Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов



Эффект(от лат. effectus – действие) – это результат какого-либо действия или впечатление, производимое на кого-либо.

Эффекты могут характеризоваться по различным признакам или свойствам и оцениваться как количественно, так и качественно, а также иметь положительные или отрицательные значения.

Примерами качественной оценки эффектов могут служить уровень сплочённости коллектива, стиль и методы управления, благоприятный (неблагоприятный) морально-психологический климат в коллективе, типы организационных структур управления и др. При этом качественные эффекты могут оцениваться по альтернативным признакам, то есть иметь два взаимоисключающих варианта оценки, например, наличие или отсутствие ошибок в работе персонала. Кроме того, наряду с альтернативными признаками могут использоваться и многовариантные признаки оценки качественных эффектов, например, неприемлемое решение, приемлемое решение, оптимальное для данных условий решение.

Для более объективной оценки эффекта его необходимо охарактеризовать количественно.

Количественная оценка эффекта выражается численными показателями, характеризующими различные свойства рассматриваемых явлений (объектов, процессов). При этом количественные эффекты условно можно классифицировать как простые и сложные (взвешенные), а также как абсолютные и относительные.

Простые эффекты отражают конкретные результаты деятельности или действий, которыемогут быть выражены абсолютными показателями, характеризующими отдельные («единичные») свойства (признаки) рассматриваемых явлений (объектов, процессов). К числу простых эффектов можно отнести: прибыль, затраты, объем продаж, численность управленческого персонала, звенность управления и т.п.

Сложные (взвешенные) эффекты отражают результаты деятельности (действий), которые могут быть выражены соотношением нескольких показателей, характеризующих различные признаки рассматриваемых явлений (процессов, объектов). К ним можно отнести, например, темпы роста прибыли, численности, производительности труда, экономичность и т.д.

В общем случае абсолютный эффект (Е) определяется путем абсолютного сравнения показателей, отражающих те или иные свойства рассматриваемого явления (действия) в виде соотношения:

Е1

Е = — , (9.1)

Е2

 

где Е1 и Е2 – частные показатели, характеризующие определённые свойства (признаки) рассматриваемых явлений (процессов, объектов).

 

В свою очередь частные показатели могут отражать не только единичные свойства, но и взаимоувязанную совокупность или набор различных признаков рассматриваемой деятельности, например:

 

Е1 = f (е11, е12 … е1i …е1n), (9.2.)

 

где е1ii-тый единичный признак эффекта Е1;

n – общее количество единичных свойств эффекта Е1.

 

Исходя из выражения (9.1), абсолютный экономический эффект деятельности предприятия за определённый период (Ео), выраженный в виде соотношения экономического результата к затраченным ресурсам можно представить соотношением:

 

Р

Ео = — ,

З

 

где Р – результат деятельности предприятия (прибыль, рентабельность и т.п.);

З – затраты или объём использованных ресурсов.

При этом сравниваются показатели, характеризующие различные виды эффектов: результат и затраты. Иными словами, такой эффект характеризует, например, величину прибыли, полученной на один рубль затрат или экономичность функционирования предприятия.

Часто такое соотношение называют эффективностью, что, на наш взгляд, не вполне корректно, но об этом чуть позже /см. раздел 9.3/.

Относительный эффект (∆Е) выражает относительную разницу между показателями, характеризующими однотипные признаки деятельности, например, темпы роста производительности труда в организации в начале (Ен) и в конце (Ек) отчетного периода:

 

∆Е = Ек – Ен , (9.3)

 

Например, относительный экономический эффект деятельности предприятия, выраженный через прибыль в сравнении с предыдущим годом (∆Еп), можно представить в виде:

 

∆Еп = Пд – Пб,

 

где Пд, Пб прибыль предприятия соответственно в данном и базисном годах.

 

Все эффекты условно можно рассматривать с позиций уже свершившихся фактов или ожидаемых результатов будущих действий. Поэтому они могут носить как ожидаемый, так и фактический (реальный) характер, например, ожидаемый эффект от внедрения новой технологии или чистая (фактическая) прибыль, полученная предприятием за истекший период, соответственно.

В зависимости от функциональной направленности эффекты могут быть экономическими, социальными, научно-техническими, экологическими, управленческими и др.

