IV период (6-9 месяцев)
Моторное развитие.IV период характеризуется разнообразной двигательной активностью нормально развивающегося ребенка. Малыш часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, свободно крутится на животе с вытянутыми и отведенными в стороны ногами, В положении на животе ребенок высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны, а иногда и назад, опирается на вытянутые руки и легко переносит центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну руку, он другой тянется к игрушке. В начале этого периода появляется попытка к ползанию назад. К 8 месяцам ребенок начинает двигаться вперед к игрушке. Может повернуться с живота на спину. Встает на четвереньки. В начале этого периода ребенок, как правило, садиться самостоятельно еще не может. Посаженный ребенок в 6—7 месяцев сидит непродолжительное время. Если взять лежащего на спине ребенка за руку и слегка подтянуть, он тотчас же садится, опираясь на другую руку. В 7—8 месяцев малыш может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной и даже садиться самостоятельно из положения стоя на четвереньках или с поворотом на бок. В 8—9 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку кровати или манежа, сначала на колени, а затем на ноги. Наряду с верхним появляется нижний рефлекс Ландау, при котором в горизонтальном подвешивании ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, а затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. Эту позу он не может удерживать длительное время, но после отдыха рефлекс можно вызвать опять. После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равновесия. С улучшением контроля над положением туловища руки освобождаются для более дифференцированных действий. В 7—8 месяцев ребенок стучит, размахивает игрушками. В этот период совершенствуется функция доставания и захвата (с использованием большого пальца). О нарушении моторного развития в IV период свидетельствует наличие патологической, не соответствующей возрасту позы на животе и спине; невозможность самостоятельно изменить положение тела; снижение возрастной спонтанной двигательной активности. Даже при легком поражении изменение мышечного тонуса выявляется при внешнем осмотре и наблюдении за поведением ребенка. В соответствии с преобладанием типа повышения тонуса (флексорный или экстензорный) меняется поза в покое, причем не только туловища и головы, но и рук. В период возбуждения нарушения становятся более выраженными, проявления дистонии и дистонические атаки — более явными. Задержка двигательного развития на более ранней стадии, отсутствие оптической опоры рук, позы на животе, невозможность приподняться на вытянутых руках, невозможность манипулировать одной рукой при опоре на трех других конечностях, патологическая опора на пальцы, а не на полную стопу свидетельствуют о поражении нервной системы. Если ребенка посадить, то он не в состоянии удержать правильную позу даже кратковременно. Поворачивается только блоком, реакции равновесия не выражены. Нет попыток передвигаться или передвигается неправильным способом. Отсутствие попыток принять вертикальную позу к 9 месяцам — важный признак нарушения развития движений в этот период. Познавательное развитие.Для нормального развития познавательной деятельности ребенка в IV периоде характерным является появление начального понимания обращенной речи (выделение по слову близких людей, нескольких знакомых предметов, игрушек, часто называемых и находящихся в определенном месте; выполнение разученных ранее действий — «ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Ребенок осуществляет неспецифические манипуляции с предметами, т.е. действует стереотипно, одинаково, не учитывая даже физических свойств предметов (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями, выражающими удивление, радость, неудовольствие. Все это — проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения. Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что у них часто отмечается слабость слуховых дифференцировок на голос, тон, недостаточность слухового внимания и трудности определения звука в пространстве, что задерживает развитие начального понимания обращенной речи. Ориентировочная реакция на новое лицо недостаточна и не переходит в познавательный интерес. Отсутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию. Ребенок не выполняет разученные ранее действия. Вместо ориентировочной реакции и манипулятивной деятельности выражены общий «комплекс оживления» и подражательная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реакции бедные, маловыразительные. Зрительно-моторная координация только начинает развиваться. Чаще всего дети не совершают неспецифических манипуляций с предметами. Начинает развиваться функция хватания, но она несовершенна. При захвате движения пальцев недифференцированные, расположение их на предмете случайно. Доречевое развитие.При нормальном развитии . IV период знаменует собой начало лепета. К 6 месяцам нормально развивающийся ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба-а-а, ма-а-а), а также сочетания язычных и гласных звуков (та-а-а, ла-а-а). Вначале слоги произносятся однократно, очень редко, как бы случайно. Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Повторное произнесение слогов под контролем слуха способствует формированию необходимой для речи слухо-вокальной интеграции. Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, отбирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической вокализации характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме типичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, т. е. тренируется координация между дыханием и артикуляцией. Характерна определенная последовательность в появлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к х; губные и губно-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, н. Среди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков. Примерно с 6—7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других и постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. Нарушение доречевого развития проявляется в том, что на этом этапе для детей с двигательными расстройствами характерна низкая голосовая активность. Лепет отсутствует или малоактивный, без четкой интонационной выразительности, возникает редко. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|