Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии



ДЕТИ

С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ:



КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ


 

 

Министерство образования Российской Федерации

Государственное научное учреждение

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с

выявленными отклонениями в развитии»

Институт коррекционной педагогики

Российской академии образования

Научный центр здоровья детей

Российской академии медицинских наук

 

Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю.

П75 Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 96 с. (Серия «Ранняя помощь»)

ISBN 5-472-00032-7

Методическое пособие содержит данные о диагностике и комплекс­ной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией на первом году жизни. В книге детально проанализирован процесс фор­мирования двигательных функций, описаны этапы познавательного и доречевого развития ребенка в онтогенезе. Систематизированы клиниче­ские проявления задержки психомоторного развития, позволившие авто­рам вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося разви­тия и методы их коррекции у детей младенческого возраста.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам ЛФК, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям.

 

Подписано в печать с диапозитивов 29.04.2004. Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 3.77. Усл. печ. л. 5,04. Тираж 3000 экз. Заказ № 2344.

ISBN 5-472-00032-7

© Приходько ОТ., Моисеева Т.Ю., 2004
769 525©Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004


Содержание

 

Введение ...............................................................……………………….……4

Сравнительная характеристика психомоторного

развития ребенка первого года жизни

при нормальном и нарушенном развитии..…………………………………6

Коррекционная работа с детьми с двигательной

патологией на первом году жизни................. ………………………………29

Стимуляция двигательного развития

и коррекция его нарушений............................ ……………………………...30

Коррекционно-развивающая педагогическая
работа с ребенком первого года жизни.............. ……………………………..61


Введение

В пособии раскрываются особенности двигательно­го, познавательного и доречевого развития, а также содержание коррекционной работы с детьми первого года жизни, имеющими двигательные нарушения. Пособие адресовано специалистам служб ранней помо­щи, домов ребенка, психоневрологических поликли­ник и больниц, а также родителям детей с двигатель­ной патологией.

В последние годы отмечается рост числа детей, ро­дившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные пора­жения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вре­доносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Веду­щее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально раз­вивающегося плода. До 1979 г. в клинической прак­тике для обозначения перинатальной патологии моз­га применялся термин «внутричерепная родовая трав­ма».

С 1979 г. используется терминология и клини­ческая классификация, предложенная

Ю. А. Якуни­ным. В соответствии с этой классификацией был вве­ден термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-й неде­ли жизни (для детей первых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преимущественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинико-неврологический синдром. ПЭП может иметь различную степень тяжести: легкую, среднюю, легкую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС». По данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев.

Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем появится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и силь­нее всего страдает двигательный анализатор. В силу того что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.

ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинаталь­ной церебральной патологией постепенно по мере со­зревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двига­тельного анализатора, а также психического, дорече­вого и речевого развития. С возрастом при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепен­но формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к исходу заболевания в детский церебральный паралич (ДЦП).

Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем детям, у которых ярко выражены тяжелые двигательные расстройства: нару­шения тонуса мышц, ограничение их подвижности, патологические тонические рефлексы, непроизволь­ные насильственные движения (гиперкинезы и тре­мор), нарушения координации движений и т. д. Ос­тальным детям с церебральной патологией ставится ди­агноз «перинатальная энцефалопатия; синдром це­ребрального паралича (или синдром двигательных расстройств)».

У детей с синдромами двигательных расстройств и ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и опозданием формируются функция удержания голо­вы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходь­бы, манипулятивной деятельности. Двигательные на­рушения в свою очередь оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых фун­кций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — ми­нимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких преде­лах, и может наблюдаться целая гамма различных со­четаний. Например, при грубых двигательных нару­шениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных рас­стройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и органи­зации адекватной коррекционной работы можно дос­тичь значительных успехов в преодолении перинаталь­ной патологии. Исследования К. А. Семеновой, Л. О.Бадаляна, Е. М. Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики — не позднее 4—6-месяч­ного возраста ребенка — и раннего начала адекватно­го систематического медико-педагогического воздей­ствия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2—3-летнему возрасту. В случае позднего вы­явления детей с перинатальной патологией и отсут­ствия адекватной коррекционной работы возникнове­ние тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные мето­ды клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головно­го мозга, необходимо организовать работу по их пре­одолению. Ведущую роль при этом играет врач-невро­патолог. Он назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадле­жит также инструктору ЛФК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям.

В данном пособии представлены основные направ­ления и содержание работы инструктора ЛФК, педагога-дефектолога, логопеда, работающих с детьми с задержкой двигательного, психического и доречевого развития. Многие упражнения могут использоваться и родителями; но прежде чем родители начнут работу по стимуляции психомоторного развития своего ребен­ка, они обязательно должны получить консультацию лечащего врача и вести работу под его непосредствен­ным контролем. В условиях специальных учреждений системы здравоохранения и образования коррекционная работа определяется режимом учреждения под руководством лечащего врача и заведующего отделе­нием.

 

Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии

Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов: I — период новорожденности; II — 1—3 мес; III — 3—6 мес; IV — 6—9 мес; V — 9—12 мес. На каждом возрастном эта­пе формируются специфические функции, которые служат показателями возрастного развития и опреде­ляют его последовательный ход. Для выявления нару­шений психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать основные этапы раз­вития здорового ребенка.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.