Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2.1.Тарифы на рынке автотранспортных услуг



Общие понятия

Транспортными тарифами называются система провозных плат и дополнительных сборов, взимаемых за перевозку грузов и пассажиров, а также за другие транспортно- логистические услуги, оказываемые транспортными организациями обслуживаемой клиентуре.

Специфика транспортного тарифа заключается в том, что он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы. Транспорт лишь доставляет определенные потреби­тельные стоимости к покупателю, не меняя их качественно и количественно. При этом процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их по­требления. Поэтому подпродукцией транспортапонимается сама работа, связанная с перемещением грузов и пассажиров.

По видам перевозок и услуг тарифы подразделяются на грузовые, пассажирские, экспедиционные и логистические.

Наибольшей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на грузовые автомобильные перевозки. Они формируются не только под влиянием затратного фактора, но и в условиях конкуренции учитывают соотношение спроса и предложения на такие услуги.

Грузовые тарифы – это оптовые цены продукции транспорта. В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возраста­ет, так как к ней присоединяется затраченная стоимость производственных фондов транспорта и рабочей силы. Поэтому тариф на грузовые перевозки представляет собой денежное вы­ражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.

Услуги транспорта оказываются при производстве и реализации всех товаров. Их стоимость отражается в различных элементах конечной цены продукции: себестоимости (как транспортно-заготовительные расходы по доставке материальных ресурсов и частично по доставке готовой продук­ции), оптовой и розничной торговых наценках. Поэтому изменение транс­портных тарифов оказывает существенное влияние на уровень и динамику отпускных и розничных цен товаров. В свою очередь, транспорт является крупным потребителем металла, топлива, цены на которые формируют эксплу­атационные расходы транспорта и влияют на уровень транспортных тарифов.

Для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования АТП при формировании транспортных тарифов нужно исходить из того, чтобы их средний уровень позволял:

· возместить эксплуатационные расходы, включая амортизацию основных фондов;

· обеспечить финансирование капитальных вложений для проведения реконструктивных мероприятий и поставок подвижного состава;

· возместить государственному бюджету средства, получаемые на подготовку кадров, здравоохранение и просвещение, не включаемые в себестоимость перевозок;

· образовывать экономические фонды стимулирования по установленным нормативам (фонд материального поощрения, фонд социального развития и др.), иметь финансовые резервы на особые нужды;

· обеспечить расчеты транспорта с государственным бюджетом за основные производственные фонды, трудовые ресурсы, полученные банковские кредиты.

Расчет тарифов основан на себестоимости перевозок. Но затраты автотранспорта, учитываемые в себестоимости, не исчерпывают всей совокупности необходимых затрат на перевозки. Поэтому уровень ставок провозной платы обычно устанавливают выше себестоимости, чтобы получаемые АТП доходы не только возмещали их издержки, но и обеспечивали создание необходимых накоплений.

Изменение тарифных ставок в зависимости от рода груза называется дифференциацией по грузам, а изменение тарифных ставок при перевозке одинаковых грузов на разные расстояния называется дифференциацией тарифов по расстояниям. Построение тарифов в соответствии с величиной себестоимости и уровнем рентабельности делает их дифференциацию на перевозки различной для разных грузов.

Тарифы на перевозки грузов бывают одно- и двухставочными в зависимости от того, сколько измерителей положено в основу тарифной ставки.

Тарифные ставки на автомобильном транспорте могут устанавливаться на одну ездку, тонну перевезенного груза, тонна-километр или авточас перевозочной работы, километр пробега или представлять собой сочетание этих показателей.

Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанавливаются по группам автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью (например, свыше 0,5 до 2,4 т, свыше 2,4 до 5 т и т. д.) за один километр пробега с грузом. Одновременно может предусматриваться плата за простой автомобиля у клиента.

Тарифы за повременное пользование автомобилями определяются за один час работы автомобиля. Дополнительно предусматривается тариф за один километр пробега сверх 24 километров в час пользования.

Тарифы за перевозку грузов в автомобильных контейнерах рассчитыва­ются с учетом грузоподъемности контейнера (1,25 т, 3 т, 5 т, 20 т) за один километр пробега с грузом. Дополнительная плата взимается за задержку контейнера сверх восьми часов.

Тари­фы на перевозку грузов мелкими отправками зависят от массы отправки (на­пример, до 0,25 т, свыше 0,25 до 0,5 т и т.д.) и включают также стоимость экспедирования груза.

На автомобильном транспорте все расходы относят на два основных измерителя: 1 км пробега и 1 автомобиле-час.

На 1 км пробега относят расходы на топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, на техническое обслуживание, текущий ремонт автомобилей, их амортизации в части, связанной с капитальным ремонтом, на приобретение и ремонт шин, переменные расходы.

На 1 автомобиле-час относят общехозяйственные расходы; затраты на содержание, текущий ремонт и амортизацию зданий и сооружений, затраты административно-управленческого персонала, материалы, топливо и электроэнергию для технологических целей; отчисления на полное восстановление подвижного состава, зарплату водителей; постоянные расходы.

Себестоимость перевозок грузов на автомобильном транспорте на разных расстояниях рассчитывают на основе количества автомобиле-часов, затрачиваемых на начальные и конечные операции, автомобиле-часов и автомобиле-км, приходящихся на операции передвижения, и соответствующих расходных ставок.

При определении себестоимости перевозок для сдельных тарифов, дифференцированных по классам (группам) грузов, исходят из средних значений коэффициентов использования грузоподъемности автомобилей при перевозках грузов того или иного класса. За основу повременных тарифов принимается себестоимость перевозок при полном использовании грузоподъемности автомобиля.

Для стимулирования наилучшего использования грузоподъемности подвижного состава на автомобильном транспорте при недогрузе по вине грузоотправителей с клиента взыскивается плата из расчета возможной грузоподъемности автомобиля при перевозке данного груза. Улучшение использования пробега, т. е. сокращение порожнего пробега, решается путем применения пониженных тарифов при перевозке в порожнем направлении (на 20 % основного тарифа), а также мер административного порядка в целях загрузки автомобилей в обратном направлении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.