Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы принятия решений



В основе методов принятия решений лежат общенаучные методы познания, к которым относятся:

1. Дедукция (от лат. - выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. переход по тем или иным правилам логики от некоторых предложенных посылок к их следствиям. Для общего случая дедукция – метод, при котором на основе «общего взгляда» на явление или объект устанавливаются (прогнозируются) его основные характеристики и особенности;

2. Индукция (от лат. – введение, наведение) – обобщение, связанное с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В общем случае индукция – метод, при котором по частным данным и явлениям устанавливают общие принципы и тенденции;

3. Анализ (разложение, расчленение) – процедура мысленного и реального расчленения объекта, системы или явления на составные части, каждая из которых исследуется отдельно. Анализ входит органической частью во все научные исследования. Он основывается на таких правилах, как выделение ведущего звена для постановки цели, обеспечение сопоставимости вариантов анализа, оперативность и своевременность, количественная определенность;

4. Синтез(соединение, сочетание) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе изучения. Синтез противоположен анализу и неразрывно связан с ним. Как познавательная операция синтез имеет множество различных форм;

5. Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках и о возможности переносить информацию об одном объекте (аналог) на другой объект (прототип). Основным принципом аналогии служит принцип эквивалентного преобразования. Эквивалентное преобразование – это построение по заданным объектам эквивалентных в том или ином смысле объектов. Типичным примером объектов, к которым применяются эквивалентные преобразования, являются структуры, их модели, алгоритмы (например, «дерево целей», «дерево проблем») и др.;

6. Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленения систем объектов и их группирование с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Проблемы типологии возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности;

7. Сравнение – метод познания, лежащий в основе суждения о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, составляются их классификации, производится оценивание и возможный прогноз развития и др.

Без опоры на общенаучные методы принятие рациональных решений либо затруднительно, либо вообще невозможно.

Всю совокупность методов принятия решений можно представить в виде формальных и неформальных методов (рис. 6.3).

Формальные методы принятия решенийоснованы на использовании алгоритмических приемов и способов, позволяющих получить новые знания о решаемой проблеме, сделать правильные выводы и принять рациональные решения.

Формализация позволяет выявить логические связи между объектами внешней и внутренней среды, составить описание количественных характеристик объектов, что гарантирует в дальнейшем получение наиболее достоверных знаний из исходных предпосылок.

Формализация обладает рядом достоинств:

обеспечивается обобщенность подхода к решению проблем;

символика придает краткость, однозначность и четкость фиксации значений;

однозначность символики (нет двусмысленности обычного языка);

возможность формирования знаковых моделей исследуемых объектов и замены изучения реальных элементов и процессов смоделированными элементами (процессами).

По существу данное разнообразие методов включает совокупность следующих формальных групп методов принятия решений:

аналитические,включающие, в частности, математические методы интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, методы теории вероятностей, теории игр, поиска максимумов и минимумов функций (в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств);

статистические, в том числе, методы математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации;

 

графические, которые включают методы теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм, графиков;

методы моделирования используются при исследовании объекта на основе его модели, отражающей структуру, наиболее существенные связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Под моделями, как правило, понимаются мысленные или материальные системы, замещающие объект познания и служащие источником новой информации и знаний о нём. По существу, модели – это аналоги, сходство которых с оригиналом существенно, а различие несущественно.

Всю совокупность моделей можно представить в виде абстрактных и материальных моделей.

Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта. К ним относятся физические и аналоговые модели.

К абстрактным моделям относятся математические и имитационные модели. К настоящему времени накоплен достаточно большой арсенал специальных математических и имитационных моделей для принятия решений:

модели экономики (экономические модели) – это описание математическим языком свойств (содержания, функционирования) процессов для установления количественных зависимостей между различными элементами экономических систем. К экономическим моделям относятся: балансовые (модели линейной алгебры), эконометрические, экономико-математические, экономико-статистические (система регрессионных уравнений, сведенная к общей задаче линейного программирования);

модели управления, которые служат для определения оптимальной траектории достижения системой поставленной цели при наложении некоторых ограничений на управление её поведением и движением. К ним относятся следующие типы моделей: оптимизационные, теории массового обслуживания, Марковских процессов, теории игр, оптимального управления, системной динамики и др.

Неформальные методы принятия решений базируются на использовании знаний, опыта и интуиции лиц, принимающих решения.

К их числу можно отнести логико-интуитивные и эмпирические методы принятия решений. Они чаще всего применяются при поиске новых идей, выявлении скрытых проблем и тенденций их развития, при необходимости принятия оперативных решений, когда нет ни времени, ни других ресурсов. Процедуры использования этих методов практически не подвергаются алгоритмизации.

Логико-интуитивным методы принятия решений включают:

1. Экспертные методы – методы, предполагающие использование мнений экспертов. Сущность данной группы методов заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам (проблемам).