К экономическим эффектам относятся, например: прирост объёма продаж; рост производительности труда; снижение затрат на управление; сокращение срока окупаемости инвестиций; снижение себестоимости продукции и услуг; прибыль от лицензионной деятельности; уменьшение ущерба за нарушение контрактов; повышение фондоотдачи и т.п.

Социальный эффект может быть обусловлен безопасностью труда, уровнем травматизма и заболеваемости персонала, степенью удовлетворённости работников своим трудом, улучшением условий и организации труда персонала организации, приростом дохода работников, соотношением формальных и неформальных структур, уровнем текучести кадров, повышением квалификации управленческого и производственного персонала, экономией свободного времени потребителей и т.д.

Научно-технический эффект может выражаться в количестве зарегистрированных авторских свидетельств, повышении уровня автоматизации производства, росте количества научных публикаций, повышении конкурентоспособности фирмы и её товаров на рынках развитых стран и др.

К экологическим эффектам следует отнести: уменьшение загрязнения окружающей среды (снижение выбросов в атмосферу, почву или воду вредных веществ); повышение экологичности выпускаемой продукции и оказываемых услуг; уменьшение штрафов за нарушение экологических требований; снижение отходов производства и т.п.

Управленческий эффект – это результат управленческого воздействия субъекта управления на объект (объекты) управления. Его можно рассматривать с помощью показателей, характеризующих состояние системы управления или её подсистем, а также как результат реализации функций управления в процессе функционирования организации. К управленческим эффектам можно, например, отнести: норму управляемости; качество принимаемых управленческих решений; уровень автоматизации управленческого труда; звенность управления; своевременность принятия решений и др.

Рассмотрим некоторые показатели оценки управленческих эффектов.

Показатель – количественная характеристика единичных или групповых свойств системы или отдельных аспектов её функционирования.

Всю совокупность показателей, используемых для оценки управленческих эффектов, можно разделить на две группы:

косвенные показатели оценки управленческих эффектов;

показатели, используемые для непосредственной (прямой) оценки управленческих эффектов.

Косвенные показатели оценки управленческих эффектов характеризуют соотношение экономических, социальных, научно-технических, экологических и иных признаков (свойств) деятельности организации – с одной стороны, и управленческих эффектов – с другой.

Непосредственные показатели оценки управленческих эффектов характеризуют соотношение одного или нескольких признаков (результатов), напрямую отражающих различные аспекты структуры и процесса управления.

К косвенным показателям оценки управленческих эффектов относятся:

1). Показатели экономического управленческого эффекта:

а) абсолютный экономический управленческий эффект от затрат на управлениезу):

 

Езу = Р : Зу,

 

где Р – результат экономической деятельности организации за определённый период, руб.;

Зу – затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов, руб.

 

В качестве результата экономической деятельности организации (Р) можно рассматривать валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др. Выдвижение в этом качестве прибыли, выражающей конечный результат деятельности организации, автоматически отодвигает на второй план остальные результаты.

В структуре затрат на управление (Зу) важнейшими статьями являются расходы:

по оплате труда и поощрению управленческого персонала;

на совершенствование управления (НИОКР, мероприятия по совершенствованию процесса управления, подготовка и повышение квалификации управленческих кадров);

на средства управления (вычислительная техника, средства для составления, размножения и хранения документов, средства передачи и отображения данных, офисная мебель и оборудование служебных помещений);

на накладные расходы (аренда и содержание зданий и помещений, командировки, служебные разъезды, почтово-телеграфные, представительские расходы и канцелярские нужды).

Показатель Езу говорит о том, сколько рублей, например, прибыли получает предприятие на 1 рубль затрат на управление;

б) относительный экономический управленческий эффект от затрат на управление (∆Езу):

 

∆Езу = Езу,п - Езу,

где Езу,п, Езу,б абсолютный экономический управленческий эффект от затрат на управление соответственно в данном и базисном периодах;

 

в) абсолютный экономический управленческий эффект от использования управленческих ресурсов, например, прибыль в расчёте на одного работника аппарата управления (Еуп):

Еуп = П : Куп

 

где П – конечный результат (прибыль) полученный данным предприятием;

