Здавалка
Главная | Обратная связь

Этимология и интерпретация менеджмента как



Научной категории

Этимология или происхождение термина «менеджмент» до сих пор с предельной точностью пока не установлена. На этот счёт у специалистов по истории менеджмента существуют различные мнения.

Считается, что английское слово «management» (менеджмент) происходит от корня латинского слова «manus» – рука, и в переводе на русский язык означает управление, организация, руководство.

Тем не менее, известный немецкий историк И. Шайд предложил свою версию происхождения слова «менеджмент», выводя его из итальянского слова «managgiare» - умение управлять лошадью.

Несмотря на различия в интерпретации данного термина, у них имеется общее сходство, определяющее специфику или искусство управления, в первом случае, людьми, а во втором – лошадьми. Это искусство заключается в умении манипулировать действиями людей или животных таким образом, чтобы они не чувствовали над собой никакого давления или насилия.

Главное в искусстве управления людьми состоит в умении заставить их добровольно подчиняться воле и указаниям руководителя. При этом подчиненные должны вести себя так, как будто действуют по своей инициативе. Принуждение методом «кнута и пряника», рукоприкладство не имеют ничего общего с менеджментом.

Аналогичным образом, грубое понукание непослушной лошади, удары её плетью с целью исполнения воли наездника не имеют ничего общего с искусством верховой езды.

В Древней Греции искусство управления называлось «кибернетикой» и означало управление кораблем. Порядок на греческих кораблях того времени, действительно, представлял собой образец организованной системы управления, которая отличалась четким разделением обязанностей между множеством исполнителей, высокой степенью согласованности и координацией деятельности. От кормчего (главного лица на корабле), матросов и купцов требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, они распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стиль и методы управления.

По существу, управление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового предприятия, образцом малого бизнеса [10].

Менеджмент тесным образом связан с предпринимательством. Предприниматель – это человек, являющийся частным собственником и владеющий определенным капиталом.

В период первоначального накопления капитала успех предпринимателя существенным образом зависел от размеров капитала, который он вкладывал в собственное дело, наличия квалифицированных работников, возможности использования современной для того времени техники и технологии, а в дальнейшем, от умения выгодно сбывать продукцию, обходить своих конкурентов, ловчить, учитывать психологию, мотивы и предпочтения потребителей продукции.

Когда фирма имеет небольшие размеры, предприниматель самостоятельно управляет ею. Но с ростом масштабов предприятия, расширением управленческих задач у предпринимателя возникает необходимость в привлечении к управленческой деятельности профессионального помощника-менеджера, который по своей сути является наемным работником, а не компаньоном предпринимателя. В его профессиональные обязанности входит искусство руководства людьми, заключающееся в умении эффективно мотивировать и заинтересовывать их для достижения целей организации.

По мнению американского социолога Энтони Джея слово «менеджер» в первоначальном смысле несло в себе оскорбительный оттенок, так как в эпоху зарождения классического капитализма менеджеров воспринимали не только как «заместителей», но и как «мальчиков на побегушках» у собственников предприятий. Э. Джей считает, что слово «менеджер» восходит с тех незапамятных времен, когда владельцы шахт и медеплавильных заводов не могли везде поспевать и осуществлять личный контроль за состоянием дел на своих предприятиях. Поэтому собственники нанимали себе помощников, руководивших, в основном, производственными делами в их отсутствии. При этом на менеджеров, которые в то время могли назначаться даже из рабочей среды, перекладывались самые трудные и неприятные задачи, выполнявшиеся до этого собственниками предприятий.

В настоящее время термин «менеджмент» часто ассоциируется с термином «управление». Это и не удивительно, так как русское слово «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем слова «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно, об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе организации, занимающейся производственной или коммерческой деятельностью.

Таким образом, термин «менеджмент» применим только к управлению социально-экономическими процессами на уровне деловой организации, действующей в условиях рынка. При этом если речь идёт о государственных органах различного уровня, в англоязычной версии обычно используется термин «public administration» – государственное управление.

Необходимо также подчеркнуть, что термин «менеджмент» часто соседствует с понятием бизнес, то есть с деятельностью, направленной на получение прибыли посредством производства и реализации той или иной продукции или оказания определенных услуг. Поэтому для обозначения сферы управления коммерческими или хозяйственными организациями, часто применяется термин business management (управление бизнесом).

В этой связи, в данном учебном пособии термин «управление» с определенной степенью условности будет использоваться в том же смысловом значении, что и термин «менеджмент».

Объектом менеджмента являются деловые организации, в основе которых лежит реализация «коммерческой идеи», а также решение социально значимых задач. Чтобы считаться организацией, она должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:

наличие в группе, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

наличие, по крайней мере, одной общей цели (желаемого конечного состояния или результата совместной деятельности), которую принимают все члены данной группы;

наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

При этом организации рассматриваются как сложные системы, которым свойственны следующие основные признаки:

множественность элементов (подсистем);

единство главной цели для всех элементов;

относительная самостоятельность всех элементов;

наличие связи между элементами;

целостность и единство элементов структуры;

четко выраженное управление.

Такого рода системы включают сложный комплекс технических, экономических и организационных элементов, весьма разнообразных по структуре и отличающихся различной мерой подвижности, восприимчивости и отзывчивости к управленческим воздействиям.

В упрощенном понимании менеджмент тесным образом связан с умением руководителей добиваться поставленных целей, используя труд, интеллектуальные способности и мотивы поведения других людей.

Понятие менеджмента как научной категории в современных условиях рассматривается на концептуальном и прикладном уровнях.

Как научная дисциплина «Менеджмент» представляет собой отрасль научных знаний, изучающих различные аспекты теории и практики управления организацией.

Наука менеджмента должна основываться на знании экономических законов общества, закономерностях развития общественного производства, учитывать их действие в процессе управления.

Цель науки менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное формирование систем и процессов управления, бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Основными задачами менеджмента как науки являются разработка, обоснование и уточнение общей и специфических концепций управления (основополагающих взглядов, идей, научных терминов или категорийного аппарата управления; законов, закономерностей и принципов управления; научных подходов, форм и методов управления и т.п.) в целях обеспечения эффективного функционирования систем управления производственных и коммерческих организаций.

Менеджмент как отрасль научных знаний постоянно развивается и имеет тесную взаимосвязь с фундаментальными и прикладными науками.

К фундаментальным наукам, непосредственно взаимодействующим и оказывающим большое влияние на формирование и развитие данной науки, относятся: экономические и гуманитарные науки; системология; естественно-физические науки; а также технические, биологические и геоописательные науки.

Важнейшими прикладными отраслями науки, тесно взаимосвязанными с рассматриваемой дисциплиной, являются кибернетика, теория исследований операций, системотехника, системный анализ и др.

В практическом аспекте менеджмент - это управленческая деятельность в сфере рыночного производства или коммерции, осуществляемая с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.

При этом важнейшей задачей практического менеджмента является организация производства товаров и оказания услуг с учетом потребительского спроса на основе имеющихся ресурсов организации.

К задачам менеджмента также относятся:

определение конкретных целей развития организации;

анализ внешних и внутренних факторов среды организации;

разработка и реализация стратегии развития организации;

выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

постоянный поиск и освоение новых рынков;

стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

осуществление контроля за эффективной деятельностью организации и др.

Таким образом, менеджмент является важнейшей сферой деятельности организаций. Поэтому его постоянное совершенствование обусловлено объективной необходимостью развития общества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.