Диверсификация менеджмента
Теория и практика управления имеет тенденцию к усложнению по мере ускорения научно-технического прогресса, роста масштабов деятельности компаний, совершенствования технологий и повышения производительности труда персонала. Следствием этого является диверсификация менеджмента – расширение и обособление различных аспектов управления в соответствии с новыми достижениями в сфере управления и расширяющейся спецификой управленческого труда. По признаку диверсификации и специализации управленческой деятельности в настоящее время различают общий и функциональный (или специальный) менеджмент (рис. 1.2). Общий менеджментнаправлен, прежде всего, на изучение и раскрытие основополагающих аспектов теории и практики менеджмента организации в целом, а также её структурных подразделений без учета специфики их деятельности. К такому виду научной и практической деятельности относятся: уточнение понятийного аппарата, раскрытие научных подходов, выявление и научная интерпретация механизмов действия объективно существующих в сфере управления законов и закономерностей, а также принципов, технологии, форм и методов управления, уточнение (оптимизация) различных функций, реализуемых менеджерами в процессе управления и т.п. При этом важнейшими разделами общего менеджмента являются: методологические основы менеджмента; эволюция, проблемы и тенденции современного развития менеджмента; среда организации и организационные структуры менеджмента; характеристика менеджера как субъекта управления; технология менеджмента; групповая динамика; управленческая этика; эффективность менеджмента и др. Эти разделы подробно рассмотрены в последующих главах данного учебного пособия. Функциональный менеджмент призван отражать специфические аспекты теории и практики управления, связанные с определенными сферами (направлениями) деятельности хозяйственных организаций и их звеньев. Не случайно, поэтому в современном менеджменте выделяют отдельные его виды или специфические направления управленческой деятельности, некоторые из которых рассмотрены ниже.
Стратегический менеджмент – это область знаний и профессиональной управленческой деятельности по постановке и реализации долгосрочных целей и стратегий, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с её окружением в условиях повышенной нестабильности и неопределенности окружающей среды. Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: в каком положении фирма находится в настоящее время?; чего она хочет достигнуть (в каком положении находиться в будущем)?; каким образом достигнуть желаемого результата? Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию, или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное распределение ролей основных участников рынка. Операционный менеджмент – это область знания и вид управленческой деятельности, направленной на разработку и практическую реализацию краткосрочных (среднесрочных) целей организации путём рациональной организации производства товаров или оказания услуг. Целью операционного менеджмента является максимальное использование потенциальных возможностей организации по удовлетворению потребностей населения в производимой продукции (оказываемых услугах) и обеспечение конкурентоспособности фирмы на рынке. Процесс операционного менеджмента предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию системы и процессов управления как в организации в целом, так и в её структурных подразделениях. Производственный менеджмент формирует систему знаний и практические аспекты управления, касающиеся построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта выпускаемой продукции и технического обслуживания производства. Торговый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности по выбору организационно-правовых форм деятельности торгового предприятия, оптимизации торгово-технологических процессов, улучшению качества обслуживания покупателей. Торговый менеджмент призван обеспечить согласованную и целенаправленную работу персонала торгового предприятия для оптимального достижения целей организации в условиях конкуренции. Инновационный менеджмент – это область знаний и особый вид профессиональной управленческой деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей организации на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма управления. Инновационными целями могут быть требования о создании нового продукта, переходе на новую технологию, подготовке новой услуги, переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т.п. Поэтому инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. Финансовый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности, направленный на формирование и регулирование всех финансовых процессов, включая инвестиции. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение устойчивости, надежности и эффективности управления финансовыми средствами деловой организации. Менеджмент персонала – область науки и специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции управления персоналом основаны, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой – на концепции всестороннего развития личности, теории и практике человеческих отношений. Международный менеджмент – это область знаний и управленческая деятельность, направленные на обеспечение рациональной организации и руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей – экспорте, импорте, обмене технологиями, совместных предприятиях, в осуществлении иностранных инвестиций и др. Маркетинг – это область научных знаний и вид управленческой деятельности, направленные на максимальное удовлетворение потребностей человека и общества в целом посредством выбора целевого рынка, получения, удержания и увеличения численности покупателей. В числе функций маркетинга обычно называют изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и др. Риск-менеджмент представляет собой совокупность знаний и специфический вид управленческой деятельности компании по идентификации, анализу, выбору методов, разработке и реализации программы управления риском. Главной целью системы управления рисками является обеспечение устойчивого функционирования компании в условиях нестабильности, повышенного риска и неопределенности среды организации. Логистический менеджмент – это область научных знаний и вид управленческой деятельности в сфере производства, движения и хранения материалов, изделий, товаров и оказываемых услуг, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения в целях максимального удовлетворения покупательского спроса. К специфическим направлениям теории и практики менеджмента относятся также менеджмент качества, антикризисное управление, управление информационными ресурсами, организационный менеджмент, управленческие решения, организационное проектирование, управленческий консалтинг, управление сервисом и др. Таким образом, общий и функциональный менеджмент в совокупности составляют обособленную и целостную систему научных знаний и практики менеджмента организации. Для того чтобы управление было эффективным менеджерам необходимо владеть не только определенной системой знаний, но и практическими навыками руководства организациями, размеры которых в современных условиях могут варьироваться в широких пределах (от нескольких человек до сотен тысяч).
Контрольные вопросы к главе 1 1. Перечислите и кратко охарактеризуйте различные подходы к определению сущности управления. 2. Какова главная цель управления организацией? 3. Дайте характеристику элементов системы управления. 4. Объясните происхождение термина «менеджмент». 5. Выделите общее и особенное в понятиях «управление» и «менеджмент». 6. Как называлось искусство управления в Древней Греции? 7. Что является объектом изучения менеджмента? 8. Перечислите основные признаки современной организации. 9. Какие задачи призван решать практический менеджмент? 10. Какие аспекты управления отражает общий менеджмент? 11. В чём состоит отличие функционального менеджмента от общего менеджмента? 12. В чём заключается специфика стратегического и операционного менеджмента? 13. Какова специфика инновационного менеджмента? 14. Какие, по вашему мнению, существуют проблемы управления российскими предприятиями в современных условиях?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|