Тема 1.2. РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ (АТУ)
ПОНЯТИЕ РЫНКА Рынок-это сфера потенциальных обменов. В результате обмена происходит сознательная замена одного товара другим для удовлетворения определенных потребностей. Развитый рынок предполагает наличие не только рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. Рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Ф. Котлер отмечает: “Услуга – это любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде”. Рынок автотранспортных услуг представляет собой сферу проявления экономических отношений между автотранспортными организациями (производителями транспортных услуг) и потребителями этих услуг (грузовладельцами или пассажирами), между стоимостью и потребительской стоимостью транспортных услуг, в условиях рынка происходит согласование интересов транспорта и потребителей. Выделяют следующие виды рынков: товарный (рынок потребительских товаров и услуг, рынок предметов и средств труда, рынок интеллектуальных продуктов); финансовый рынок (рынок кредитов, рынок ценных бумаг); рынок труда (рабочей силы). По назначению рынки могут быть потребительскими и производственными. На потребительском рынке осуществляется купля-продажа товаров и услуг личного, семейного и домашнего назначения, т.е для удовлетворения индивидуальных потребностей. Для успешной деятельности на этом рынке продавцам необходимо изучать поведение покупателей, чтобы сформировать модель принятия ими решения о покупке. Рынок товаров производственного назначения позволяет организациям всех отраслей экономики реализовать свою продукцию и приобретать необходимые основные фонды, оборотные средства, результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Этот рынок ориентирован на конечного потребителя в меньшей степени, чем потребительский. Для него характерны долгосрочные связи и оптовая форма продажи. Автотранспортные предприятия выступают в роли продавцов перевозочных и транспортно-экспедиционных услуг как на потребительском рынке (для населения), так и на рынке товаров производственного назначения (перевозки промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других грузов для организаций всех отраслей экономики). Но одновременно АТП являются и покупателями на рынках: они приобретают топливо и подвижной состав, осуществляют наем рабочих, берут кредиты и т.д. ИЗМЕРЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА УСЛУГИ АТП Важнейшей характеристикой рынка автотранспортных услуг является спрос потребителей на эти услуги. Спрос- это потребность, подкрепленная покупательной способ-ностью. Спрос на услуги представляет собой потребность в услуге, обеспеченную денежными средствами покупателей. Спрос является связующим звеном между производством и потреблением, это определяет необходимость его изучения, анализа и прогнозирования в маркетинговой деятельности предприятия. Существует зависимость между ценой (тарифом) и объёмом спроса, которая определяется законом спроса: между уровнем цены на товар и величиной спроса на него существует обратная зависимость. На автомобильном транспорте в зависимости от особенностей производственно- хозяйственной деятельности АТП объем предоставляемых услуг может измеряться в различных единицах, например, тонна-километры, пассажирокилометры, авточасы, тонны, километры, число ездок и др. Спрос в течение какого-либо промежутка времени характеризуется чувствительностью к изменению тарифа, которая определяется коэффициентом эластичности (Кэ). Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на услуги при изменении тарифа на 1% Кэ = , где - процентное изменение объема спроса; - процентное изменение размера тарифа на перевозки; , , , - объемы спроса и размеры тарифа в начале и конце временного интервала. В зависимости от значения коэффициента эластичности (взятого по модулю) спрос может быть неэластичным, единичной эластичности, эластичным (рис.1.2). Спрос, зависящий от изменения тарифа, является неэластичным, если скорость его изменения ниже скорости изменения тарифа. Спрос единичной эластичности характеризуется одинаковым процентным изменением его объема и тарифа. При эластичном спросе его процентное изменение опережает изменение тарифа. Тариф Кэ=0
Кэ→∞
Объем спроса Рис.1.2.Характеристики возможной эластичности спроса: 1-неэластичный; 2- единичной эластичности; 3- эластичный
Реакция клиентов на изменение тарифа при разном характере спроса приведена в табл.1.1 [ ]. Таблица1.1 Возможная реакция клиентов на изменение тарифа
