Здавалка
Главная | Обратная связь

Ill период (с 3 до 6 месяцев)



Моторное развитие.В этот возрастной период поза ребенка определяется развивающимися выпрямляю­щими реакциями туловища.

В положении на спине конечности в полусогнутом положении, кисти почти постоянно открыты. Поза зависит от двигательной активности ребенка. Физио­логическая гипертония сгибателей сменяется нормаль­ным мышечным тонусом. Сопротивление пассивным движениям практически отсутствует. Объем движений в конечностях полный. В этом периоде ребенок, лежа на спине, часто принимает позу «лягушки»: бедра со­гнуты, повернуты кнаружи, колени также несколько направлены кнаружи. Из этого положения, слегка приподнимая таз, ребенок двигает ногами вперед к лицу, играет ногами и даже тянет их в рот. Самым важ­ным показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и конечностей. Малыш все чаще поворачивает голову, поднимает руки вверх, поднимает их до уровня глаз и выше, тянется к игрушке, захватывает, перекладывает ее из руки в руку, подносит ко рту, ощупывает одежду, перебира­ет ее пальчиками, складывает руки. Захват предме­та — это первое целенаправленное движение грудного ребенка. В начале периода возможен захват предмета только перед грудью, а к концу периода ребенок спо­собен взять предмет, находящийся над лицом или сбо­ку. К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зри­тельно-моторной координации, которая является уз­ловой в этот период.

При потягивании за руки на 5 месяце жизни голова с туловищем располагаются по одной линии, ноги слег­ка согнуты. К 6 месяцам голова сгибается еще боль­ше, голова притягивается к груди. Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Сначала пово­рот осуществляется «блоком»: сгибает голову, повора­чивает ее в сторону, за головой следует туловище. К концу третьего периода ребенок осваивает повороты со спины на живот с элементами ротации между пле­чевым поясом и тазом. Затем возникают повороты вок­руг оси тела, начиная с нижней части: поворот ног ве­дет к повороту верхней части туловища. В положении на животе постепенно исчезает флексорная поза. Фор­мируется разгибание головы и выпрямление тулови­ща, что способствует дальнейшему выпрямлению ног. В возрасте 4—5 месяцев ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, от­крывает кисть. Голова по средней линии, ноги разо­гнуты. К концу этого периода возможна опора на ла­дони вытянутых рук с приподнятой грудной клеткой.

К концу третьего периода в положении горизонталь­ного подвешивания голова поднята, туловище и ноги разогнуты. Развивается оптическая реакция на опору рук: при приближении к столу руки ребенка выпрям­ляются и вытягиваются к опоре. В положении верти­кального подвешивания ребенок в ответ на зрительные и слуховые раздражители свободно поворачивает го­лову, подтягивает ноги к животу. Поставленный на опору, выпрямляет голову и туловище. Опора к 6 ме­сяцам становится хорошей.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы с 4 месяцев на мышечный тонус и позу не оказывают ни­какого влияния, только во сне ребенок может прини­мать асимметричную позу.

Безусловные рефлексы, за исключением сосатель­ного и Моро, уже не вызываются. Отдельные компо­ненты рефлекса Моро могут сохраняться до б месяцев.

Нарушение двигательного развития проявляется в том, что у детей с двигательной патологией при на­личии повышенного мышечного тонуса сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная, говорит о патологическом разви­тии центральной нервной системы. При патологии от­мечается выраженное сопротивление пассивным дви­жениям, уменьшение их объема. В третий возрастной период сохранение мышечного тонуса, как правило, сочетается с тоническими рефлексами, которые задер­живают нормальную постуральную активность. В по­ложении лежа на спине заметна тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечнос­тей. Разгибательная поза рук сочетается с пронацией предплечий и кистей и сгибанием пальцев, разгибательное положение ног сочетается с приведением и внутренней ротацией бедер, иногда перекрестом ног на уровне голеней и подошвенном сгибании стоп.

В положении на животе усиливается, а не умень­шается флексорный тонус. Руки продолжают располагаться под грудью, их трудно отвести в стороны, выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнуты, таз поднят. Такая поза обусловлена влиянием шейно­го тонического рефлекса (ШТР).

В случае легкого поражения диагностика затруд­нена, поэтому можно провести пробы, выявляющие незначительные нарушения двигательного развития:

• на разгибание головы и шеи, лежа на спине;

• на тракцию за руки;

• на АШТР;

• на отсутствие шейной выпрямительной реакции;

• на спазм аддукторов бедер;

• на защитный поворот головы;

• на флексорную спастичность мышц;

• на опорную функцию рук.

