Приемы для торможения тонических рефлексов.
1. Хороший результат дает так называемая поза «эмбриона», препятствующая разгибанию: конечности ребенка с помощью периодического легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают и приводят к груди, ноги слегка разводят и приводят к животу. В этой позе проводятся ритмичные покачивания вперед-назад. Это положение способствует растяжению укороченных мышц, а покачивания в этой позе — расслаблению и нормализации мышечного тонуса. 2. Для этой же цели используются покачивания на больших гимнастических мячах. Ребенка в положении на животе или спине покачивают во фронтальной и саггитальной плоскостях до расслабления. 3. Для торможения или хотя бы ослабления шейного тонического симметричного рефлекса можно добиться следующим приемом: положить ребенка на живот на небольшой валик, который препятствует сгибанию в этом положении. Для торможения АШТР можно использовать следующие упражнения. 4. В положении на спине поворачивать пассивно голову в сторону, одновременно сгибая руку и ногу на этой же стороне (обычно эти конечности называются «лицевыми»). 5. Удерживая голову в срединном положении, поочередно сгибать руки. 6. Удерживая голову в срединном положении, поочередно или одновременно подносить руки ко рту. 7. Для детей с 2—3 месяцев упражнение-игра: удерживая голову в срединном положении, поочередно сгибать руки и направлять к носу, рту, противоположному уху, животу, сопровождая движения словами «носик, ротик, ушко, брюшко». Несмотря на то, что пассивные упражнения не имеют решающего значения для стимуляции движений, их обязательно включают в комплекс упражнений. Они показаны на этапах отсутствия произвольной целенаправленной двигательной активности и детям с ограничением движений. Пассивные движения способствуют выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозят содружественные реакции, стимулируют выработку изолированных движений, предупреждают развитие контрактур. Пассивные движения не должны превышать объем соответственных активных движений, чтобы не вызвать разболтанности суставов. Повторять их следует многократно. При появлении возможности хотя бы частичного движения следует перейти к пассивно-активным выполнениям этого движения. Например, методист производит пассивный поворот на бок с ротацией, поворот на живот заканчивает ребенок сам. У детей первых дней жизни, когда активность ограничивается примитивными рефлексами, в занятиях используются рефлекторные упражнения, которые одновременно включают многие мышечные группы. Позже при тренировке навыков необходимо включать мотивацию (игрушкой, словом, а у детей старше 7 месяцев игрой). Нормальные стереотипы движения формируются только при нормальном мышечном тонусе. Для целенаправленной выработки движений используются тренировки в рефлекс запрещающей позе (поза, в которой активность тонических рефлексов минимальна). Контролируя силу и распространение аномального мышечного тонуса, методист одновременно стимулирует движения конечностей. При задержке двигательного развития на фоне гипотонии мышц основное внимание уделяется стабилизации позы и равновесия, улучшению координации движений. Если в основе нарушений лежит высокий мышечный тонус, акцент делается на торможении тонической активности, нормализации мышечного тонуса и выработке выпрямления и равновесия. Далее представлены наборы упражнений, применяемые для стимуляции определенных двигательных навыков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|