Здавалка
Главная | Обратная связь

IV период (6-9 месяцев)



Моторное развитие.IV период характеризуется разнообразной двигательной активностью нормально развивающегося ребенка. Малыш часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, свободно крутится на животе с вытянутыми и отведенными в стороны ногами, В положении на животе ребенок высоко под­нимает голову, поворачивает ее во все стороны, а иног­да и назад, опирается на вытянутые руки и легко пе­реносит центр тяжести с одной руки на другую. Опи­раясь на одну руку, он другой тянется к игрушке. В начале этого периода появляется попытка к полза­нию назад. К 8 месяцам ребенок начинает двигаться вперед к игрушке. Может повернуться с живота на спину. Встает на четвереньки.

В начале этого периода ребенок, как правило, са­диться самостоятельно еще не может. Посаженный ребенок в 6—7 месяцев сидит непродолжительное вре­мя. Если взять лежащего на спине ребенка за руку и слегка подтянуть, он тотчас же садится, опираясь на другую руку. В 7—8 месяцев малыш может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной и даже садить­ся самостоятельно из положения стоя на четвереньках или с поворотом на бок. В 8—9 месяцев ребенок начи­нает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку кровати или манежа, сначала на колени, а затем на ноги. Наряду с верхним появляется нижний рефлекс Ландау, при котором в горизонтальном подвешивании ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, а затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. Эту позу он не может удерживать длительное время, но после отдыха рефлекс можно вызвать опять. После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равнове­сия. С улучшением контроля над положением тулови­ща руки освобождаются для более дифференцирован­ных действий. В 7—8 месяцев ребенок стучит, разма­хивает игрушками. В этот период совершенствуется функция доставания и захвата (с использованием боль­шого пальца).

О нарушении моторного развития в IV период сви­детельствует наличие патологической, не соответству­ющей возрасту позы на животе и спине; невозможность самостоятельно изменить положение тела; снижение возрастной спонтанной двигательной активности. Даже при легком поражении изменение мышечного тонуса выявляется при внешнем осмотре и наблюде­нии за поведением ребенка. В соответствии с преобла­данием типа повышения тонуса (флексорный или экстензорный) меняется поза в покое, причем не только туловища и головы, но и рук. В период возбуждения нарушения становятся более выраженными, проявле­ния дистонии и дистонические атаки — более явны­ми.

Задержка двигательного развития на более ранней стадии, отсутствие оптической опоры рук, позы на жи­воте, невозможность приподняться на вытянутых ру­ках, невозможность манипулировать одной рукой при опоре на трех других конечностях, патологическая опо­ра на пальцы, а не на полную стопу свидетельствуют о поражении нервной системы. Если ребенка посадить, то он не в состоянии удержать правильную позу даже кратковременно. Поворачивается только блоком, реак­ции равновесия не выражены. Нет попыток передви­гаться или передвигается неправильным способом. От­сутствие попыток принять вертикальную позу к 9 ме­сяцам — важный признак нарушения развития движе­ний в этот период.

Познавательное развитие.Для нормального разви­тия познавательной деятельности ребенка в IV периоде характерным является появление начального понима­ния обращенной речи (выделение по слову близких людей, нескольких знакомых предметов, игрушек, ча­сто называемых и находящихся в определенном месте; выполнение разученных ранее действий — «ладушки», «до свидания», «дай ручку»).

Ребенок осуществляет неспецифические манипуля­ции с предметами, т.е. действует стереотипно, одина­ково, не учитывая даже физических свойств предме­тов (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, броса­ет). Все действия сопровождаются выразительной ми­микой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями, выражающими удивление, радость, неудо­вольствие. Все это — проявления активной познава­тельной деятельности, которая формируется на осно­ве зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Нарушение познавательного развития у детей с двигательной патологией проявляется в том, что у них часто отмечается слабость слуховых дифференцировок на голос, тон, недостаточность слухового внимания и трудности определения звука в пространстве, что за­держивает развитие начального понимания обращен­ной речи.

Ориентировочная реакция на новое лицо недоста­точна и не переходит в познавательный интерес. От­сутствует готовность к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию. Ребенок не вы­полняет разученные ранее действия. Вместо ориенти­ровочной реакции и манипулятивной деятельности выражены общий «комплекс оживления» и подража­тельная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реак­ции бедные, маловыразительные.

Зрительно-моторная координация только начинает развиваться. Чаще всего дети не совершают неспеци­фических манипуляций с предметами. Начинает раз­виваться функция хватания, но она несовершенна. При захвате движения пальцев недифференцированные, расположение их на предмете случайно.

Доречевое развитие.При нормальном развитии . IV период знаменует собой начало лепета. К 6 меся­цам нормально развивающийся ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба-а-а, ма-а-а), а также сочетания язычных и гласных звуков (та-а-а, ла-а-а). Вначале слоги произносятся од­нократно, очень редко, как бы случайно.

Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета происходит соединение отдельных ар­тикуляций в линейную последовательность, что счи­тается существенным механизмом слогообразования. Повторное произнесение слогов под контролем слуха способствует формированию необходимой для речи слухо-вокальной интеграции. Ребенок сначала повто­ряет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, от­бирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической во­кализации характеризуется повторением двух одина­ковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме ти­пичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, т. е. тренируется ко­ординация между дыханием и артикуляцией.

Характерна определенная последовательность в по­явлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к х; губные и губ­но-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, н. Сре­ди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции глас­ных звуков.

Примерно с 6—7 месяцев лепет приобретает социа­лизированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других и по­степенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Нарушение доречевого развития проявляется в том, что на этом этапе для детей с двигательными расстрой­ствами характерна низкая голосовая активность. Ле­пет отсутствует или малоактивный, без четкой интонационной выразительности, возникает редко. Реак­ция на обращенную речь проявляется бедными звуко­выми комплексами, лишенными эмоциональной ок­раски. Чаще всего голосовая активность детей в дан­ный период на уровне гуления. Самоподражание в гу­лении только начинает развиваться. Стремление к зву­коподражанию обычно отсутствует или выражено не­значительно.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.