В этот возрастной период безусловные рефлексы уже не вызываются, кроме рефлексов сосательного и Моро (до 5 месяцев). У глубоко недоношенных детей отдельные рефлексы могут сохраняться более длитель­но.

Повышение мышечного тонуса в сочетании с позотоническими рефлексами препятствует формированию возрастных двигательных навыков, нарушает произ­вольную активность, в первую очередь рук. Затрудне­ны направленные движения рук к игрушкам, захват, если и получается, то в пронаторной позе предплечья и кисти. Из-за выраженного АШТР ребенок не может поднести руку и игрушку ко рту.

При мышечной гипотонии сопротивление пассив­ным движениям снижено вплоть до полного отсут­ствия. При выраженной гипотонии с рождения к 6-му месяцу могут сформироваться разгибательные кон­трактуры. Такие дети предпочитают лежать на спине, к игрушке не тянутся, вложенную в руку игрушку быстро выпускают. В этот период еще больше заметна задержка развития цепных установочных рефлексов.

Мышечная гипотония в этом периоде может свиде­тельствовать о перинатальном поражении мозга, на­чинающемся рахите, соматических заболеваниях, на­рушении питания, эндокринной патологии, нервно-мышечных заболеваниях. Мышечная гипотония вследствие перенесенной гипоксии чаще всего к 3-му меся­цу жизни через период нормализации мышечного то­нуса переходит в гипертонус.

Встречается и мышечная дистония, характерная для недоношенных детей, детей с низкой массой тела. Синдром мышечной дистонии характеризуется сменой гипо- или нормотонии мышц в покое мышечным ги­пертонусом при попытке пассивных движений или попытке произвести активное движения, а также при положительных или отрицательных эмоциях. Выра­женная мышечная гипотония задерживает развитие выпрямительных реакций так же, как и гипертонус.

Нарушение двигательного развития с 4 до 6 месяца сопровождается задержкой цепных выпрямительных реакций туловища. В этом случае, лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает го­лову и не удерживает ее в срединном положении или делает это как в более раннем возрасте. В положении на спине не формируется сгибание головы и подтяги­вание.

При тракции за руки ребенок не подтягивается к рукам, а откидывается назад или поднимается вместе с согнутыми руками «дощечкой». Полностью отсут­ствуют или слабо выражены попытки к повороту на бок и на живот. При одностороннем поражении поворот осуществляется только через пораженную сторону.

В положении горизонтального подвешивания при высоком тонусе мышц сохраняется флексорная поза. При мышечной гипотонии голова и конечности свиса­ют. При вертикальном подвешивании дети с гиперто­нусом мышц плохо удерживают голову, с трудом по­ворачивают ее в сторону. При приближении к поверх­ности — опора на пальцы. При гипотонии, даже к кон­цу периода, опора практически отсутствует: нет раз­гибания туловища, ноги подгибаются. При дистонии мышц опора в полусогнутом положении.

Таким образом, нежелание ребенка 4—5 месяцев ле­жать на животе, невозможность в этот период удержи­вать голову по средней линии в горизонтальном и вер­тикальном положении, отсутствие опоры на предпле­чья в положении лежа на животе, задержка попыток поворотов на бок после 4 месяцев и на живот после 5 месяцев не только самостоятельных, но и при стиму­ляции игрушкой, наличие патологического мышечно­го тонуса и тонических рефлексов, а также повороты «блоком» (отсутствие ротации между плечевым поясом и тазом) являются диагностическими критериями за­держки двигательного развития.

Познавательное развитие.У здорового ребенка от 3 до 6 месяцев отмечается дальнейшее развитие зри­тельных и слуховых ориентировочных реакций. Совер­шенствуется слуховое и зрительное сосредоточение и прослеживание в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). К 4 месяцам ребе­нок локализует звук в пространстве (поворачивает го­лову в сторону невидимого источника звука и находит его). К 5 месяцам совершенствуется общение ребенка со взрослыми, начинает дифференцироваться «комп­лекс оживления».

Возникает ориентировочная реакция: прежде чем вступить в контакт, ребенок внимательно всматрива­ется в лицо взрослого. Отличает близких людей от чу­жих (по-разному реагирует на лицо знакомого и не­знакомого человека). При виде чужих людей переста­ет улыбаться, усиленно и напряженно их рассматри­вает, может заплакать. Появляется новая эмоциональ­ная реакция — радость при узнавании матери и крик после ее ухода. Ребенок различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. К 6 месяцам ма­лыш узнает по звучанию свое имя.

