Здавалка
Главная | Обратная связь

Приемы для торможения тонических рефлексов.



1. Хороший результат дает так называемая поза «эмбриона», препятствующая разгибанию: конечнос­ти ребенка с помощью периодического легкого потря­хивания группируют в положение максимального сги­бания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают и приводят к груди, ноги слегка разво­дят и приводят к животу. В этой позе проводятся рит­мичные покачивания вперед-назад.

Это положение способствует растяжению укорочен­ных мышц, а покачивания в этой позе — расслабле­нию и нормализации мышечного тонуса.

2. Для этой же цели используются покачивания на больших гимнастических мячах. Ребенка в положении на животе или спине покачивают во фронтальной и саггитальной плоскостях до расслабления.

3. Для торможения или хотя бы ослабления шейно­го тонического симметричного рефлекса можно добить­ся следующим приемом: положить ребенка на живот на небольшой валик, который препятствует сгибанию в этом положении.

Для торможения АШТР можно использовать сле­дующие упражнения.

4. В положении на спине поворачивать пассивно голову в сторону, одновременно сгибая руку и ногу на этой же стороне (обычно эти конечности называются «лицевыми»).

5. Удерживая голову в срединном положении, по­очередно сгибать руки.

6. Удерживая голову в срединном положении, пооче­редно или одновременно подносить руки ко рту.

7. Для детей с 2—3 месяцев упражнение-игра: удер­живая голову в срединном положении, поочередно сги­бать руки и направлять к носу, рту, противоположно­му уху, животу, сопровождая движения словами «но­сик, ротик, ушко, брюшко».

Несмотря на то, что пассивные упражнения не име­ют решающего значения для стимуляции движений, их обязательно включают в комплекс упражнений. Они показаны на этапах отсутствия произвольной це­ленаправленной двигательной активности и детям с ограничением движений. Пассивные движения способ­ствуют выработке кинестетических и зрительных ощу­щений схемы движения, тормозят содружественные реакции, стимулируют выработку изолированных дви­жений, предупреждают развитие контрактур. Пассив­ные движения не должны превышать объем соответ­ственных активных движений, чтобы не вызвать раз­болтанности суставов. Повторять их следует много­кратно. При появлении возможности хотя бы частич­ного движения следует перейти к пассивно-активным выполнениям этого движения. Например, методист производит пассивный поворот на бок с ротацией, по­ворот на живот заканчивает ребенок сам.

У детей первых дней жизни, когда активность ог­раничивается примитивными рефлексами, в заняти­ях используются рефлекторные упражнения, которые одновременно включают многие мышечные группы. Позже при тренировке навыков необходимо включать мотивацию (игрушкой, словом, а у детей старше 7 ме­сяцев игрой).

Нормальные стереотипы движения формируются только при нормальном мышечном тонусе. Для целе­направленной выработки движений используются тре­нировки в рефлекс запрещающей позе (поза, в кото­рой активность тонических рефлексов минимальна). Контролируя силу и распространение аномального мышечного тонуса, методист одновременно стимули­рует движения конечностей.

При задержке двигательного развития на фоне ги­потонии мышц основное внимание уделяется стабили­зации позы и равновесия, улучшению координации движений. Если в основе нарушений лежит высокий мышечный тонус, акцент делается на торможении то­нической активности, нормализации мышечного то­нуса и выработке выпрямления и равновесия.

Далее представлены наборы упражнений, применя­емые для стимуляции определенных двигательных навыков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.