Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономический эффект от трудовой миграции



Международная миграция рабочей силы связана с определенными издержками и в то же время дает известный выигрыш. К числу экономических издержек относятся расходы, связанные с переездом из одной страны в другую, затраты на поиски работы на новом месте жительства и т.д.

Существуют и другие виды издержек: отрыв от родственников и друзей, необходимость изучать новые обычаи и порядки, а часто и чужой язык. Решаясь на эмиграцию, мигрант многим рискует: в новой стране его никто не ждет, ему не просто найти подходящую работу, он может заболеть, стать жертвой мошенников и т.д. Поэтому часть эмигрантов, ничего не добившись, через некоторое время возвращаются на родину.

Однако большая часть из них добивается поставленной цели и в конечном счете выигрывает. Этот выигрыш может выражаться в большей, чем на родине зарплате, в возможности дать детям лучшее образование, перспективах их трудоустройства и т.д. Иногда это может быть не экономическая выгода, а политическая или физическая свобода.

Если считать, что миграция представляет собой инвестиции в человеческий капитал, то превышение выигрыша от миграции над ее издержками можно оценивать точно так же, как и для других видов инвестиций. С точки зрения экономического эффекта не имеет значения, какими причинами вызывается миграция населения: стремлением к большему заработку, региональными конфликтами и войнами, стихийными бедствиями, экономическими проблемами, распадом или объединением государств, личными причинами. Поэтому далее будем исходить из предпосылки существенной разницы в оплате труда как побудительного мотива миграции населения из бедной страны в богатую.

Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая влияние на объем государственных доходов и расходов как в отечестве, так и за рубежом.

На государственные финансы миграция рабочей силы воздействует по следующим направлениям:

1. мигранты перестают платить налоги на родине, но вынуждены уплачивать новые налоги в принимающей стране;

2. эмигранты освобождают государственный бюджет отечества от соответствующей части расходов на общественные блага и трансфертные платежи (национальная оборона и охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, пособие по безработице и др.);

3. иммигранты в принимающей стране подключаются к новому набору общественных благ и обретают новые права в части трансфертных платежей;

4. эмигранты, как правило, переводят часть денежных средств родственникам и друзьям на родине, что часто образует серьезный источник валютных поступлений для страны эмиграции.

Влияние на государственные доходы и расходы как страны эмиграции, так и принимающей страны зачастую бывает ощутимым.

Связано это с тем, что основную часть мигрантов составляют люди из средних слоев общества в раннем трудоспособном возрасте, имеющие определенное образование, квалификацию и специальность. Бедняки, деклассированные элементы имеют минимальные шансы на вовлечение в международную миграцию – они не располагают необходимыми для этого средствами и информацией.

Каков же общий итог разнонаправленных и противоречивых воздействий миграции рабочей силы на государственные расходы?

Принято считать, что в стране эмиграции потери от недопоступления налогов превышают экономию, возникающую в результате сокращения расходов на общественные блага и трансфертные платежи в связи с отъездом эмигрантов. Дело в том, что расходы государства на чистые общественные блага, как известно, не зависят напрямую от численности населения, пользующего этими благами (расходы на национальную оборону, радио и телевидение, освещение улиц и т.д.). Между тем как сумма налоговых поступлений строго зависит от числа налогоплательщиков и определяет количество и качество предоставляемых общественных благ.

Для некоторых стран, однако, бывает выгодным отпускать своих граждан для работы за рубежом. Причиной этого является поток переводов, поступающих от мигрантов на родину для родственников и друзей. Такого рода переводы в отдельных странах образуют значительный источник дохода в конвертируемой валюте. Так, работающие за рубежом граждане Пакистана дают в 5 раз больше валюты, чем страна получает от экспорта товаров и услуг. В Йемене в отдельные годы валютные переводы эмигрантов были в 30 раз больше поступлений от внешней торговли. В Египте переводы эмигрантов оцениваются примерно в 3 млрд. долл., тогда как доходы от туризма – 600 млн. долл.

Что же касается принимающей страны, то распространенное общественное мнение обычно сводится к следующему: поток иммигрантов создает дополнительную нагрузку на государственный бюджет страны. Это мнение обосновывается необходимостью выплаты мигрантам пособий по бедности и безработице, увеличением расходов на поддержание общественного порядка, содержание дошкольных учреждений, общественных школ и др. Конечно, подобная ситуация не исключена в отдельных странах. Однако нужно помнить, что иммиграция увеличивает общий доход страны, поскольку растет ее обеспеченность одним из важнейших факторов производства.

Если мигранты не обладают значительным финансовым или человеческим капиталом, то это может снизить удельную отдачу капитала и земли, а следовательно, и объем потенциального ВНП в расчете на единицу капитала. Когда же иммигранты приносят с собой в принимающую страну значительный капитал (финансовый или человеческий), то ситуация кардинально меняется. Финансовые средства, образование и квалификация иммигрантов превращают их в важнейший источник экономического роста принимающей страны, а выигрыш от миграции превосходит потери.

Таким образом, баланс соотношения выигрышей и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а расхожее общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается ложным.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.