Важнейшими достижениями на этом этапе являет­ся развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук (умение захватывать предмет, удерживать и манипулировать). В 4—5 месяцев ребенок начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зри­тельно-моторная координация (взгляд направляет и контролирует движение руки). Захват предмета — пер­вое целенаправленное действие грудного ребенка. Хва­тание постепенно совершенствуется, ребенок свобод­но берет игрушку из разных положений и начинает осуществлять простейшие манипуляции.

Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией характеризуется тем, что эмоциональное общение со взрослыми кратковремен­но, ориентировочная реакция быстро переходит в ре­акцию страха. В реакции на новое эмоциональный компонент преобладает над познавательным (в новой обстановке ребенок начинает кричать, плакать). «Ком­плекс оживления» часто неполноценен и не дифферен­цируется (из-за выраженных двигательных наруше­ний).

Прослеживание за предметами фрагментарное, ре­бенок не изучает игрушку, не «ощупывает» ее взгля­дом и после некоторого сосредоточения теряет к ней интерес. Интерес к игрушкам и окружающим предме­там снижен. Ребенок предпочитает рассматривать свои руки, а не игрушки. Локализация звука в простран­стве чаще не выражена. Иногда сохраняется повышен­ная чувствительность на любой слуховой раздражитель в виде вздрагивания, мигания век, плача.

В тяжелых случаях при выраженных двигательных нарушениях отсутствует зрительно-моторная коорди­нация: ребенок не тянется к предмету и не захватыва­ет его. Движения рук замедленны, некоординированны. У многих отмечается патологическое состояние ки­стей рук, характеризующееся приведением большого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В более легких случаях зрительно-моторная координация не­полноценна, она только начинает развиваться (ребе­нок тянется к предмету, но захват не удается; он мо­жет удержать вложенную игрушку, но не дотягивает ее до рта).

Доречевое развитие.У здорового ребенка в III период появляется истинное или певучее гуление, которое отличается от начального разнообразием зву­ков с преобладанием сочетаний гортанных и гласных, продолжительностью, певучестью, интонационной ва­риабельностью. Звуки гуления возникают на выдохе, что является своеобразной тренировкой речевого ды­хания, и произносятся спонтанно, с открытым ртом. В период певучего гуления наиболее интенсивно раз­вивается интонационная система языка. Звуки, состав­ляющие гуление, уже приближаются к стандартным фонемам, которые выступают как самостоятельный речевой сигнал.

На этом этапе отмечается переход чисто рефлек­торных звуков в социализированные,

т. е, звуки гу­ления все больше и больше начинают выполнять фун­кцию общения ребенка с окружающими. Ребенок ак­тивнее гулит в присутствии других людей. В период певучего гуления произнесение звуков не сопровож­дается общими, диффузными движениями и не явля­ется составной частью «комплекса оживления», как это было в предыдущий период. Постепенно диффуз­ные движения притормаживаются, ребенок как бы со­средотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Прислушиваясь и подражая самому себе, ребенок произносит цепочки звуков. Са­моподражание в гулении — новое качественное при­обретение в доречевом развитии ребенка в данный период.

Репертуар звуков гуления постепенно обогащается, удлиняются цепочки звуков и, наконец, появляется сочетание губных звуков с гласными (па, ба, ма), что свидетельствует о переходе к следующему этапу доречевого развития — лепету.

Патология голосовых реакций у детей с двигатель­ными нарушениями в III периоде развития может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие го­лосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. У многих детей гуле­ние появляется в более поздние сроки. Неполноцен­ность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, от­сутствии даже элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их воз­никновения. Однообразие звуков сочетается с их спе­цифическим произнесением: звуки тихие, нечеткие, часто с носовым оттенком, не соответствующие фоне­тическим единицам языка.

Большинство детей с двигательной патологией в данный период издает редуцированные (усредненные) гласные звуки и их сочетания (а, э, аэ, эо) — спонтан­но или при общении со взрослым. Эти короткие звуки гуканья, как правило, не имеют интонационной окрас­ки.

Отдельные недифференцированные звуки представ­ляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки (г, к, х) в гулении часто отсутствуют, так как для их ар­тикуляции необходимо участие корня языка, что зат­руднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.

Недостаточная активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового ана­лизатора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.