Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитииСтр 1 из 12Следующая ⇒
ДЕТИ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Министерство образования Российской Федерации Государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Институт коррекционной педагогики Российской академии образования Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук
Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. П75 Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 96 с. (Серия «Ранняя помощь») ISBN 5-472-00032-7 Методическое пособие содержит данные о диагностике и комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией на первом году жизни. В книге детально проанализирован процесс формирования двигательных функций, описаны этапы познавательного и доречевого развития ребенка в онтогенезе. Систематизированы клинические проявления задержки психомоторного развития, позволившие авторам вынести на обсуждение различные варианты отклоняющегося развития и методы их коррекции у детей младенческого возраста. Пособие адресовано учителям-дефектологам, логопедам, психологам, врачам ЛФК, массажистам и всем специалистам, работающим в системе реабилитации детей раннего возраста, а также родителям.
Подписано в печать с диапозитивов 29.04.2004. Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 3.77. Усл. печ. л. 5,04. Тираж 3000 экз. Заказ № 2344. ISBN 5-472-00032-7 © Приходько ОТ., Моисеева Т.Ю., 2004 Содержание
Введение ...............................................................……………………….……4 Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии..…………………………………6 Коррекционная работа с детьми с двигательной патологией на первом году жизни................. ………………………………29 Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений............................ ……………………………...30 Коррекционно-развивающая педагогическая Введение В пособии раскрываются особенности двигательного, познавательного и доречевого развития, а также содержание коррекционной работы с детьми первого года жизни, имеющими двигательные нарушения. Пособие адресовано специалистам служб ранней помощи, домов ребенка, психоневрологических поликлиник и больниц, а также родителям детей с двигательной патологией. В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. До 1979 г. в клинической практике для обозначения перинатальной патологии мозга применялся термин «внутричерепная родовая травма». С 1979 г. используется терминология и клиническая классификация, предложенная Ю. А. Якуниным. В соответствии с этой классификацией был введен термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-й недели жизни (для детей первых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преимущественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинико-неврологический синдром. ПЭП может иметь различную степень тяжести: легкую, среднюю, легкую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС». По данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем появится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. С возрастом при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к исходу заболевания в детский церебральный паралич (ДЦП). Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем детям, у которых ярко выражены тяжелые двигательные расстройства: нарушения тонуса мышц, ограничение их подвижности, патологические тонические рефлексы, непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы и тремор), нарушения координации движений и т. д. Остальным детям с церебральной патологией ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия; синдром церебрального паралича (или синдром двигательных расстройств)». У детей с синдромами двигательных расстройств и ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения в свою очередь оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — минимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных расстройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи. Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии. Исследования К. А. Семеновой, Л. О.Бадаляна, Е. М. Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики — не позднее 4—6-месячного возраста ребенка — и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2—3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным. В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Ведущую роль при этом играет врач-невропатолог. Он назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадлежит также инструктору ЛФК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям. В данном пособии представлены основные направления и содержание работы инструктора ЛФК, педагога-дефектолога, логопеда, работающих с детьми с задержкой двигательного, психического и доречевого развития. Многие упражнения могут использоваться и родителями; но прежде чем родители начнут работу по стимуляции психомоторного развития своего ребенка, они обязательно должны получить консультацию лечащего врача и вести работу под его непосредственным контролем. В условиях специальных учреждений системы здравоохранения и образования коррекционная работа определяется режимом учреждения под руководством лечащего врача и заведующего отделением.
Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов: I — период новорожденности; II — 1—3 мес; III — 3—6 мес; IV — 6—9 мес; V — 9—12 мес. На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателями возрастного развития и определяют его последовательный ход. Для выявления нарушений психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать основные этапы развития здорового ребенка.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|