На основе анализа значений и динамики Кэ можно сделать выводы о зависимости процесса реализации услуги от потребительского спроса и о возможных действиях автопредприятия и его конкурентов в области цен. 1. Если предприятие реализует услугу, спрос по тарифам на которую эластичен (Кэ > 1), то: • услугу приобретают группы покупателей, чутко реагирующие на изменение тарифа, так как его фиксированное изменение ведет к большему (в процентном отношении) изменению количества реализуемой продукции (при Кэ=2 уменьшение тарифа на 10% приведет к увеличению продаж на 20%, при Кэ = 10 аналогичное уменьшение вызовет увеличение продаж уже на 100%); • услуга занимает значительную часть в бюджете потребителей, что определяет жесткие требования к её качеству и величине тарифа; • услуга имеет заменители, производимые конкурентами. 2. Если заданное процентное изменение тарифа ведет к меньшему процентному изменению количества реализуемой продукции (Кэ < 1), то автопредприятие реализует услуги, спрос на которую неэластичен. С точки зрения конкуренции это означает, что: • количество предприятий, реализующих данную услугу, небольшое (в противном случае потребители приобретали бы аналогичные услуги других предприятий), и отсутствуют качественные заменители; • потребители услуг малочувствительны к изменению тарифа, что позволяет предприятию манипулировать ценами в достаточно широком диапазоне; • чем ниже эластичность спроса на товар, тем меньшую долю он занимает в бюджете потребителя. 3. При единичной эластичности (Кэ =1) увеличение или уменьше-ние тарифа не изменяет общий объем получаемой выручки от продаж. Кроме уровня автотранспортных тарифов на величину спроса оказывают влияние как факторы внешней среды (время года, наличие других видов пассажирского транспорта, наличие производственных организаций и т.д.), так и маркетинговые факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими предприятиями. Зависимость спроса на услуги предприятия от его маркетинговых усилий представлена на рис.1.3. Рис.1.3. Зависимость спроса от маркетинговых усилий
Емкость рынка характеризует предельно возможный спрос на услуги данного предприятия в определенных условиях. Первоначальный спрос- это минимальный гарантированный спрос на услуги данного предприятия. Экономическая практика показывает, что даже самое пассивное предприятие, не прилагающее никаких усилий к завоеванию рынка, имеет определенный спрос на свои услуги. Причинами могут быть (в случае автотранспортных предприятий): отдаленность конкурирующих АТП; привычка грузоотправителя пользоваться услугами данного АТП; не информированность клиентуры об услугах других предприятий и другие. Разность между емкостью рынка и первоначальным спросом называется возможной эффективностью маркетинга и показывает, какой потенциальный эффект могут иметь усилия по укреплению позиций предприятия на данном рынке при сложившихся на нём условиях. Область 1- это область "нечувствительности спроса", в которой маркетинговые усилия не дают никакого эффекта. Обозначенная на графике цифрой 2 область может быть названа областью эффективного маркетинга. В области насыщения 3 эффективность маркетинговых усилий предприятия начинает заметно снижаться и в какой-то момент становится практически равной нулю. Происходит это, во-первых, из-за приближения величины спроса к естественной границе - емкости данного рынка, и, во-вторых, по причине активизации конкурирующих предприятий, которые не могут оставить без внимания активное рыночное развитие предприятия. Выводы. 1. Развитие деятельности предприятия по принципу "от достигнутого" всегда имеет естественный предел, но если такая задача ставится, то важно определить момент попадания в "область насыщения", когда усилия по развитию на данном рынке перестают приносить эффект и для обеспечения дальнейшего роста требуются качественно новые подходы, например, выход на другие рынки. 2. Никакой рынок, в том числе и автотранспортный, не может быть полностью "завоеван" одним предприятием или группой предприятий, поскольку любое конкурирующее предприятие имеет гарантированный ненулевой спрос на свои услуги.
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА Сегментация рынка– это процесс распределения общей совокупности потребителей на отдельные группы (сегменты) по определенным признакам, которые в той или иной степени определяют мотивы их поведения на рынке. Рыночная сегментация и исследование отдельных рыночных сегментов проводятся для выявления наиболее соответствующих запросам потребителей и возможностям фирмы и оптимальных для её деятельности целевых сегментов. Необходимость подобной сегментации объясняется тем, что успех любого транспортного предприятия зависит прежде всего от правильного выбора «своего» клиента, зоны и вида деятельности, на которые и будет ориентирована его производственная программа. Сегментация рынка автотранспортных услуг проводится по трем группам признаков: по типам потребителей, видам услуг и основным конкурентам [ ]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|