Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы функционирования СЭЗ в РФ



Создание СЭЗ в Российской Федерации – еще не привычный и не до конца освоенный процесс, и на этом пути до сих пор встречается большое число проблем, первая из которых касается вообще правомерности принятия каких-либо решений об образовании различных СЭЗ на территории России. Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (статья 74, часть 1). Исключения допускаются лишь в целях «…обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (статья 74, часть 2). Таким образом, пока эта коллизия не устранена, таможенные зоны не имеют никакой правовой базы и находятся под угрозой ликвидации.

 

Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, отсутствии на государственном уровне стратегии и тактики развития СЭЗ. Сказывается также отсутствие четкого механизма гарантий для иностранных инвесторов. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, какой инвестор придет со своим капиталом в такую «свободную зону». Кроме того, в настоящее время более привлекательным фактором для инвестора является не система льгот, а как раз инфраструктурные условия.

В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся охватить как можно большую территорию, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40–45 млн. долларов СШA, для таможенно-торговой зоны – 10–15 млн. долл.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.