Здавалка
Главная | Обратная связь

Выявление ролей и лидерства



Тема 9 «Лидерские качества и их значение в профессиональной деятельности врача. Факторы, оказывающие влияние на профессиональный рост и успешность врача»

Из книги Р. Вердербер, К. Вердербер «Психология общения. Полный курс»

Учеными было предложено большое количество определений лидерства. Во всех этих определениях лидерство рассматривалось как процесс влияния на членов группы для выполнения групповых целей (Shaw, 1981). Как вы помните, влияние — это коммуникативный процесс, который изменяет убеждения и действия других, но лидерство — это больше, чем влияние. Лидерство — это использование влияния для помощи группе в достижении ее целей. Оно включает в себя мотивацию других членов группы для продолжения работы над общими целями. Давайте рассмотрим, как лидерство служит группе.

Функции лидерства

В своей книге по коммуникации в малых группах Фишер и Эллис (Fisher & Ellis, 1990) утверждают, что лидер участвует в реализации «жизненно важных функций» группы. Эти функции включают в себя влияние на групповые процедуры и выполнение задач, а также поддержку удовлетворительных отношений между членами группы.

Лидерство может быть распределено между всеми членами группы, поскольку различные роли в группах специально предназначены для выполнения каждой из этих функций. Тем не менее в большинстве групп некоторые из ролей, которые необходимы для эффективной работы группы, не принимаются на себя ее членами. Существует мнение, что роль лидера состоит в том, чтобы принять на себя какую-либо роль, необходимую группе, если она не принята на себя другими членами (Rothwell, 1998).

Б. Обри Фишер (Fisher, 1985), известный специалист в области коммуникации, считает, что исполняющие роль лидера должны иметь разносторонние способности и приспосабливать свое поведение к ситуации. Лидеры умеют выслушивать группу, они настраиваются на то, что нужно ей в данное время. Основываясь на услышанном, лидеры приспосабливают свое поведение к ситуации и влияют на поведение группы так, чтобы это способствовало выполнению задачи.

Типы лидеров

В группе часто бывает более чем один лидер. Многие группы имеют формального лидера, то есть назначенного, наделенного властью воздействовать на других. Формальный лидер может быть назначен какой-либо внешней по отношению к группе организацией. В некоторых ситуациях группа сама избирает формального лидера. В обоих случаях человек, который принимает на себя официальное руководство группой, получит привилегии законной власти, на основе которой он будет влиять на группу. В одном случае власть пришла извне группы, в другом — из самой группы. Во время работы группа может иметь только одного формального лидера, но лидерские функции могут выполнять несколько человек. Неформальные лидеры — это члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе. Неформальные лидеры не обладают законной властью, их влияние основано, скорее, на компетентности и авторитете.

Как члены группы устанавливают и поддерживают неформальное лидерство.

В соответствии с исследованиями Эрнста Бормана (Bormann, 1990), члены группы, которые становятся неформальными лидерами, в действительности не избираются; скорее, они выявляются через процесс двухступенчатого отсева.

В течение первой стадии процесса у членов группы формируется еще незрелое представление друг о друге, основанное на опыте краткого общения. В течение этого периода отсеиваются те члены группы, которые не демонстрируют желания принять на себя обязанности или не имеют необходимых навыков для роли лидера. С меньшей вероятностью могут выявиться как лидеры те, кто не участвует в разговоре (как из-за застенчивости, так и из-за равнодушия), а те, кто чрезмерно категоричен в своих неординарных точках зрения и позициях, воспринимаются как недостаточно информированные, недостаточно интеллектуальные и опытные или ведущие себя вызывающе.

Выявление ролей и лидерства

Выберите недавно сформированную группу, как минимум, из пяти человек, к которой принадлежите и вы, где есть неформальные лидеры. В ваших рабочих тетрадях определите роли, которые, на ваш взгляд, будет играть каждый член группы. Помните, что каждый участник может исполнять более чем одну роль. Затем ответьте на следующие вопросы: есть ли в группе формальный лидер? Кто является неформальным лидером? Как он появился? Что в его действиях говорит о том, что этот человек выполняет функции лидера? Почему никто из прочих членов группы не стал неформальным лидером? Предположим, цель, стоящая перед вашей группой, была изменена. Каким образом это повлияет на лидерство в вашей группе?

В течение второй стадии приемлемые для группы претенденты на роль лидера могут соперничать в борьбе за власть. Иногда один из претендентов на лидерство становится неформальным лидером, потому что группа стоит перед кризисом, который распознал этот член группы, и он может помочь группе справиться с ситуацией лучше, чем другие. В иных случаях претендент может стать неформальным лидером, потому что один или более членов группы испытывают к нему доверие и открыто поддерживают предпринимаемые им попытки воздействия.

В некоторых группах один из претендентов со временем будет признан большинством участников группы неформальным лидером. В других группах двое или более претендентов могут удобно разделить неформальное лидерство, приспосабливаясь и взаимно дополняя друг друга. Например, один лидер действует особенно гармонично в групповых взаимоотношениях и использует свое влияние, чтобы не позволить конфликтам нарушать работу группы. Другой лидер не дает группе отклоняться от повестки дня во время собрания. Однако в основном члены группы будут более восприимчивы к неформальному лидерству тех претендентов, которые обеспечивают соответствующие сочетания процедурных, ориентированных на цель и поддерживающих отношения влияний.

Студенты часто интересуются, как им стать лидерами. Поскольку лидерство проявляется через коммуникационное поведение, следуя приведенным ниже рекомендациям, вы можете укрепить свое влияние.

1. Активно участвуйте в дискуссиях. Когда члены группы не участвуют в дискуссии, другие могут посчитать их незаинтересованными или недостаточно владеющими информацией. Показывайте, что вы заинтересованы в групповой работе, участвуя в общей дискуссии.

2. Приходите на собрания группы подготовленными. Недостаточно информированные члены группы редко становятся лидерами, тогда как демонстрирующие знания и опыт получают власть.

3. Внимательно выслушивайте идеи и взгляды других. Лидер должен понимать мысли и потребности членов группы, потому что лидерство требует анализа потребностей группы. Когда вы внимательно слушаете, вы также демонстрируете готовность обсудить точку зрения, отличную от вашей. Более вероятно, что мы согласимся с попыткой повлиять на нас, когда считаем, что человек действительно нас понимает.

4. Избегайте чрезмерно жестко настаивать на своих взглядах. Когда другие члены группы подозревают в ком-то недостаточную гибкость, менее вероятно, что они примут такого человека как лидера.

5. Активно влияйте на понимание проблемы. В процессе решения проблем членам группы может быть неясно, что происходит. В результате они почувствуют неуверенность. Гейл Т. Фэрхерст исследовала, как лидеры влияют на понимание проблемы в группах, она называет этот процесс фреймингом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.