Куп – количество работников аппарата управления;

 

г) относительный экономический управленческий эффект от использования управленческого персонала (∆Еуп):

 

∆Еуп = Еп - Еб,

 

где Еп, Еб абсолютный экономический управленческий эффект от использования работников аппарата управления соответственно в данном и базисном периодах;

д) доля затрат на управление в общей сумме затрат организациизу):

 

Кзу = Зу : Зобщ,

 

где Зу затраты на управление, руб.;

Зобщ общие затраты организации, руб.;

 

е) доля фонда заработной платы работников управления к общему фонду заработной платы персонала организациизпу):

 

Кзпу = Фзпу : Фзп,

 

где Фзпу – фонд заработной платы работников управления, руб.;

Фзп – фонд заработной платы всего персонала организации, руб.;

 

ж) коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услугузп):

 

Кузп = Зу : Звп,

 

где Звп затраты на единицу выпускаемой продукции (оказываемой услуги), руб.;

 

2). Показатели социального управленческого эффекта:

а) текучесть управленческих кадров за исследуемый период (Етук):

 

Тук ууп : Чау,

 

где Чууп – число уволенного управленческого персонала;

Чау – среднесписочная численность работников аппарата управления;

 

б) уровень заболеваемости управленческого персоналазуп);

 

Узуп = Чзуп : Чау,

 

где Чзуп – число заболевших работников аппарата управления;

 

в) показатель карьерного роста работников аппарата управлениякр):

 

Укр = Чкр : Чау,

 

где Чкр – численность управленцев, добившихся карьерного роста за отчётный период;

 

г) доля работников аппарата управления, прошедших в установленные сроки курсы повышения квалификации (Упк):

 

Упк = Чпк : Чау,

 

где Чкр – численность работников аппарата управления, прошедших курсы повышения квалификации;

 

3). Показатели научно-технического управленческого эффекта:

а) уровень укомплектованности аппарата управления средствами автоматизацииасу):

 

Уасу = nф : nтр,

 

где nф – фактическое количество автоматизированных средств управления;

nтр – требуемое количество автоматизированных средств управления;

 

б) уровень вовлечённости работников аппарата управления в рационализаторскую деятельность организацииврд):

 

Уврд = Чрд : Чау,

 

где Чрд – численность работников аппарата управления занимающихся рационализаторской деятельностью;

 

4). Показатели экологического управленческого эффекта:

а) степень реализации управленческих решений в сфере экологической безопасности производстваэр):

 

Кэр = Nрэр : Nпэр,

 

где Nрэр – количество реализованных управленческих решений по улучшению экологии производства;

Nпэр – общее количество принятых решений по экологической безопасности производства;

 

б) доля штрафов за нарушение экологических требований по вине управленческого персоналаэшу):

 

Кэшу = Рэшу : Рэш,

 

где Рэшу – размер штрафов за нарушение экологических требований, полученных по вине управленческого персонала;

Рэш – общий размер штрафов за нарушение экологических требований;

 

К непосредственным показателям оценки управленческих эффектовотносятся:

1) норма управляемости у):

 

Ну = Чо : Чур,

 

где Чо – общая численность персонала предприятия;

Чу – численность работников аппарата управления;

 

2) звенность управлениязв):

n

Кзв = ∑ ni,

i=1

где nii-тый уровень звена управления.

3) степень укомплектованности органа управления должностными лицами удл):

Кудл = Кдл : Кшт,

 

где Кдл – реальная численность управленческого персонала;

Кшт– штатная численность управленческого персонала.

 

Следует еще раз подчеркнуть, что эффект, как таковой, не всегда отражает в полной мере действительную результативность или успешность какой-либо деятельности (действий). Он лишь фиксирует определённый результат действия. На практике часто один и тот же эффект может быть достигнут с разными затратами труда или, наоборот, одинаковые затраты труда могут дать различный эффект. Кроме того, можно получить абсолютно одинаковые эффекты, но затратить при этом различное время. Поэтому иногда важно полученный эффект сравнить, с другим аналогичным эффектом в сопоставлении, например, с произведёнными для их достижения затратами материально-технических, людских, финансовых и, наконец, временных ресурсов, то есть определить степень результативности рассматриваемых эффектов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.