Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие договора в коммерческом праве.



Содержание

Задание 1..................................................................................................................3

Задание 2................................................................................................................10

Задание 3................................................................................................................18

Список использованной литературы...................................................................23

 

Задание 1. Подготовить ответы на контрольные вопросы

Понятие договора в коммерческом праве.

Важнейшим средством правового регулирования торговой деятельности является договор. Гражданским кодексом Российской Федерации договор определяется как «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (п. 1 ст. 420). Коммерческий договор является разновидностью гражданского договора и подчиняется общим требованиям гражданско-правового регулирования.

В существующих социально-экономических условиях на коммерческий договор возложено ряд функций, определяющих его значение на современном этапе. Сегодня договор является одним из самых гибких правовых регуляторов, позволяющих сторонам максимально обеспечить свои потребности, реализовать свои интересы, сочетать их с интересами иных участников коммерческого оборота.

Законодательство Российской Федерации не дает определения коммерческого договора. Однако цивилистами неоднократно предпринимались попытки выделить его признаки и отличительные черты.

Для определения признаков коммерческого договора проанализируем цель его заключения, объектный и субъектный составы. Г.Ф. Шершеневич предлагает считать основанием разграничения общегражданских и торговых сделок цель, «для которой они служат».[1] По его мнению, сделка, которая совершается для торговли, становится торговой. Следовательно, целью заключения этих договоров можно назвать осуществление коммерческой деятельности.

Законодательного определения коммерческой деятельности или коммерческого оборота также не существует. В специальной литературе, например, высказывается мнение, что под коммерческим оборотом следует понимать совокупность сделок по передаче имущества, работ и услуг в чужую собственность, владение, пользование и распоряжение через посредников для получения прибыли.[2]

Противоположной точки зрения придерживается Б.И. Путинский, который определяет товарный оборот как действия по продвижению товаров от производителей к потребителям. Он полагает, что коммерческая деятельность начинается не с деятельности торговых посредников, а с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, так как товары продаются и покупаются не только посредническими фирмами. В связи с этим он выделяет следующие этапы торгового оборота: сбыт изготовителями своих товаров, деятельность посреднических и торговых звеньев и действия субъектов по приобретению товаров.[3]

Исходя из субъективного критерия, коммерческий характер сделки определяется по признаку совершения ее коммерсантом, для которого торговля является промыслом. Исторически, российское законодательство не содержало системы торговых сделок и не называло их. Вместе с тем, определенные области применения специальных торговых законов при решении процессуальных вопросов, связанных с порядком налогообложения товара в процессе его обращения, российское право исходило из субъективного признака торговой сделки. Так, в Инструкции Народного Комиссариата СССР 1926 года давалось определение торговой сделки как сделки, в которой «хотя бы одна из заключивших ее сторон занимается торговлей или производственной деятельностью в виде промысла».[4]

Г.Ф. Шершеневич, говоря о субъектном составе торговых сделок, выделяет их специальный субъект — торгового посредника.[5] По мнению Б.И. Пугинского, в настоящее время продажа товара стала основной задачей любой организации-изготовителя, а следовательно, не имеет значения участие посреднической фирмы в реализации товаров.[6]

Таким образом, круг субъектов коммерческого договора — это участники коммерческого оборота, которые осуществляют «передвижение» товаров от изготовителя к потребителю (изготовители, посредники, потребители).

При определении объектов коммерческих сделок следует исходить из их коммерческого характера и особенностей оборота товаров. Значит объектами коммерческого договора может быть имущество, работы и услуги, за исключением тех, которые по своей природе не могут быть товаром в коммерческих отношениях (недвижимое имущество, ценные бумаги), а также те объекты, которые принято исключать из коммерческого оборота в силу особенностей содержания и порядка исполнения обязательств, связанных с ними (газ, электричество).

Таким образом, коммерческий договор можно определить как сделку по перемещению объектов коммерческого оборота от изготовителей к потребителям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.