официально строительство моста началось 2 октября 1900 года после торжественной церемонии. В связи с беспрецедентным размером данной конструкции оказалось необходимым применить инновационные методы строительства, что существенно замедлило строительство моста. К монтажу части пролетных строений моста не приступали вплоть до 22 июля 1905 года. Компания «Феникс» условилась завершить монтаж конструкции к последнему дню 1908 года. В противном случае по истечении этого срока компания должна была выплачивать Квебекской мостостроительной компании по 5000 долларов в месяц до тех пор, пока проект не будет завершен.

При возведении моста рабочие и прорабы обнаружили заметную деформацию некоторых поясов фермы. Когда рабочие попытались заклепать места соединений этих поясов, предварительно просверленные отверстия не совпали. Кроме того, прогибы наблюдались на некоторых самых нагруженных элементах, работающих на сжатие. Со временем прогиб этих элементов увеличивался. Об этом было сообщено Куперу, он в ответ запросил, по какой причине происходит деформация, но внятного ответа никто не мог дать. Выдвигалось предположение, что элементы конструкции поступили на строительную площадку в деформированном виде с завода – так считал главный инженер-проектировщик компании «Феникс» Питер Слапка. Позже он признался, что фактически ни разу не видел поясов, о которых шла речь. А изготовитель гарантировал, что когда они покидали склад, все элементы были совершенно прямыми.

Некоторые из инженеров отнеслись к проблеме равнодушно, расценивая ее как не внушающую опасения. Другие настаивали на том, что прогибы были результатом дефектных расчетов. Официальным представителем Купера на месте строительства был молодой инженер Норман МакКлур. 27 августа 1907 года, когда прогиб отдельных деталей достиг 57 мм., МакКлур добился приостановки строительства и отправился в Нью-Йорк, чтобы посоветоваться с генеральным консультантом. К тому времени рабочие уже сами опасались выходить на мост, случился ряд конфликтов с прорабом, закончившихся непродолжительной забастовкой. Тем не менее в отсутствие МакКлура было принято решение возобновить работы. Объяснение данного решения сохранилось в записке Куперу от Оаре в утверждении, что «моральные последствия приостановки работы будут очень скверными для всех заинтересованных сторон и, кроме того, могут остановить работу в этом сезоне по причине потери людей».

Теодор Купер был всерьез обеспокоен положением дел, о котором ему сообщил Норманн. После непродолжительного обсуждения инженеры телеграфировали руководству проекта о необходимости незамедлительной остановки всех работ на мосту до прояснения причин деформации. Еще одну аналогичную телеграмму Купер просил МакКлура отправить на стройку на всякий случай, но Норманн опаздывал на поезд и забыл второпях это сделать. Когда он добрался до Фениксвилля, где располагалась контора подрядчика, выяснилось, что его телеграмму оставили без внимания, поскольку главный инженер отсутствовал, но зато решено собрать совещание по вопросу остановки работ. Именно во время этого совещания произошло обрушение моста.

 

Обрушившийся Квебекский мост

 

Обрушение

Катастрофа, случившаяся 29 августа 1907 года близ Шодьера, потрясла современников своими безжалостными последствиями. Это была не просто авария в мостостроительстве, случилось бедствие, унесшее жизни семидесяти пяти человек. Обрушение случилось под вечер, без двадцати трех минут шесть, рабочие как раз заканчивали дневную норму и собирались уходить, но большинство из них находилось на недостроенной оконечности моста. Недостроенная полуарка нависала более, чем в 50 метрах над водой, внезапно она накренилась и в течение пятнадцати секунд рухнула в реку со страшным грохотом и встряской – жители окрестных деревенек, находившихся за десяток километров от моста, выскакивали из домов, думая, что произошло землетрясение.

Попытки спасти выживших не приводили к успеху – уже темнело, искалеченные люди застревали между спутанными покореженными балками, тонули в холодной воде. К тому же мало кто понимал, что произошло, и что нужно делать, многие находились в шоковом состоянии. Несколько человек чудом сумели выжить, их подобрали в лодки, спущенные на воду сразу после обрушения. К счастью, некоторые из жертв получили легкие травмы, общее число раненых составило одиннадцать человек.

Наутро стало видно, что мост представляет собой страшное зрелище – все металлоконструкции выступающего над рекой пролета были перекручены совершенно сюрреалистическим образом, 19 тысяч тонн металла загромоздили реку так, что сначала опасались ограничения судоходства. Были составлены полные списки работавших на мосту, началось опознание тел, которые извлекали из воды и из-под обломков. Шестьдесят одного человека признали пропавшими без вести, хотя всем было понятно, что, скорее всего, не выжил никто – это была правда, тела ещё в течение нескольких дней находили ниже по течению и среди остатков конструкции. Извлечение тел представляло собой отдельную сложную задачу – погибшие были придавлены тяжелыми обломками на дне, их тела оказывались запутанными в деформированных балках и тросах.

Тридцать три человека из погибших и двое раненых были индейцами из близлежащих деревень, работавших на постройке моста монтажниками. Выяснилось, что случайно спаслись шестеро индейцев, которые утром того самого рокового дня повздорили с мастером и уволились. Погибло несколько сотрудников компании «Феникс», строивших мост. Среди них были Б.А. Янсель, старший прораб, господин Берк, инженер, который вышел на мост непосредственно перед его обрушением, и два мастера Джон Уорли и Джим Айдахо. Один из инициаторов постройки моста, управляющий делами Квебекской мостостроительной компании, господин Барт, как раз в этот день привозил компанию своих друзей, чтобы показать им мост – они покинули стройку за час до обрушения и услышали грохот с дороги. Вернувшись, чтобы выяснить, что произошло, они узнали, что избежали жуткой гибели, поскольку незадолго до катастрофы прогуливались по мосту.

Газеты всего мира выражали соболезнования Канаде, в Лондоне писали об обрушение моста в Квебеке, как «о бедствии, разделяемом всей империей». Канадская пресса подробно описывала все факты, связанные с катастрофой, поэтому мы и сегодня можем узнать об ужасах и чудесах, творившихся в этот августовский вечер в Квебеке.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.