Наиболее распространенными экспертными методами являются:

а) метод ранжирования – метод упорядочения исследуемых объектов (элементов, факторов) в зависимости от их относительной значимости, когда наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг «1», наименее предпочтительному – последний ранг. Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опросов определяются как сумма рангов для каждого объекта. В итоге первый ранг присваивается тому объекту, который получил наименьшую сумму рангов;

б) метод непосредственного оценивания (балльный метод), который представляет собой упорядочение объектов в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. Иногда оценивание осуществляется в качественной форме: «весьма важный», «важный», «маловажный»;

в) метод сопоставления, осуществляемый парным сравнением или последовательным сопоставлением (расстановкой в порядке важности) объектов;

г) метод Дельфи – направлен на рациональную организацию и создание таких условий для работы экспертов в процессе выработки решения, которые бы обеспечивали согласованную оценку экспертной группы путем независимого опроса каждого из экспертов в несколько туров с последующим сообщением им результатов предыдущего тура. Цель метода – получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов;

2. Матричный методявляется достаточно распространённым методом диагностического анализа состояния компаний, позволяющим руководству этих компаний принимать как стратегические, так и тактические решения. Наиболее известными методами матричного анализа являются [16]:

матрица Ансоффа;

матрица портфельного анализа Бостонской консалтинговой группы «рост/доля рынка»;

матрица консультационных фирм Mc Kensy и Arthur D. Little;

матрица компании General Electric «привлекательность отрасли/позиция в конкуренции»;

матрица жизненного цикла отрасли и др.

Каждая из этих матриц представляет собой двухмерную модель, сравнивающую стратегическое положение каждого вида деятельности (бизнеса) диверсифицированной компании. Обычно одна ось матрицы отражает привлекательность отрасли, а другая – положение конкретных видов деятельности в ней.

3. Метод «дерева решений» предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения и использует графическую модель разветвляющего по каким-либо условиям процесса. При этом сложное решение с помощью дерева целей иерархически расчленяется на элементы (элементарные решения), причём эти решения становятся всё элементарнее по мере того, как ветвление продвигается вниз.

Данный метод хорошо работает совместно с экспертными методами, так как отдельные его этапы требуют оценки результатов специалистами. Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен значительный опыт и имеется обширная документация о решениях, условиях реализации и самих результатах;

4. Метод творческих совещаний, как правило, предусматривает коллективное обсуждение поставленных целей и задач группой специалистов. К ним относятся следующие методы:

а) метод творческого коллективного обсуждения, которыйпредусматривает коллективное обсуждение решаемых проблем, возможного варианта развития событий группой специали­стов (обычно 4-15 человек) на совещании. При этом идеи, высказанные одним из участников, вызывают возникновение множества новых идей и решений у других участников, которые в свою очередь, порождают следующие идеи (решения), в результате чего возникает поток идей и решений;

б) метод «мозговой атаки» – коллективный метод поиска новых идей и решений. Цель мозговой атаки – получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20-40 мин). В литературе «мозговая атака» имеет и другие названия («мозговой штурм», конференция идей).

Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе;

в) метод коллективного блокнота,предусматривающий создание банка идей членами рабочей группы, состоящей из специалистов по решаемой проблеме. В последующем эти идеи обсуждаются на одном из творческих совещаний, и по ним принимается решение;

г) метод контрольных вопросов,предполагающий активизацию творческой работы по поиску идей или решений с помощью специально подготовленных организаторами наводящих вопросов;

д) метод анализа проблем, который заключается в выявлении причин проблем и др.

Эмпирические методы принятия решения основаны, как правило, на использовании предыдущего опыта, позволяющего получить фактическую информацию о решаемой проблеме, и служат исходной базой для принятия решений. К данной группе методов относятся:

1. Метод изучения документации основан на изучении информации (в первую очередь первичной), имеющей отношение к решаемой проблеме. Источниками сбора, изучения, обобщения и анализа информации могут служить данные бухгалтерской и иной отчетности, устав, приказы, положения о подразделениях, нормативно-правовые, входящие и исходящие документы, рабочие инструкции и т.п.;

2. Опросы – метод сбора информации об исследуемой проблеме, основанный на высказываниях и ответах отдельных участников (специалистов) на определённые вопросы с целью последующего принятия решения. Наиболее распространенными способами опросов являются: анкетирование; интервьюирование; опросы-беседы;

3. Эксперимент представляет собой контролируемый и управляемый способ исследования проблемы с целью принятия решения. Эксперимент предполагает активное участие людей в искусственно созданных или реальных условиях. Часто данный метод используется совместно с такими методами, как наблюдение, измерение, сравнение.

Таким образом, процесс принятия решения является весьма сложным и ответственным моментом в деятельности менеджера. При этом следует подчеркнуть, что самое плохое в управленческой деятельности – это не плохое решение, а отсутствие какого-либо решения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.